Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие у учащихся природоведческих представлений и понятий

Методические приемы

Методический прием — это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение.

Наиболее удачная классификация методических приемов была предложена Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской.

В зависимости от методических функций ими выделены организационные, логические и технические приемы.

Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения.

Особенности каждой группы методических приемов покажем на примере практических методов обучения.

К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. Например, на практической работе учитель должен определить, будут ли ученики работать индивидуально, в парах или группами, раздать оборудование и объяснить, на какой странице учебника есть задания к практической работе, показать образец таблицы или схемы, с помощью которой будут фиксироваться результаты работы и т.п.

К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т.п.

Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести постановку цели или проблемы и планирование хода практической работы вместе с учащимися. Использование заданий, помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обобщения.

Каждый метод раскрывается многими и разными по характеру методическими приемами (см. табл. 5). Их выбор зависит от педагогического мастерства учителя от его творческих способностей. Учитель может изобретать нетрадиционные приемы или трансформировать уже известные с целью повышения эффективности учебного процесса.

 

Работа над общим развитием детей осуществляется в процессе систематического усвоения ими знаний и навыков на уроках и во время выполнения домашних заданий. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем их мире не были сведены к набору отдельных сведений. Необходимо чтобы знания давались в определенной системе и после­довательности, чтобы они объяснялись в форме, доступной для учащихся начальных классов.

Например, рассматривая с детьми природ­ные различия отдельных районов России, учитель основное внимание уделяет выяснению простейших причин этих различий (высота солнца над горизонтом, продолжительность солнечного освещения, количество теплых дней, необходимых для развития растений, и т. д). Эти знания основываются на непосредственных наблюдениях в природе, сведениях о своей местности, материа­лах учебника, рассказах учителя, рассмотрении картин, про­смотре кинофильмов, создающих пред­ставление о природе других районов России.

На уроках дети не только сообщают содержание своих наблю­дений, но и делают некоторые обобщения и умозаключения на основе этих наблюдений. Они сравнивают наблюдаемый объект с другими известными им объектами.

Знания, полученные детьми ранее, взаимодействуют с новыми наблюдениями. На основе старых и новых наблюдений углубляются полученные сведения. Таким образом, основная линия развития мышления ребенка заключается в переходе от наглядно–действенного к наглядно–образному и от наглядно-образного к словесному, абстрактному мышлению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы обучения в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова | Восприятие отдельных природных явлений. Представления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.