Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе с другими науками




Тема 1

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Предмет и задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе

Слово методика происходит от древнегреческого metho-dike, что означает «путь исследования», «способ познания». Методика преподавания истории в специальной (коррекци­онной) школе, как и любая другая методика, относится к пе­дагогическим научным дисциплинам. Перед ней стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории с целью дальнейшего совершенствования и повышения его эффективности в образовании, воспитании и развитии уча­щихся с нарушением интеллекта.

Обучение истории как в общеобразовательной, так и в спе­циальной (коррекционной) школах — сложный процесс, вклю­чающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компо­ненты:

Цели обучения

Содержание обучения

Передача знаний и руководство их усвоением

Учебная деятельность школьников

Результаты обучения

В «Методике преподавания истории в средней школе» от­мечалось: «Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних его противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже дос­тигнутыми результатами, между оптимальными и применяе­мыми в практике методами и средствами обучения» [2. С. 39]. Специальная методика изучает объективно существующие закономерные зависимости между компонентами процесса обучения учащихся с нарушением интеллекта.

Кроме того, специальная методика преподавания истории изучает материалы целого ряда наук: философии, истории, общей и специальной педагогики, общей и специальной пси­хологии, методик преподавания различных учебных предме­тов в бщеобразовательной и в специальной (коррекционной) школах, а также медицинских наук, социологии, права. Спе­циальная методика осмысливает эти материалы и использу­ет для совершенствования процесса обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Таким образом, методика имеет свой предмет изучения — процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида с его внутренними закономерностями и внешними связями с другими науками.

Основной стержень процесса обучения как в общеобразо­вательной, так и в специальной (коррекционной) школах — учебная деятельность школьников.

В процессе обучения истории знания, умения, чувства, ин­тересы, мировоззрение учащихся как общеобразовательной школы, так и специальной (коррекционной) школы форми­руются на основе получения ими определенной информации извне и внутренней переработки ее восприятием, воображе­нием, памятью. «Знания, умения и навыки — это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя получить. Но они должны получиться в результа­те психической активности самого учащегося...» [1.С. 173]. Только то, что прошло через такую переработку, усваива­ется учеником, оставляет определенный след в его сознании, формирует его знания и личность. Естественно, результаты переработки будут различными у нормально развивающих­ся школьников и школьников с нарушением интеллекта.

При исследовании учебной деятельности школьников ме­тодика учитывает закономерности их психического разви­тия. Однако эти закономерности по-разному проявляются в обучении истории и другим учебным предметам и даже при усвоении разного по характеру исторического материала — фактического, понятийного, хронологического.

Различается познавательная деятельность и в зависимо­сти от формы передачи информации по истории (документ, научный текст, художественный образ), а также от той сис­темы знаний и способов действий, которыми уже владеют школьники. Все эти факторы в большей степени необходимо учитывать при организации учебной деятельности учащих­ся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Компоненты процесса обучения — категории историчес­кие, они изменяются с развитием общества.

Цели обучения — это намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности. Цели преподавания истории всегда отражают потреб­ности общества, изменения в общественных отношениях. Чет­кое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Педагогическая наука в соответствии с разви­тием общества его потребностями разрабатывает задачи вос­питания подрастающего поколения. Методика призвана их уточнять применительно к возможностям, которые дает история, для образования, воспитания и развития учащихся.

Специальная методика, определяя цели обучения истории учащихся с нарушением интеллекта, должна учитывать осо­бенности их познавательной деятельности, эмоционально-во­левой сферы и личностных качеств.

В пояснительной записке к программе по истории для спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида отмечается, что «история в школе для детей с нарушением интеллекта рас­сматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого мате­риала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением ин­теллекта к жизни, специально-трудовая и правовая адапта­ция выпускника в общество» [5. С. 88].

Цели ставятся не только перед всем курсом истории, но перед каждой темой и перед отдельными уроками. Намечаемые цели должны быть реальными, но осуществление их должно требовать от учащихся известных усилий, а от учителя – поиска и разработки лучшихсредств и приёмов обучения истории школьников с нарушением интеллекта. Цели развиваются в прямой связи с достижением результатов обучения, т. е. качества и объема исторических знаний, уме­ний и навыков учащихся, уровня их воспитанности. Напри­мер, уточнив и закрепив на одном из вводных уроков к курсу истории известные ученикам понятия «год», «век», «сто­летие», учитель ставит цель — научить их устанавливать границы века, ориентироваться в его пределах (начало, се­редина, конец века), соотносить даты исторических событий с веком (например, 1703 г. — XVIII в., 1812 г. -- XIX в. и т. п.) и только после этого переходит к реализации следую­щей цели — сформировать умение пользоваться «лентой вре­мени» — пособием, позволяющим учащимся специальной (коррекционной) школы лучше ориентироваться в истори­ческом времени, устанавливать последовательность и взаи­мосвязь изучаемых событий, усваивать хронологию.

