Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды проф деятельности журналиста

Направления деятельности редакции

Можно выделить три основных направления деятельности редакции: творческое, техническое и коммерческое. Первое (творческое) в редакциях печатных СМИ предполагает непосредственно сбор материала, написание журналистских текстов и их редактирование. Второе (техническое) включает в себя набор текстов на компьютере – однако со временем устарело – нет больше такой должности, изжила сама себя, макетирование и верстку номера. Третье (коммерческое) позволяет достичь финансовой самостоятельности издания путем публикации в газете рекламы и занятия различными видами коммерческой деятельности.

К творческим сотрудникам редакции печатных СМИ относятся главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, редакторы творческих отделов, корреспонденты, обозреватели, фотокорреспонденты, художники. Технический персонал представляют операторы компьютерного набора, корректоры, стилистические и выпускающие редакторы, верстальщики, веб-дизайнеры, программисты, сетевые администраторы и др. Коммерческий персонал включает в себя директора по маркетингу, заведующего рекламным отделом, менеджеров по рекламе. К специалистам вспомогательных служб можно отнести секретаря, юриста, бухгалтера, инспектора по кадрам, начальника отдела распространения, заведующего хозяйственной службой и др.

Несколько иначе выглядит структура аудиовизуальных СМИ. К руководящему персоналу относятся генеральный директор, его заместители, генеральный продюсер, программный директор, коммерческий директор, начальник службы информации, директор музыкальных и развлекательных программ, директор спортивных программ. На телевидении и радио есть также множество творческих сотрудников. Это редакторы, ведущие программ, репортеры, комментаторы, обозреватели, шоумены. Их работу обеспечивают различные технические службы (операторы, звукорежиссеры, видеоинженеры, заведующий фонотекой и др.). Как и в печатных СМИ, значительно место в структуре редакционного коллектива занимают коммерческие службы (отдел маркетинга, бюро по рекламе и др.).

При этом необходимо отметить, что каждый творческий сотрудник редакции СМИ должен уметь выполнять пять основных видов профессиональной деятельности. Перечислим их.

1. Журналистская авторская:

— поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на тему газетного, теле-, радиоматериала;

— предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме, проверка их достоверности и определение хода дальнейшей работы над нею;

— работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле-, радиоматериала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);



— формирование замысла будущей публикации, составление плана, сценарной разработки, подбор участников теле-, радиопередачи;

— непосредственное создание материала для газеты, телевидения, радио.

По-видимому, этот вид деятельности можно назвать основным для корреспондентов и обозревателей печатных, аудиовизуальных и сетевых СМИ. Авторская журналистика включает в себя поиск актуальных тем, сбор информации, ее обработку и, наконец, непосредственное создание материала в том или ином жанре.

 

Пример – дом молодежи – избирком: дети для ровесника

 

2. Журналистская организаторская:

— установление контактов с кругом государственных, политических деятелей, работников министерств и ведомств, представителями общественности, а также привлечение их к подготовке публикаций;

— обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности (организация и проведение опросов, в том числе интерактивных, а также дискуссий и обсуждений, ток-шоу);

— проведение массовых мероприятий, организуемых газетой, теле- и радиостанцией (дни подписчика, просветительские и рекламные акции, конкурсы, выставки, викторины, праздники и т.п.);

— работа с редакционной почтой, чтение и анализ писем;

— помощь внештатным авторам в выборе тем и подготовке материалов для редакции.

Для журналиста, как видим, немалое значение имеет также организаторский аспект работы. Далеко не в последнюю очередь это определение круга информаторов, то есть установление и поддержание контактов с людьми, которые в нужный момент могут предоставить информацию. Помимо написания журналистских текстов, сотрудник должен уметь анализировать редакционную почту, искать в письмах новые темы. Довольно распространенными в последние годы стали также различные массовые мероприятия.

Пример – объезд Боброва – новость про машину-пылесос

 

3. Журналистская редакторская:

— оценка степени готовности к публикации в печати или выходу в эфир предоставленного редакции материала;

— редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала, работа над содержанием (замыслом, темой, концепцией) и формой (языком, стилем, композицией) произведения;

— согласование правок с автором.

Таким образом, творческий сотрудник СМИ должен владеть приемами литературного редактирования. В первую очередь это касается заведующего отделом, стилистического редактора и корректора. Во многих редакциях редакторской деятельностью занимаются и сами журналисты.

4. Журналистика программирующая:

—разработка и корректировка концепции издания, теле- и радиопередачи;

— участие в информационном маркетинге, в перспективном и текущем планировании работы;

— планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов (как текущих, так и перспективных);

—коллективный анализ текущей деятельности СМИ (участие в редакционных летучках).

Программирующая журналистика также весьма важна для успешной организации работы издания. Каждый сотрудник редакции должен не только добросовестно исполнять свои обязанности, но и вносить рекомендации по улучшению тематического содержания газеты, радиостанции или телеканала, критически оценивать их деятельность, участвовать в формировании информационного маркетинга.

