КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание
VII. Фактор апперцепции. Гештальт – это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся. Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности. Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства: 1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными. 2. Неправильное восприятие величины предмета: а) иллюзия контраста: Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов. б) иллюзия геометрической перспективы: Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний дольше своей действительной величины. Закон восприятия: Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся. Иллюзия восприятия времени: «Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала. Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала. Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%. Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира. Признаки: · наличие цели; · план наблюдения (выделение критериев наблюдения);
· систематичность; · активный характер. Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать. Внимание (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности. Внимание не является самостоятельным процессом отражения действительности, поэтому не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс. Свойства: I. Избирательность (обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации); Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую. II. Колебание внимания (- это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность); Колебания обусловлены: · значимостью информации; · интересом; · утомляемостью нервных центров. III. Переключение внимания (- это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность); Скорость переключения зависит от: · уровня сложности переключаемых деятельностей; · от целей переключения (полное и неполное). IV. Распределение внимания (- это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности); Эффективность распределения зависит от: · уровня сложности деятельности; · автоматизированности; · тренировки. V. Объем внимания (- то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены). Объем кратковременной памяти равен объему внимания. Объем внимания был экспериментально выявлен Вильгельмом Вундтом и равен 7 ± 2 единицы. Виды внимания: 1. Произвольное (тот вид внимания, который формируется социумом (культурное));
2. Непроизвольное (врожденное (натуральное)). Есть еще один вид внимания (дополнительный): 3. Послепроизвольное внимание (введен профессором Добрыниным). I. Произвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями. Произвольность (в целом) - это способность подчинять себя задаче (мотив – «надо!»). Основными развивающими факторами произвольного внимания являются: · общение; · развивающие виды деятельности: Ø развивающие игры; Ø учебная деятельность (все познавательные виды деятельности). Характеристики: · целенаправленность; · организованность; · повышенная устойчивость. Контрольная функция внимания – это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности. Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений: 1. принятие постоянно усложняющихся инструкций; 2. удержание инструкций на протяжении всего занятия; 3. навыки самоконтроля. Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация. II. Непроизвольное внимание - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Характеристики: · возникает не специально; · наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя); · скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя); Внешние факторы (непроизвольного внимания): 1. Интенсивность (сила раздражителя); 2. Новизна объекта; 3. Необычность; 4. Динамичность (огонь, водопад) – этот вид внимания малоэффективен. Непроизвольное внимание может вызывать сильная актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда). III. Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»). Внимание и возраст. Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного внимания.
Основной механизм формирования произвольного внимания – это интериоризация внешнего опосредования во внутреннее, то есть формирование новой внутренней функции. От 3-4 класса к 7 количество ошибок на внимание снижается более чем в два раза. В старости (после 60 – 65 лет), в тенденции, снижаются устойчивость внимания, объем и продуктивность. Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка. Методы изучения внимания: I. Объем внимания: · тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проэцирования); · стимульный материал в виде: Ø изображение предметов (для детей); Ø в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же). II. Концентрация внимания: · точность диагностирования любой методикой на внимание (Шульте, «шифровка», корректурная проба); · основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок; · методика «перепутанные линии»... Оценка концентрации внимания по наблюдению. Часто встречаются ошибка на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях). · возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения). III. Устойчивость внимания. Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут. Устойчивость определяется: 1. по динамике продуктивности выполнения задания; 2. по динамике ошибок. Определение устойчивости по наблюдению: · снижение внимания к концу задания (отвлекаемость); · нравится или раздражает напряженная работа; · когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости). IV. Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение). V. Распределение внимания: · методики – красно-черные таблицы Горбова; · экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).
По наблюдению: Ø легко или трудно делать одновременно два дела; Ø не раздражает ли это; Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали. VI. Переключение внимания: · корректурная проба с переключением (со сменой задания); · на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому. На скорость переключения влияет: 1. уровень сложности деятельностей; 2. уровень их значимости. Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |