Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и операции мышления

Мышление как познавательный психический процесс.

Тема: Мышление и интеллект.

 

 

Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы мышления рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека. А психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для человека, степени его активности, адекватности мышления действительности.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно (умозаключением) раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и опосредования. И через отношения между непосредственно-чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который являлся сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.д.)

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. мотивация (желание решить проблему)

2. анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти» и т.д.)

3. поиск решения (на основе одного известного алгоритма; на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов)

4. логической обоснование найденной цели решения

5. реализация решения

6. проверка найденного решения

7. коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2)

 

Виды мышления

По форме:

· наглядно-действенное

· наглядно-образное

· словесно-логическое

· понятийное

· образное

По характеру:

· теоретическое

· практическое

По степени новизны:

· продуктивное

· репродуктивное

По степени развернутости:

· интуитивное

· аналитическое

 

Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются у высших животных, а у ребенка образует первую ступень развития мышления.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Этот вид мышления, который осуществляется непосредственно при восприятии определенной действительности и без этого осуществляться не может. Оно практически неразличимо с воображением. Это один из этапов онтогенетического мышления

Словесно-логическое мышление – один из видов мышления, характеризующаяся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического.

Понятийное – при решении мыслительных задач используется готовое знание, полученное другими людьми и выраженное в форме понятий, умозаключений. Дает наиболее и обобщенное отражение действительности, но абстрактно.

Образное – при решении мыслительных задач используется мысленное преобразование соответствующих образов таким образом, что в результате манипулирования образами можно найти решение интересующий задачи. Позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей действительности.

Практическое мышление связано с поставкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности. Практическое мышление имеет дело с житейскими, ситуационными обобщениями.

Теоретическое мышление – направлено на открытие законов, свойств объектов. Примером теоретического мышления может служить фундаментальное исследование в науки. Теоретическое мышление имеет дело с научными понятиями.

По степени новизны различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствие протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. А аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы. В значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Операции мышления

1. Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Сравнение – первичная и элементарная форма познания.

Операции сравнения может идти двумя путями: 1)непосредственное сравнение (при непосредственном восприятии); 2)опосредованное сравнение (используются косвенные признаки).

Успех сравнения зависит от выбора существенных признаков.

2. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, сторон и т.д.

Анализ помогает разложить целое на части, т.е. понять структуру того, что мы воспринимаем. Выделяются не только существенные, но и несущественные признаки.

3. Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных частей. Для синтеза, также как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предметов и явлений. Осуществляется не только на основе восприятия, но и на основе воспоминаний.

Анализ и синтез возникли сначала в практической деятельности, а затем стали сторонами теоретического мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выходить на передний план.

4. Абстракция – это выделение и извлечение какой-нибудь стороны или свойства предмета или явления и отвлечение от остальных.

Цель абстракции: выделение части предмета или его свойств из всего потока информации.

Суть абстракции: воспринимая какой-либо предмет или явление и выделяя в нем определенное свойство или часть, следует рассматривать эту часть или свойство независимо от других частей или свойств этого предмета.

5. Конкретизация. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков предметов или явлений, а наоборот, представить себе эти предметы во всем многообразии свойств или признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Конкретизация – это представление чего-либо единичного, что соответствует определенному классу предметов или явлений, к тому или иному понятию.

6. Обобщение – это отбрасывание особенных признаков и сохранение общих, а также раскрытие существенных связей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внимание, воображение и речь в норме и патологии | Нарушения мышления и интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.