Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание




VII. Фактор апперцепции.

Гештальт – это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся.

Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.

Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности.

Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства:

1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными.

2. Неправильное восприятие величины предмета:

а) иллюзия контраста:

Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов.

б) иллюзия геометрической перспективы:

Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний дольше своей действительной величины.

Закон восприятия:

Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся.

Иллюзия восприятия времени:

«Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала.

Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала.

Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%.

Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира.

Признаки:

· наличие цели;

· план наблюдения (выделение критериев наблюдения);

· систематичность;

· активный характер.

Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать.

Внимание (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности.

Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности.

Внимание не является самостоятельным процессом отражения действительности, поэтому не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс.

Свойства:

I. Избирательность (обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации);

Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую.

II. Колебание внимания (- это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность);

Колебания обусловлены:

· значимостью информации;

· интересом;

· утомляемостью нервных центров.

III. Переключение внимания (- это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность);

Скорость переключения зависит от:

· уровня сложности переключаемых деятельностей;

· от целей переключения (полное и неполное).

IV. Распределение внимания (- это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности);

Эффективность распределения зависит от:

· уровня сложности деятельности;

· автоматизированности;

· тренировки.

V. Объем внимания (- то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены).

Объем кратковременной памяти равен объему внимания.

Объем внимания был экспериментально выявлен Вильгельмом Вундтом и равен 7 ± 2 единицы.

Виды внимания:

1. Произвольное (тот вид внимания, который формируется социумом (культурное));

2. Непроизвольное (врожденное (натуральное)).

Есть еще один вид внимания (дополнительный):

3. Послепроизвольное внимание (введен профессором Добрыниным).

I.

Произвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями.

Произвольность (в целом) - это способность подчинять себя задаче (мотив – «надо!»).

Основными развивающими факторами произвольного внимания являются:

· общение;

· развивающие виды деятельности:

Ø развивающие игры;

Ø учебная деятельность (все познавательные виды деятельности).

Характеристики:

· целенаправленность;

· организованность;

· повышенная устойчивость.

Контрольная функция внимания – это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности.

Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений:

1. принятие постоянно усложняющихся инструкций;

2. удержание инструкций на протяжении всего занятия;

3. навыки самоконтроля.

Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация.

II.

Непроизвольное внимание - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя.

Характеристики:

· возникает не специально;

· наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя);

· скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя);

Внешние факторы (непроизвольного внимания):

1. Интенсивность (сила раздражителя);

2. Новизна объекта;

3. Необычность;

4. Динамичность (огонь, водопад) – этот вид внимания малоэффективен.

Непроизвольное внимание может вызывать сильная актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда).

III.

Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»).

Внимание и возраст.

Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного внимания.

Основной механизм формирования произвольного внимания – это интериоризация внешнего опосредования во внутреннее, то есть формирование новой внутренней функции.

От 3-4 класса к 7 количество ошибок на внимание снижается более чем в два раза.

В старости (после 60 – 65 лет), в тенденции, снижаются устойчивость внимания, объем и продуктивность.

Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка.

Методы изучения внимания:

I. Объем внимания:

· тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проэцирования);

· стимульный материал в виде:

Ø изображение предметов (для детей);

Ø в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же).

II. Концентрация внимания:

· точность диагностирования любой методикой на внимание (Шульте, «шифровка», корректурная проба);

· основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок;

· методика «перепутанные линии»...

Оценка концентрации внимания по наблюдению.

Часто встречаются ошибка на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях).

· возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).

III. Устойчивость внимания.

Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут.

Устойчивость определяется:

1. по динамике продуктивности выполнения задания;

2. по динамике ошибок.

Определение устойчивости по наблюдению:

· снижение внимания к концу задания (отвлекаемость);

· нравится или раздражает напряженная работа;

· когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).

IV. Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение).

V. Распределение внимания:

· методики – красно-черные таблицы Горбова;

· экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).

По наблюдению:

Ø легко или трудно делать одновременно два дела;

Ø не раздражает ли это;

Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.

VI. Переключение внимания:

· корректурная проба с переключением (со сменой задания);

· на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому.

На скорость переключения влияет:

1. уровень сложности деятельностей;

2. уровень их значимости.

Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.