Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира 2 страница




4. все прочие функции лежали на вече. Решающая власть на вече находилась в руках новгородских бояр и патрициата (привилегированное городское сословие). Они вели свое происхождение от старой дружины, состоящих из “золотых поясов”. Они организовывались вокруг личности святого покровителя какого-либо храма. Они монополизировали все высокие должности, и это позволяло им определять характер принимаемых на вече решений. Их независимость не знала себе подобных на всех русских землях. Тем не менее, Новгород не претендовал на лидера русских земель. Новгород не стремился занять место Киева. Если до этого осуществление торговли по пути “из варяг в греки” требовало национального объединения, то торговля с Ганзой такой потребности не вызывало.

Своими постоянными набегами печенеги, а потом половцы сделали невыносимой жизнь славянских поселенцев на Юге. Из Черноземной полосы и прилегающей к ней лесостепной полосы славянам пришлось отступить под прикрытие леса. В течение XIII - XIV вв. бассейн Днепра и его притоки попали под влияние Литвы. Литва заполнила вакуум, созданный распадом Киевской Руси. Литва занимает Западную и Юго-Западную Русь. Коренная Литва окружалась русскими землями. Они составляли 9/10 её территории - это “Великое Княжество Литовское и Русское”. Русское культурное влияние в этом новом государстве пользовалось преобладанием. Русские подчиняли господствующих в политическом плане литовцев. Литовский князь не вмешивался во внутреннюю жизнь завоеванных русскими территорий. Во второй третьи XIII века великий князь Миндовг (Миндаугас) (? – 1263), а позже Гедимин (Гедиминас) (? – 1341), а далее его сыновья Гедиминовичи были женаты на русских княжнах. При дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык, русские князья были вассалами литовского князя, платили ему дань, служили в армии во время войны, но в остальном были свободны. У великого князя было меньше земли, чем у князей и их дружинников вместе взятых. Это заставило великого князя внимательно прислушиваться к пожеланиям рады, составленной из его беднейших вассалов. Вплоть до конца XIV века русские области не испытывали национального или религиозного гнета. Строй и характер русской жизни сохранялся, и потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях и в политике мало что потеряли. Государственный строй - федеративный. До конца XIV века русское культурное влияние шло по нарастающей, Гедиминовичи обруссевали. Из их числа вышли впоследствии наиболее известные русские роды: Бельские, Голицыны, Куракины, Мстиславские, Трубецкие, Хованские. Со значительной быстротой идёт складывание нового своеобразного варианта русской государственности, где великий князь был вынужден обращать внимание на мнение крупных землевладельцев, чьи латифундии превышали княжеские.

Но эти тенденции были сломлены, когда великим литовским князем стал Владислав Ягайло (Ягелло) (1350 – 1434). Его прозападная ориентация во многом была связана с условиями его католического воспитания в Польше. После прихода к власти он проводит целый ряд мероприятий, которые имели серьезные последствия. 1385 г. - Ягайло принимает западное христианство. С 1386 г. права и привилегии польской шляхты быстро перевесили права русских аристократов. Начинается вытеснение русских князей, упраздняется крупное княжение русских князей, самоуправление заменяется наместничеством, литовская аристократия сменила ориентацию с русской на польскую, полонизация и окатоличивание захватывает и русскую знать. Большинство русских сохраняет верность восточному христианству и традициям Древнерусского государства. Начинается национальная религиозная вражда, которой не было до конца XIV века. Эта вражда перерастает в жестокую политическую борьбу. В ходе борьбы национально мыслящая часть русского населения укрепляет своё настроение в пользу русского общества. Католическая церковь пытается заставить подчиниться православное население. В 1596 г. была подписана Брестская уния, которая образовала Униатскую церковь, т.е. православную по обряду, но подвластная Папе Римскому. Большинство русского населения тогда отказалось от поддержки этой церкви.

Т.о., ни Новгород, ни Литовская Русь оказались не в состояние объединить русские земли. Новгород из-за своего узкого коммерческого кругозора, а Литовская Русь - из-за религиозного вопроса. Задачу объединения русских земель взяла на себя самая бедная на тот период русских земель, которая лежала на Северо-востоке.

