Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема политического риска: понятие и методы оценки

Политическая среда международного бизнеса

Структура правового анализа

Круг вопросов международного частного права является предметом изучения са­мостоятельной учебной дисциплины по специализации «Международный менед­жмент».

Знания в этой области необходимы при решении различных практических вопро­сов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных орга­низаций, фирм и отдельных физических лиц на территории России. Исходя из изло­женного выше, можно предложить следующую структуру правового анализа.

1. Общая оценка согласованности системы права в стране с основными поло­жениями международного права.

2. Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок).

3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.

4. Защищенность собственности и прав личности.

5. Регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансо­вых операций через границу.

6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.

7. Регулирование создания и трансформации бизнеса.

8. Регулирование трудовых отношений.

9. Регулирование цен.

10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.

11. Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц (желательно с комментариями юриста-международника и специалиста по международно­му аудиту).

12. Общая оценка стабильности правовой системы страны (желателен и веро­ятный прогноз опасностей с этой стороны).

 

 

Политические силы – связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Международный рынок находится под влиянием внутренней и внешней политики государств-участников. Политическая и социальная напряженность в отношениях могут осложнять процессы закупки, производства, доставки, дистрибуции, продвижения и сбыта, или вообще делать их невозможными. Нередко экономические санкции применяются в качестве политических рычагов давления на те или иные государства. Стабильность политической ситуации отчасти гарантирует экономическую и финансовую стабильность.

Анализ политической среды заключается в следующем:

- понимании различий в политических системах;

- определение политических рисков;

- идентификация стратегии компании с политическими рисками;

- определение природы взаимодействия правительства с бизнесом.

 

В энциклопедическом словаре "Экономика и страхование" под редакцией С. Ефимова политический риск рассматривается как "опасности, возникающие для объекта страхования в результате действия государственных органов или организованных групп лиц, действующих по политическим мотивам". Политический риск может включать в себя войну (объявленную или необъявленную), революцию, гражданские волнения, национализацию, экспроприацию, конфискацию, мораторий.

Глоссарий проекта "Эксперт РА" - "Управление рисками в России" - связывает политический риск с нестабильностью внутриполитической обстановки, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства.

Под политическим риском понимается вероятность нежелательных последствий политических решений правительства принимающей стороны для иностранного бизнеса. Возможные нежелательные последствия политических мер государства, принимающей стороны. Типы государственного вмешательства можно ранжировать по возрастанию порядка силы воздействия на бизнес от не дискриминационного вмешательства через дискриминационное и дискриминационные санкции до лишения владения (см. табл. 2.1.)

 

Таблица 2.1

Типы государственного вмешательства

 

Не дискриминационное вмешательство Дискриминационное вмешательство Дискриминационные санкции Лишение владения
Возможные последствия для предприятия
Потери в гибкости перевода прибыли Потеря операционной прибыли Потеря имущества Потеря всех возможностей
1. Требование назначения на руководящие посты. национальных подданных. 2. Переговоры о трансфертных ценах в целях содействия налоговым поступлениям в своей стране. 3. Требование к экспортным отраслям, чтобы они осуществляли продажи на внутреннем рынке по ценам на пороге рентабельности чтобы: - субсидировать местное потребление; - содействовать местному инвестированию. 4. Требование осуществлять инвестирование в создание социальных и экономических инфраструктур. 5. Требование использовать несколько процентов элементов местного производства в составе импортируемых комплектующих изделий. 6. Временное оставление неконвертируемой валюты принимающей страны. 1. Разрешаются такие совместные предприятия, в которых иностранная фирма владеет меньшей долей. 2. Взимание специальных налогов или значительных платежей за коммунальные услуги. 3. Применение различных юридических затруднений (придирок). 4. Содействие бойкоту товаров или персонала иностранного предприятия. 1. Скрытая экспроприация (например, обязательное и точно установленное реинвестирование прибыли). 2. Взимание налогов или платежей предназначенных воспрепятствовать реализации прибыли. 3. Требование солидного возмещения за прошлые нарушения закона. 1. Экспроприация (лишение собственности безвозмездно или оплачивается одним классом у другого). 2. Национализация (переход собственности государству, может быть также компенсировано). 3. Социализация (всеобщая национализация). 4. Конфискация (изъятие безвозмездно в казну).
         

 

Рассмотрев основные подходы к определению политического риска, дающие представление о предмете исследования, можно перейти к описанию методик оценки данного феномена.

 

МЕТОДЫ И ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

Подходы к оценке политического риска прошли путь от неструктурированных качественных методов, преобладавших до 70-х годов XX в., до формализованных структурированных качественно-количественных моделей, применяющихся в настоящее время. На сегодняшний момент существует более десятка моделей расчета и рейтингования политических рисков, используемых многочисленными экспертными агентствами и консалтинговыми фирмами США и Европы, такими, как: Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon), BERI (Business Environment Risk Index) и т. д.

Главная проблема отечественной практики оценки политических рисков заключается в том, что в России до недавнего времени не велось никаких разработок методик анализа и оценки политических рисков, несмотря на актуальность данной темы, в то время как на Западе политические риски изучаются с 50-х годов XX в.