Содержание (система знаний, умений и навыков) — обя­зательный компонент процесса обучения. Изменение целей всегда ведет к изменению содержания обучения. Эта зако­номерность хорошо прослеживается на примере школьных курсов истории, обновленных за последнее десятилетие. Историческая наука дает школьному обучению богатство фактов, понятий, источников в познании исторического процесса. Методика на этой основе должна разрабатывать со­держание обучения истории Преподавание истории в совре­менной общеобразовательной и специальной (коррекцион­ной) школах строится на основе новых программ и учебни­ков, отражающих, с одной стороны, личностный подход к учащимся, возможность развития их способностей и инте­ресов, с другой стороны, позволяющих по-новому показать и оценить историческое прошлое. Отказ от безликой излиш­не идеализированной и политизированной истории, рассмат­ривавшейся через призму смены общественно-экономиче­ских формаций, дает возможность по-иному распределить часы на изучение отдельных тем, полнее и многограннее по­казать исторический процесс, усилить роль человеческого фактора в истории, приблизить ее к сознанию учащихся через показ не только героического прошлого нашей Родины, но и повседневной жизни людей.

Специальная методика истории отбирает фактический, по­нятийный и хронологический материал, устанавливает его объем и глубину, а также структуру курса истории, изучаемо­го в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определя­ет умения и навыки работы с историческим материалом, кото­рыми должны овладеть учащиеся с нарушением интеллекта)

Педагогическая эффективность организации изучения ис­тории в специальной (коррекционной) школе определяется прежде всего ее адекватностью целям и содержанию обуче­ния данному учебному предмету, возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Формирование у школьников способности изу­чать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности — одна из основных целей обучения предмету. Для этого необходимо систематическое руковод­ство деятельностью учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности (например, возможно самостоятельное изучение по учебнику наименее сложных вопросов, подго­товка отдельными учащимися сообщений на основе допол­нительной литературы по теме, анализ содержания исто­рической картины по предложенным вопросам и т. п.).

Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения. Методы состоят из более частных методических приемов — отдельных действий, направленных на усвоение и применение учащимися знаний, умений, навыков, на фор­мирование у них убеждений и пробуждений эмоций \. Хотя в методах обучения истории проявляются общие для всех учебных предметов принципы дидактики, специфика исто­рии как науки и как учебного предмета требует и специфики методов, приемов и средств обучения (например, специ­фичными для предмета истории будут методы работы с исто­рическим документом, приемы работы над усвоением хро­нологии с опорой на «ленту времени» и др.). Методика иссле­дует объективно существующие зависимости между методами (приемами, средствами) и другими компонентами обучения и на этой основе разрабатывает их систему.

На уроках истории в специальной (коррекционной) шко­ле используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержа­ния курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Так, на­пример, использование такого метода сообщения новых знаний как школьная лекция невозможно в условиях спе­циальной (коррекционной) школы даже в выпускном клас­се; не может здесь широко применяться и самостоятельная работа учащихся над историческим документом. Словесная информация должна сообщаться учащимся в сочетании с вос­приятием ими наглядного материала (картины, карты, схе­мы, иллюстрации учебника).

В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с дру­гом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие ви­дов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллек­та и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, на­глядных и практических методов обучения истории, что по­зволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.

Результаты обучения истории. Критериями оценки мето­дов и процесса обучения истории в целом служат его резуль­таты, т. е. объем, научность, глубина и прочность знаний, способность ими оперировать, приобретать их самостоятель­но из разных источников, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.

Результаты обучения истории учеников общеобразова­тельной и специальной (коррекционной) школы будут раз­личными, но и в том, и в другом случае можно говорить об их непрерывном изменении: учащимися постоянно приобрета­ются новые знания, совершенствуются их умения и навыки, формируются убеждения и интересы, но в то же время неко­торые знания забываются, им на смену приходят другие.

Являясь показателями качества обучения его результаты способствуют поиску путей дальнейшего совершенствования процесса преподавания истории, как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах.

Таким образом, специальная методика исследует все ком­поненты процесса обучения истории, чтобы дать учителю от­веты на три основных вопроса:

1. Зачем учить истории учащихся с нарушением интел­лекта, т.е., какие цели нужно и можно ставить с учетом воз­растных особенностей и познавательных возможностей

учащихся специальной (коррекционной) школы и в соответ­ствии с возможностями курса истории для этих школ?

2. Чему учить на уроках истории учащихся с нарушени­ем интеллекта, т. е., каков оптимальный отбор содержания материала и какова структура курса истории в специальной (коррекционной) школе?

3. Как учить истории учащихся с нарушением интеллек­та, т. е., какими способами наиболее эффективно осуществ­лять учебную деятельность, какими средствами и методами достигать оптимальных результатов в обучении истории, вос­питании на историческом материале, осуществлении коррекционно-развивающих задач?