 

Причины и характер возвышения Северо-Восточной Руси

 

Когда Киевская Русь находилась на вершине своего расцвета, Северо-Восточная Русь была лишь третьесортной пограничной зоной. Население здесь почти полностью было угро-финское. Подъём наметился лишь в XII веке. Тогда главный город Ростов Великий сделался наследственной собственностью младшей ветви семьи Владимира Мономаха. Первым самостоятельным правителем Ростова стал младший сын Мономаха - Юрий Владимирович Долгорукий (князь суздальский и великий князь киевский 1125 - 1157). Он оказался удачливым колонизатором и получил множество городов, деревень, церквей. Это стало возможным благодаря тому, что освобождал от дани всех, кто приходил из других княжеств. Политика переманивания была продолжена его сыном Андреем Боголюбским (великий князь владимирский 1157 – 1174), и к концу XII века этот район оказался самым заманчивым среди русских земель.

Этому способствовало не только освобождение от налогов, но и ряд других обстоятельств:

1. Район безопасен от набегов кочевников из-за того, что здесь была территория с густыми лесами – залесье.

2. В районе Волги и Оки обнаружено доброе качество почвы - полоса чернозёма с небольшим содержанием перегноя. Район – ополье.

3. Значительный приток переселенцев из всех других земель способствовал тому, что передовые технологии в области сельского хозяйства, разведения скота, рыболовства и т.д. оказались представлены в Северо-восточной Руси. Переселялись люди работоспособного детородного возраста. Мобильное, экономически активное население. Пришедших людей на эту территория одновременно подчиняет угро-финское население, ассимилирует его смешанными браками, и из-за этого в крови жителей Северо-Восточной Руси оказывается примесь угро-финской крови. Отсюда этнологи отмечают, что появляются восточные черты у этой части восточных славян: скуластость, маленькие глаза на круглом широком лице, что отличает население в Северо-Восточной Руси от других восточных славян.

До XVI века в Северо-Восточной Руси преобладала подсечная система земледелия и полукочевой образ жизни. Это всё характерно для низкого уровня земледелия. Данные условия не способствовали сплочению народа. Малолюдность, обширность территории, возможность переселения в более отдалённые безопасные районы, следовательно, - возможность сохранения самобытности. Условия их жизни стимулировали становлению авторитарной версии древнего идеала. Для этого общества были характерны натуральная система хозяйства со слабо развитой торговлей, зависимость от природной стихии и экономическая слабость личности, общая безопасность. Если Киевская Русь развивалась на торгово-городской основе, то основу формирования государства на Северо-Восточной Руси составляла деревня. Центром первоначально было княжество Ростовское, но Боголюбский перенёс центр во Владимир, и княжество Владимирское становится колыбелью нового государства - Московского царства.

Историки прошлого утверждали, что Московия – преемник Киевской Руси. Западные учёные поддерживают эту точку зрения. Вопрос о преемственности, однако, не очевиден. В русской историографии XIX века ставился вопрос: насколько преемственность была реальной? Доказательственная база содержится у В.О. Ключевского. Историк П.Н. Милюков показал, что традиционная схема преемственности Москвы от Киева берёт начало в писаниях московских публицистов конца XV - начало XVI вв., т.е. не всегда считалось, что Московское царство – преемник Киевской Руси.

Московские публицисты стремились поддержать московские притязания на все земли восточных славян, а особенно на земли, находящиеся под властью Польско-литовского государства. Взяв критику Ключевского и Милюкова, украинский историк Микола Хрушевский утверждал, что законными преемниками Киевской Руси были в Галицкой и Волынском княжествах, и хотя они были под властью Польско-литовского государства, именно здесь живее всего сохранились традиции и институты Киевской Руси. Московское царство же является новым политическим образованием.

В Северо-Восточной Руси, действительно, были введены существенные политические новшества. Они создали новый строй, который отличался от порядков и институтов Киевской Руси. Происхождение многих из этих новшеств можно вести от того, каким образом сложилось государство на Северо-востоке Руси.