Прежде чем начать рассматривать существующие методики, представляется целесообразным разбить их на группы. На основе методического подхода к оценке их можно условно разделить на три группы: качественные, количественные и комбинированные. Некоторые исследователи именуют качественные методики субъективными, а количественные - объективными. Они исходят из различия используемой информации в анализе политических рисков. Это могут быть либо субъективные экспертные оценки, либо первичные объективные данные, соответственно. Такое дихотомическое деление проистекает из субъективно-объективной типологизации базового для теории политических рисков понятия - вероятности.

Таким образом, сводя все многообразие оценочных методов и методик исследования политического риска к трем группам, можно утверждать о наличии трех аналогичных подходов к анализу данного феномена. Приведем примеры наиболее известных моделей, соответствующих каждому из подходов.

Классический качественный подход реализуется в форме традиционного доклада, обычно об одной стране (регионе, отрасли). В основе методик этого типа, ориентированных на анализ качественных факторов, лежат заключения экспертов. Применение таких методов имеет смысл только при условии привлечения очень опытной группы экспертов, хорошо знающих ситуацию в оцениваемой стране или регионе, или отрасли. Следует отметить, что этот подход не предполагает полного отсутствия каких-либо количественных значений. Многие центры качественной оценки риска используют количественные индексы, аналогичные тем, что применяются центрами количественной оценки. Разница заключается в методологии, используемой для проведения оценки.

Методологической базой большинства качественных моделей является метод обобщенных экспертных оценок Дельфи (Delphi), представляющий собой итеративную процедуру анкетного опроса. Применение метода Дельфи благодаря особой процедуре опроса специалистов и статистического анализа полученных результатов позволяет избежать погрешностей индивидуальной экспертизы, а также многих недостатков традиционной групповой экспертизы. Достоинство метода Дельфи заключается в использовании обратной связи в ходе опроса, что повышает объективность и надежность экспертных оценок уровня риска.

Классическими примерами качественного подхода являются метод "старых знакомств" (old-hands) и метод "больших туров" (grand tours), широко применявшиеся в 70-е годы XX в.

Оценки политического риска по методу "старых знакомств" представляют собой отчеты, составленные специалистами, которые обладают знаниями об определенной стране и поддерживают контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами в этой стране - политиками, дипломатами, учеными, бизнесменами, журналистами. Основной недостаток этого метода – его крайний субъективизм, а также тот факт, что источником информации являются оценки и мнения сторонних экспертов (это заключает в себе вероятность наличия определенных интересов у экспертов, а следовательно, необъективность предоставляемой ими информации).

Метод "больших туров" ("инспекционных поездок") предполагает посещение исследуемой страны группой экспертов и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Как и в первом случае, практика позывает, что отрицательная сторона этого метода – это, с одной стороны, приукрашивание реальной ситуации и собираемой информации, а также излишне оптимистичный прогноз, с другой стороны – наличие либо идеологических, либо личностных пристрастий.

Исследователь политических рисков Дж. Саймон характеризует этот подход как "спорадический, основанный на селективном, неконтролируемом восприятии или идеологических и личностных пристрастиях".

Наиболее известной моделью качественного подхода оценки политического риска, использующей метод Дельфи, является BERI. BERI index Business Environment Risk Information Index информационный индекс делового риска ("БЕРИ" индекс): показатель "странового" или суверенного риска; "суверенный" ("страновой") риск: риск того, что иностранное правительство откажется обслуживать или погашать долг, выполнять другие обязательства в результате изменения национальной политики; риск, связанный с финансовым положением целого государства, с возможностью прекращения всеми или большинством экономических агентов (включая правительство) внешних платежей; для контроля за "суверенным" риском банки устанавливают лимиты кредитования.

В результате выводятся два индекса. Первый: индекс политических рисков (PRI - Political Risk Index), отражающий оценку восьми социально-политических факторов в той или иной стране (регионе) и двух индикаторов ("симптомов") риска, оцениваемых по 7-балльной шкале (где 7 баллов означает, что в области социально-политических условий страна не испытывает никаких трудностей, 0 баллов означает большие трудности). Второй: индекс операционных рисков (ORI - Operation Risk Index), отражает оценку деловой среды и выявляет основные препятствия на пути развития бизнеса. Оценка проводится на основе 15 критериев по 4-балльной шкале, где оценка "4" соответствует наиболее благоприятной деловой среде, оценка "0" означает неприемлемые для развития бизнеса условия. В рамках данной модели существует третий, дополнительный индекс "R", отражающий степень готовности страны позволить иностранным компаниям импортировать оборудование и сырье, а также переводить доходы к себе на родину. Этот индекс включает 4 субиндекса, подробное содержание которых не известно, однако, один из них оценивает эффективность действующего законодательства и правоприменительную практику. Компоненты Индекса политического риска (PRI) приведены ниже.

Внутренние факторы.

1. Фрагментация политического спектра и властный ресурс каждого сегмента.

2. Различные способы мышления: ксенофобия, национализм, отношение к коррупции, готовность идти на компромисс и т.д.

3. Разделение на основе языка, этнической принадлежности и/или вероисповедания и властный ресурс соответствующих групп.

4. Социальные условия, включая плотность населения и распределения общественных благ.

5. Необходимость в запретительных и карательных мерах для поддержания власти.

6. Организованность и сила радикальных политических группировок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды правовых систем | Внешние факторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.