Задачи специальной методики обучения истории вытека­ют из ее содержания и места в системе педагогических наук и заключаются в следующем:

• Вооружить учителя содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимы­ми для эффективного исторического образования, воспита­ния и развития учащихся специальной (коррекционной)

школы.

• Решить вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических представлений, по­нятий, связей и закономерностей общественного развития в условиях специального обучения.

• Определить возможности предмета в развитии мышле­ния и других психических процессов учащихся специальной школы; в формировании их умственной самостоятельности, разработать соответствующие методы, приемы и средства обучения предмету.

• Выявить воспитательный потенциал курса истории, оп­ределить пути и средства наиболее эффективного решения воспитательных задач на уроках.

• Определить возможности реализации внутрикурсовых и межпредметных связей в обучении истории в специальной (коррекционной) школе.

В настоящее время решен вопрос в отношении програм­мы по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида, изданной в 2001 г. [5. С. 88—98]. Но остается актуаль­ной проблема создания учебников по истории для каждого класса, в котором изучается этот предмет, и оснащение кур­са истории учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами, позво­ляющими учащимся с нарушением интеллекта лучше овла­деть школьным курсом истории, развить свои познаватель­ные способности.

Требует дальнейшей разработки и вопрос соотношения общеисторического и краеведческого материала в курсе ис­тории или в параллельном с уроком истории изучении крае­ведения учащимися специальной (коррекционной) школы. На все нерешенные еще вопросы и предстоит ответить спе­циальной методике преподавания истории.

Изучение процесса обучения истории опирается на родст­венные науки, и прежде всего на историю, педагогику и пси­хологию (специальную педагогику и специальную психоло­гию, когда речь идет о методике преподавания истории в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида).

История как учебный предмет в специальной (коррекцион­ной) школе так же, как и в общеобразовательной, имеет сво­им основанием историческую науку, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включает ис­ториографию и дискуссионные вопросы. Поскольку методи­ка обучения истории свое главное содержание получает пу­тем рассмотрения самой истории как науки и как предмета преподавания, А.И. Стражев предложил считать ее под этим углом зрения «исторической дисциплиной», хотя и призна­вал, что под углом зрения разработки вопросов обучения она является наукой педагогической [6. С. 13—14].

А.И. Стражев подчеркивал, что методика обучения всегда должна быть на уровне современного развития исторической науки, опираясь на которую методика может научно разра­батывать вопросы об отборе и освещении фактического и по­нятийного содержания в школьных курсах истории, а отчас­ти и о путях его раскрытия в обучении. Эти положения будут верны и в отношении специальной методики преподавания истории, несмотря на отличие курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида от курсов истории, препо­даваемых в общеобразовательной школе.

Если развитие исторической науки влияет на содержание истории как учебного предмета, то педагогическая наука оп­ределяет объем и уровень абстракции сообщаемых учащимся исторических знаний.

Методика преподавания истории в специальной (коррекци­онной) школе тесным образом связана с олигофренопедагоги­кой, в соответствии с рекомендациями которой она определяет содержание материала по истории и придает ему коррекционную и практическую направленность при разработке вопросов и заданий по различным темам учебной программы. Специаль­ная методика истории опирается на дидактические принципы, использует методы обучения с учетом специфических требова­ний к ним, сформулированных специальной дидактикой.

Методика преподавания истории в специальной (коррекци­онной) школе тесно связана с психологией и специальной пси­хологией; предоставляющей данные о ребенке с нарушением интеллекта. Из курса психологии известно, что в организации познавательной деятельности учащихся учитель обычно идет от конкретных фактов, через их разбор и обобщение к форми­рованию понятий. Это индуктивный метод. Вместе с тем органи­зация познания может идти и дедуктивным методом, т.е. уча­щиеся сначала знакомятся с теоретическими положениями, а затем изучают конкретные факты. Возможности использова­ния такого метода обучения истории учащихся с нарушением интеллекта определяет специальная методика.

Данные психологии свидетельствуют о необходимости соединения в деятельности учащихся чувственного и рацио­нального в познании, требуют наглядности в обучении и ак­тивной мыслительной работы учащихся. Психологические исследования познавательных процессов школьников с на­рушением интеллекта помогают определить оптимальные пути обучения истории, предусматривать возможные труд­ности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.

Избирая тот или иной метод обучения, реализуя дидак­тический принцип доступности, методика преподавания ис­тории в специальной (коррекционной) школе опирается на возрастные особенности и учитывает индивидуальные воз­можности учащихся с нарушением интеллекта.

Специальная методика истории использует рекомен­дации, разработанные методикой обучения истории 1 / в общеобразовательной школе. Такое заимствование осно­вывается на теоретическом положении Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормально­го и умственно отсталого ребенка, дает возможность при­менять на уроках истории в специальной (коррекционной) школе методы, приемы и средства обучения, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе. Вместе с тем все используемые методы и средства обучения истории должны способствовать коррекции недостатков уча­щихся с нарушением интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.