Во всех вышедших из Древнерусского государства княжеств, кроме Северо-восточных, население появляется раньше князей, т.е. сперва образуется население, а потом политическая власть. В Северо-Восточная Русь колонизация новых земель велась по инициативе и под руководством князей, т.е. здесь власть опережала появление населения. В результате князья на Северо-востоке Руси обладали такой властью и таким престижем, на которую сроду не могли рассчитывать князья в других русских землях. Земля по убеждению князей на Северо-востоке Руси всегда принадлежит им также как города, сёла, пашни, луга, речные пути. Они всё это считали своей собственностью.

Но все живущие на земле Северо-Восточной Руси изначально считались челядью князя. Эти люди не могли претендовать на землю и не обладали какими-либо неотъемлемыми личными правами. В Северо-Восточной Руси сложилось новое собственническое мировоззрение. Усиление княжеской власти воплощало авторитаризм. Развитие авторитаризма стимулировало представление, идущее из древности. Оно укрепляло представление о князе, как о тотеме. Культурное наследие способствовало тому, чтобы первое лицо могло вписаться в новый нравственный идеал. По новому нравственному идеалу князь рассматривался в качестве носителя высшей правды.

По традиции восточного христианства первое лицо является помазанником Божьим, что подтвердило дохристианскую веру. Авторитаризм пронизал все институты политической власти. Старые представления, попытки сохранить порядки Киевской Руси доходили до того, что бояре предотвратили усиление князя. Усиление авторитарной власти способствовало укреплению собственнических настроений, и это усиление придало власти Северо-Восточной Руси особый характер, которого не было в других русских землях. Собственность обозначалась термином вотчина (то есть, полученная от отца). Этот термин означал собственность и полномочие, унаследованные от отца. Тогда не существовало твёрдых юридических норм собственности и суда, где можно было отстоять свои притязания на собственность, и поэтому не определялось в каких-либо юридических нормах приобретение путём наследования. Но, доставшееся от отца, считалось по исторической традиции принадлежащим сыновьям и внукам. Это было если не единственным, то наилучшим доказательством владельческого права. Между различными видами собственности не проводилось различия. Население отдавало себе под власть вотчинника (он отец, тотем). Это послужило основой тому, что переход к государственному подданству произошел в холопской форме. Князь был крупнейшим землевладельцем. Большая часть дохода поступала от эксплуатации личных земель, где работали холопы. В хозяйстве, основанном на холопском труде, решающим фактором является предложение, а не спрос, т.е. хозяйства такого типа, в котором могут появляться излишки рабочих рук из-за наличия большого числа холопов, для которых нужно искать работу. Отказ от рабовладения в Европе привёл к излишку живого товара в XII - XIII вв. в русских землях. Избыток рабочей силы становится мотивацией для интенсивной эксплуатации земель.

Три основных разряда землевладения: 1. Частные земли князя; 2.Владения монастырей и других землевладельцев; 3. Чёрные земли. Их возделывали вольные земледельцы. В хозяйственном отношении эти три разряда, за исключением размера, не сильно отличались друг от друга. Даже крупнейшие владения состояли из множества крошечных ячеек, деревень и сёл. После смерти князя его княжество делилось между сыновьями, и каждый получал свой удел. Удел делался вотчиной. Когда приходило время умирать, князь был вынужден делить удел между сыновьями, выделяя им вотчины. Такой обычай Северо-Восточной Руси вёл к уменьшению территорий княжеств. Часть из них дошли до размеров мелкого имения. Период удельного дробления – вторая половина XII века – первая половина XV века – это время «распыления» (В.О. Ключевский) русских земель по княжеским уделам.

Но неожиданно данный пагубный процесс был остановлен, постепенно начинается попятный процесс «собирания» русских земель. Решающим фактором становления Русского государства становится его взаимодействие с империей Чингисхана. Именно тогда был осуществлён этнокультурный и геополитический синтез. Именно в результате синтеза было создано новое мощное централизованное государство на новом нравственном идеале. В 1237 - 1241 гг. Северо-Восточная Русь и Новгородская земля стали данниками одного из ответвления монгольской империи – Золотой Орды. Центром его стал новый населённый пункт – Сарай (Нижнее Поволжье).

