Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Введение. Методы и приемы генерирования идей в дизайне

Лекция № 1

Г.

Г.Актобе

Курс лекций

Махина Юлия Николаевна

По дисциплине «Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем»

Для студентов 4 курса дневной формы обучения

 

УДК

ББК

 

Курс лекций разработан и внесен – Махиной Юлией Николаевной. «Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем»(для студентов 4 го курса дневной формы специальности 5В042100 «Дизайн»).- Актобе: РИО АГУ им. К,Жубанова, 2013год. –

 

 

Курс лекций разработан применительно к учебной и рабочей программе дисциплины «Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем» и основывается на рассмотрении основ дизайна в средовом проектировании объектов.

Рецензент

Кандидат искусствоведения, доцент, зав.кафедрой «Дизайн» Оренбургского Государственного университета _____ Чепурова О.Б.

степень, звание/должность подпись

«_____» ____________ 2013 г.

 

 

Обсужден на заседании учебно – методической секции кафедры

протокол № _______ от «____» ___________ 2013 г.

 

 

Обсужден на заседании учебно – методической комиссии факультета

протокол № _______ от «___» ___________ 2013 г.

 

Одобрен на заседании учебно – методического совета Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова и рекомендовано к печати

Протокол №__ от «__»__________ 2013г.

 

План:

  1. Введение
  2. Предпосылки возникновения и краткая история.
  3. ТРИЗ. Методы развития творческого воображения.
  4. Приемы ТРИЗ в дизайне.

 

Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству, выборочно формировавшему в течение тысячелетий предметный мир среды обитания человека, пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. Оказалось, что веками бытовавшие методы создания мебели, одежды, посуды, инструментов и множества других изделий прикладного характера, ког­да один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою продукцию, в новых условиях трансформировались. Потребовался особый от­ряд специалистов — дизайнеров, — занятых только проектированием будущих вещей и приборов, потому что их непосредственное изготовление — на станках, в сборочных цехах — гораздо лучше получалось у специалистов-производственников, инженеров и рабочих. В результате выпуск нуж­ных людям товаров и изделий увеличился тысячекратно, а сами они приоб­рели совершенно другой облик.

В переводе с английского «дизайн» (design) означает «проект», «ри­сунок», «эскиз», а также действия, связанные с появлением проекта или рисунка. Но прошедшее столетие придало этому термину значительно бо­лее емкий смысл.

В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью. И относится это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенностям (потребительским качествам) этих предметов, и к удобству и целесообразности их изготовления, ибо дизайн стре­мится охватить все аспекты формирования окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством.

От промышленного производства сегодня зависят практически все стороны нашей жизни — от выпуска предметов обихода и орудий производства до удобства и комплексного обустройства жилья, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предприятий. Поэтому дизайн, который понимается нами и как сфера проектной дея­тельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче, и как особым образом сформиро­вавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни, играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль.

Все это делает курс «Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем» важнейшей частью обучения будущих дизайнеров любого профиля.

Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без интенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшениями, предметами быта, которые должны составлять среду — эстетически завершенной, удобной, целесообраз­но организованной, т. е. предметно-пространственный ансамбль.

 

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Автором теории решения изобретательных задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Г.С.

Применение ТРИЗ в настоящее время становится все более актуальным, из-за постоянно растущего - по мере развития общества - количества и сложности новых проблем.

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на “озарение” (“инсайт”) изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:

- творчеству можно учиться;

- творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);

- теория – катализатор творческого решения проблем;

- знания - инструмент, основа творческой интуиции.

На сегодняшний день применение ТРИЗ весьма велико, и тем более в творческих профессиях, таких как дизайн.

Наиболее распространенные простейшие приемы изобретательства:

аналогия

инверсия

метод фокальных объектов

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод внешних штрафных функций | Аналогия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.