5. Журналистика производственно-технологическая:

подготовка текста к печати, выходу в эфир, набор материала на компьютере, участие в верстке и оформлении номера, в монтаже аудио- и видеоматериала;

получение, анализ, отбор, компоновка официальных материалов, сообщений информационных агентств, справочных и рекламных текстов;

— непосредственное участие в процессе выпуска информации в свет и в эфир (исполнение обязанностей дежурного).

Производственно-технологический вид журналистской деятельности в последние годы получил особое распространение благодаря стремительному развитию средств информации и коммуникации. Раньше после написания материалов журналист сдавал их машинистке (редко кто печатал их сам), сегодня же он полностью вовлечен в производственно-технологический процесс. Это набор текста на компьютере, распечатка материала, поиск иллюстраций, работа с электронной почтой, использование редакционной компьютерной сети, поиск информации в базах данных.

Процесс журналистского труда в редакции СМИ, таким образом, не ограничивается лишь поиском тем и написанием материалов, а имеет комплексный характер. Ее сотрудники должны быть не только талантливыми журналистами, но и владеть основными приемами информационного маркетинга и основами редактирования, уметь составлять планы редакционной работы, обладать хорошими организаторскими способностями, иметь опыт работы с современной компьютерной техникой. Все это можно определить понятием "универсальный журналист". Данное понятие еще в большей степени относится к теле- и радиожурналисту.

Деятельность любой редакции подчиняется ряду важнейших принципов, то есть основополагающих правил, соблюдение которых обеспечивает эффективную организацию труда, учет интересов аудитории, стабильное положение на рынке СМИ. К ним можно отнести правдивость, объективность, коллективность, комплексность, системность, плановость, непрерывность. Немаловажны также личная ответственность, самокритичность, обратная связь с читателями, поддержание творческого микроклимата, сочетание универсальности знаний со специализацией. Рассмотрим важнейшие из них.

Принцип правдивости можно назвать самым главным. Информация, подготовленная к печати или выходу в эфир, должна быть обязательно проверена. Желательно получать сведения сразу из нескольких источников. При подготовке материала необходимо строго придерживаться фактов, избегать обобщений и домыслов, заблаговременно получать документы, подтверждающие информацию, быть осторожным с собственными оценками.

Принцип объективности тесно связан с предыдущим и предполагает непредвзятое и беспристрастное отношение автора и редакции к фактам или происходящим событиям. Порой в угоду сиюминутной сенсации журналисты пренебрегают им, в результате чего публикации получаются неправдоподобными, субъективными, тенденциозными. При подготовке материала (особенно критического) необходимо показать разные точки зрения на проблему, выслушать все стороны.

Принцип коллективности, как никакой другой, характеризует специфику редакционной работы. Ведь без взаимосвязи всех сотрудников, без создания организованного коллектива невозможен выпуск хорошей газеты, теле- или радиопередачи. При этом труд журналиста носит индивидуально-коллективный характер: корреспондент с коллегами обсуждает тему, советуется, с кем встретиться, о чем именно поговорить, как лучше подобрать факты, как их проанализировать.

Принципы комплексности и системности связаны с предыдущим и позволяют рассмотреть СМИ как комплекс взаимосвязанных друг с другом систем. При сбое хотя бы в одной из них (например, не готова реклама для очередного номера) ставится под сомнение своевременный выпуск газеты, выпуск теле- и радиопередачи.

Принцип плановости, вне всякого сомнения, можно назвать одним из самых главных. Во-первых, очень важно иметь план на полгода или год, в котором определены основные тематические линии и общая направленность СМИ. Во-вторых, немалое значение имеют текущие планы, которые дают представление о тематическом, авторском, жанровом характере будущих публикаций. В-третьих, никак не обойтись без плана очередного номера газеты или выпуска передачи, в котором указаны конкретные материалы журналистов, их объем (хронометраж), жанр и др. Наконец, каждый журналист газеты должен иметь индивидуальный творческий тематический план.

Принцип личной ответственности предполагает персональную ответственность журналиста за достоверность публикуемых под его именем сведений. При возникновении конфликта между корреспондентом и героем его публикации, когда подобранные факты оказались искаженными, дело может дойти до суда. Если автор не докажет достоверность опубликованных данных, то будет наказан не только он, но и редакция. Кроме того, суд обяжет редакцию признать факты не соответствующими действительности и публично извиниться перед героем публикации. Вот почему при подготовке материала нельзя забывать о личной ответственности за каждое написанное слово и обязательно проверять достоверность полученных фактов.

Правдивость, объективность, честность, порядочность -- одни из важнейших качеств современного творческого работника СМИ. За соблюдением этих принципов следят профессиональные организации журналистов. Задачи, принципы деятельности, внутренняя структура, права и обязанности членов определяются их уставами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Виды проф деятельности журналиста

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.90.0
Генерация страницы за: 0.104 сек.