Монголов не интересовали земля и лес, нужны были деньги и рекруты. В богатых и развитых странах Азии они оккупировали территорию и подчинили население. В русских же землях они поступили иначе, обложив население данью. В 1257 году с помощью привезённых китайских специалистов была проведена первая перепись на Руси – самая современная по тем временам научная разработка. Исходя из полученных данных, монголы разложили обязательства по выплате дани. Основной единицей обложения был двор, на все товары – налог с оборота. Монгольский хан сделался хозяином русских земель. Именовался цезарем (царём) – то есть титулом Византийского императора. Ни один русский князь не мог вступить во власть, не заручившись ярлыком. Первым из князей такой ярлык получил в 1243 г. князь Ярослав Всеволодович. Князья находились под бдительным взором баскаков. Коллаборационизм – сотрудничество с оккупантами становится главным достоинством князей. За счёт опоры на монголов русские князья усиливали авторитарные тенденции. Вече переживает резкий упадок. Монголы видели в вече хлопотное средоточие народного недовольства. К середине XIV века, за исключением Новгорода и Пскова, от вече ничего не осталось. Исчез единый институт, способный обуздать политическую власть.

Одни учёные придают монгольскому господству первостепенное воздействие. По их мнению, полтора века засилья имело пагубное воздействие на политику и экономику Руси. В первую очередь, усугублялась изоляция князей от населения. Появилась мысль о том, что власть по природе незаконна. В целом русская жизнь ожесточилась. Появляются понятия кандалы, нагайки, т.е. для русского населения государство стало ассоциироваться с насилием. Это подготовило почву для политической власти, впитавшей элементы монгольского засилья.

Монголы оказали и позитивное воздействие на эволюцию порядков на Северо-Восточной Руси. Они смогли ослабить разрозненные русские княжества и главную силу аристократии – боярства. Этим они способствовали усилению власти великого князя. В.О. Ключевский считал, что монголы выступали в качестве объединительного фактора. Без них князья разнесли бы княжества усобицами. Они научили князей строить многонациональное государство. Внесли в отношения господства и подчинения в Северо-Восточной Руси начало иерархии и дисциплины. Способствовали они и усилению Северо-Восточной Руси, и во многом поэтому Северо-Восточная Русь стала предшественником создания нового единого централизованного государства.

 

Возникновение Московского государства

в конце XIV - начале XVI вв.

 

Процесс объединение Северо-Восточной Руси в новое национальное государство, по мнению многих специалистов, начинается приблизительно уже около 1300 г. Тогда отнюдь не казалось, что в русских землях сложится унитарное государство. Тем более, ни по каким документам мы не можем проследить, что столицей этого государства будет Москва. В действительности у концепции исторической неизбежности возвышения Москвы имеется один дефект: она крепка задним умом. Если судить по поведению удельных князей, то когда начинается собирание русских земель, во-первых, не было ни у кого убеждения в его желательности, а тем более неизбежности его объединения. А теологические основания были подведены под этот процесс позже. На самом деле, легко можно было доказать, что русские земли могли пойти по пути Германии или Италии, т.е. войти в XIX в. в раздробленном виде. Москва стала столицей в результате субъективных факторов. При этом надо учитывать, что создание единого государства в русских землях происходит более сложным путем, чем на Западе. Классическая феодальная раздробленность завершается потому, что на Западе главной задачей была обуздать узурпаторов вассалов. Теоретически даже в период феодальной раздробленности у монархов сохраняются их права. Но теперь нужно было их вернуть в практическую зависимость. Т.е. нужно было вернуть форму, существовавшую до феодальной раздробленность и монарх должен был встать во главе. Это было преодоление феод раздробленности на Западе. В русских землях для объединения нужно было сделать два серьезных шага: 1) нужно было определить, кто же из многочисленных Рюриковичей может сделаться единоличным держателем верховной власти. Т.к. в обычном праве наставлений на этот счет не было, то разрешить этот вопрос можно было только силой. 2) После этого победитель должен был подавить своих соперников и стать самодержцем. Т.е. процесс перехода от раздробленности требовал сначала борьбы князей друг с другом, а дальше победоносный князь должен был сражаться со знатью и духовенством.

Реально процесс установления единодержавия и самодержавия не был разграничен, но для исторического анализа их лучше разграничить. Если русским землям суждено было объединиться, то в силу ряда причин эту задачу могли бы решить не Новгород с его узким коммерческим интересом и не Литовская Русь из-за раскалывающего религиозного вопроса, а одно из удельных Северо-восточных княжеств. Здесь на Северо-востоке Руси первоначальные княжества со стольным градом Ростовом Великим путем бесконечного деления вотчин разделились на множество больших и малых уделов. После 1169 г., когда Андрей Боголюбский решил не бросать своего удела и не переезжать в Киев на великое княжение, титул великого князя стал связываться с его излюбленным городом Владимиром. А его братья, их потомки правили Владимиром поочередно с потомками Боголюбского. Монголы уважали этот обычай и князь, которого они назначали на великое княжение, приобретал и город Владимир с окрестностями. Как правило, князья, получившие ярлык на великое Владимирское княжение, не переезжали туда. При удельном порядке титул великого князя давал своему носителю мало власти над братьями. Титул на Великое Владимирское княжение, однако, предоставлял право собирать подати с Владимира и его окрестности. Монголы предоставляли ярлык на Великое Владимирское княжение тем князьям, которых считали наиболее услужливыми. Получить ярлык на Великое Владимирское княжение мог тот, кто больше гостил в Сарае и привозил с собой достаточно гостинцев хану и его окружению. Великий Владимирский князь Ярослав Всеволодович (1238 - 1246 гг.) первым получил такой ярлык. Он проводил очень гибкую политику в отношении Золотой Орды. Тем не менее, его вызвали в Золотую Орду, где он должен был подтвердить право на Великое Владимирское княжение в 1243 г. ярлыком от Батыя. В 1245 г. его вновь хан вызывает в Орду, но, приехав туда, его отправляют в столицу Монголии - Каракорум. Там он был отравлен и ярлык на Великое Владимирское Княжение переходит его брату Святославу (1246 -1247). Сыновья Ярослава - Александр и Андрей решили оспорить права дяди на Великое Владимирское княжение. Они отправились в Орду, там вопрос не был решен, и им пришлось добиваться решения этого вопроса в столице Монголии - Каракорум. Главное здесь было, чтобы те подарки, которые они там подарили, были лучше, чем те, которые до этого подарил Святослав. Там ярлык на Великое Владимирское Княжение достался младшему брату Андрею (1248 - 1252). Старшему брату - Александру достался лишь Новгород. Такое несправедливое решение было свойственно монголам, любивших натравливать князя на князя, брата на брата. Но оно имело свои последствия, вошедшие в историю.

В 1250 г. Великий Владимирский князь Андрей Ярославич женился на дочери Даниила Галицкого. Даниил Галицкий стремился таким путём объединить Северо-восточную и Юго-западную Русь. Т.е. был заключен по сути дела династический союз, способствующий объединению русских земель. Этот союз и прямо, и косвенно был направлен против Золотой Орды. Как только князь Александр Ярославич узнал об этом династическом браке, он помчался со своим отрядом в Сарай. Поэтому в 1252 г. Батый отправил карательные войска одновременно против Даниила Галицкого и Великого Владимирского князя Андрея. Но брат Андрея – Александр Ярославич не терял времени. Он 15 июля 1240 г. разбил на Неве небольшой шведский отряд Биргера, получившего благословение на крестовый поход в русские земли от Папы Римского. За это Александр Ярославич получил в народе прозвище Невский. Еще через 2 года Александр изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгромив их по преданию на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. В 1245 г. он также победил литовцев в районе Витебска и Торопца. Видя силу Александра, Папа Римский за признание католицизма пообещал ему помощь ливонцев в борьбе против монголов. Но Александр предпочел быть верным слугой монголам и, используя прежние заслуги по защите территории Золотой Орды, Александр уговорил хана передать ему ярлык на Великое Владимирское княжение. При помощи приданного ханом монгольского войска он захватил в 1252 г. Владимир, сверг младшего брата Андрея и принял звание Великого Владимирского князя. Андрей Ярославич бежал в Швецию. Династическое объединение Северо-восточной и Юго-западной Руси было сорвано.

Известный эмигрантский историк Г.В. Вернадский, по учебникам которого учатся во многих странах Запада, в статье “Два подвига Александра Невского” резко критиковал Андрея Ярославича и Даниила Галицкого. По его мнению, они имели ошибочную ориентацию на Запад против монголов. Этой линии Вернадский противопоставляет деятельность Александра Невского, который заключил союз с монголами и направил главный удар против католической агрессии, ибо Александр видел в монголах дружескую силу в культурных отношениях, которая могла помочь сохранить русскую самобытность от латинского Запада.

Последующее поведение Александра Ярославича вполне оправдало доверие, оказанное ему монголами. Так в 1257 - 1259 гг. он жестоко подавил народное восстание в Новгороде против монголов, а в 1262 г. восстания в Ростове, Ярославе и Суздале. Всё это было на долгие годы памятно монголам, и хотя после его смерти в 1263 г., монголы несколько раз отбирали Великое Владимирское Княжение у его потомков, передавали по очереди князьям Тверским, Рязанским, Нижегородским, но потомству Александра Невского всегда удавалось уговорить ханов изменить свое решение. Так оно, в конце концов, сделало Владимир и великокняжеское звание наследственной собственностью, вотчиной своего дома.

С наибольшем успехом коллаборационистскую тактику использовали родичи Александра Невского, сидевшие в Московском уезде. Еще в XIII веке он не играл заметной роли. Удел был выкроен в 1276 г. для сына Александра Невского - Даниилы Александровича. Его сыну Юрию Данииловичу в 1317 г. удалось добиться руки ханской сестры, и в подарок на свадьбу он получил права на Великое Владимирское Княжение. Но 8 лет спустя он был убит сыном Тверского князя Михаила Ярославича. Так сын Михаила Ярославича мстил за казнь своего отца, убитого монголами по наущению Юрия Данииловича. После этого Москва без Владимира и Великого Владимирского звания перешла к его младшему брату Ивану Данииловичу (Иван I Калита).

Иван Калита показал себя чрезвычайно даровитым и беспринципным политиком. Историки подсчитали, что большую часть своего правления он провел либо в Сарае, либо по дороге туда и обратно. Не мало доходов поступало тогда Москве из дорожных сборов. Сборами Иван Калита обложил людей и товары, пересекающие его владения на нескольких торговых путях. Эти деньги давали ему возможность не только выплатить свою долю дани, но и покрывать недоимки других князей. Им он одалживал деньги под залог их уделов, а потом забирал эти уделы за долги. Самым серьезным соперником в борьбе Ивана за благосклонность монголов был Тверской князь Александр Михайлович. После смерти старшего брата Калиты Юрия Данииловича Александру Михайловичу удалось отобрать у Москвы Великое Владимирское Княжение. Правда, отбирал он это княжение всего на 2 года. В 1327 г. жители Твери выступили против баскаков. Тверской князь Александр Михайлович выступил на стороне восставших. Как только этот слух дошел до Ивана Калиты, он помчался в Сарай и возвратился во главе объединенного монгольско-московского карательного войска. Оно разорило Тверь, и более полувека этот край не мог оправиться от разрушения. В награду за верность монголы пожаловали Ивану звание Великого Владимирского Князя и назначили его генеральным откупщиком по сбору дани. С одной стороны, это была привилегия, т.к. он мог собирать всю дань и отвозить в Сарай. С другой, это было дорогое удовольствие, т.к. Иван I стал ответчиком за недоимки других князей. Он т.о. получил возможность влезать во внутренние дела других уделов. Контроль над данью означал монополию, доступ на ханский двор. Воспользовавшись этим, Иван I и его приемники запретили другим князьям вступать в прямые отношения с Ордой. Т.о., Москва постепенно изолировала своих соперников и стала посредницей между ханами и русскими землями.

Москва извлекла из благосклонности Орды не мало выгод. Московское княжество сделалось островком безопасности. Чтобы получить защиту бояре со своими дружинами приходили на службу к московскому князю, и именно в это время в Москве начинают развиваться элементарные торговые навыки. Хотя сильный приобретательский дух владел всеми князьями, московские князья унаследовали сильные, выдающиеся способности. Это оказалось преимуществом, когда политическая власть в значительной мере воспринималось как имущество. Московские князья собирали уделы и т.д. Они смогли обойти пагубную установку русского наследственного права. В московском княжестве сначала стали увеличивать долю старшего сына с каждым поколением. К началу XVI века назначаемые младшим сыновьям уделы превращались лишь в пожизненное владение, т.е., по сути дела, земля дальше не дробилось. По мере московской экспансии новые территории присоединялись к вотчине великого князя и оставались при нем навсегда. Т.о., московские правители установили новый порядок, вытекающий из власти князя. Первоначально этот порядок был рассчитан на экономику, но теперь он распространяется и на политическую власть. Этот новый порядок стал основой возвышения Московского княжества, и период конца XV - начала XVI вв. характерен завершением образования Московского княжества.

Этот процесс имел ряд особенностей: 1) он происходил в условиях поступательного развития феодализма 2) шел одновременно с развитием крепостнических отношений; 3) а также в условиях генезиса национально-освободительного движения против монголов.

В результате политического объединения вокруг Москвы мы видим, что политические процессы опережают экономические, поэтому складывание централизованного государства представляет военный союз земель. Его формирование преобладает силовыми методами. Княжение Ивана III (1462 - 1505) отмечают главной вехой. Важнейший этап - это время образования основных территорий, время освобождения от монгольского господства. Почти полувековой срок его княжения прошел под знаком борьбы за воссоединение русских земель. Иван III смог изменить весь облик государства. Он превратил сильное княжество в московскую централизованную державу, и с большим успехом Иван III объединил разные области Великороссии. Для этого он мобилизовал большие воинские силы, но ему не понадобились кровавые битвы, т.к. население не оказывало серьезного населения его завоеваниям, а бояре охотно переходили на московскую службу, князья тоже добровольно присоединялись. В 1463 г. к Москве присоединяется Ярославское княжество, затем Пермский край, Ростовское княжество, Великий Новгород. В 1471 г. рать великого князя выступила из Москвы, и после победы на реке Шелоне Новгород был приведен к повиновению. В 1478 г. Новгородская феодальная республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав единого государства. В 1485 г. была покорена Тверь, а через 4 года - Вятская земля была присоединена к Москве. Иван III стал называться Великим Князем Всея Руси, а в ряде документов его ещё называли и Иваном Грозным. Т.о., время удельной раздробленности закончилось, и наступает время объединения под властью Московского государства других русских земель.

 

Особенности развития Московского государства

в первой половине XVI в.

 

Происходили ли князья из Москвы, Твери или из какого-либо другого княжества, они рассматривали свои владения как вотчину, т.е. безусловную собственность, доставшуюся от отца. По началу их вотчинные притязания ограничивались городами, волостями, унаследованные ими лично или приобретенными за время княжения. Но с середины XV в. в связи с укреплением могущества московских князей значение термина вотчина начинает расширяться и постепенно включает в себя всю страну. Когда Иван IV провел миротворческую операцию по принуждению к миру Ливонии, которая никогда не входила в русское государство, он стал называть её своей вотчиной. В основе вотчинного порядка лежала мысль о том, что между собственностью правителя и собственностью государства нет различий. В экономических обстоятельствах того времени в русских землях институт частной собственности не мог устойчиво опереться ни на обычай, ни на закон, а незнание римского права делалось серьезным препятствием внесения этого института со стороны. Соответственно между ролью великого московского князя как собственника и как суверена не проводилось разграничений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.