Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и функция спроса




Тема 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Экономические субъекты имеют различные потребности. Их платежеспособность прямо связана со спросом на определенный товар, товарный набор. Спросом на какой-либо товар называется количество этого товара, которое желают приобрести покупатели на рынке при определенных условиях в единицу времени. Традиционно к числу факторов, определяющих объем спроса, относятся: цена данного товара (PA); цены других товаров(Pb…Pz), как заменяющих, так и дополняющих данное благо; денежные доходы покупателя, выделяемые им для покупки данного товара (J); вкусы и предпочтения потребителя (Z); накопленное богатство (W); ожидания потребителей (E) и другие. Используя вышеизложенные факторы, мы можем написать функцию спроса в общем виде следующим образом:

 

QDA=f (PA, Pb…Pz, J, Z, W, E...). (3.1)

Функция спроса – это зависимость объема спроса на данный товар от определяющих его факторов.

Когда все факторы, определяющие объем спроса, постоянны, кроме цены данного товара, то уравнение (3.1) примет вид QDA=f(PA), и мы имеем дело с функцией спроса от цены. Функцию спроса от цены можно легко определить с помощью различных способов: табличного, аналитического и графического. Рассмотрим эти способы более подробно.

 

1. Табличный способ:

Таблица 3.1

Объем спроса (Qd)        
Цена товара (P)        

 

В табл. 3.1 мы наблюдаем обратную зависимость между ценой и объемом спроса.

 

2. Аналитический способ.

Аналитически обратную зависимость между ценой и объемом спроса можно выразить следующим образом: QDA=a-b×PA.

 

3. Графический способ.

Зная табличный или аналитический способы интерпретации функции спроса, можно построить ее график (рис. 3.1). Если по оси абсцисс отложить количество благ, а по оси ординат – цену, то график спроса в большинстве случаев будет представлять линию с отрицательным наклоном.

 

 

 

При снижении цены с P1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2, а на графике мы перемещаемся из точки А в точку В. При повышении цены направление стрелок изменится в противоположную сторону. В данном случае мы имеем дело с изменением объема спроса.

Следует различать изменение объема спроса от изменения функции спроса. Если меняются другие факторы, определяющие объем спроса, то мы имеем дело с изменением функции спроса, а на графике произойдет сдвиг линии спроса вверх и вправо или вниз и влево. При положительном влиянии фактора сдвиг линии произойдет вверх и вправо (рис.3.2), а при отрицательном влиянии, наоборот, сдвиг произойдет вниз и влево (рис.3.3).

 

 

 

Из рис. 3.2 видно, что при сдвиге линии спроса вверх и вправо, объем спроса увеличивается при прежней цене P1 c Q1 до Q2. Во втором случае (рис.3.3) видно, что сдвиг линии спроса происходит вниз и влево, и объем спроса при цене P1 уменьшается с Q1 до Q2.

Для большинства товаров существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса, называемая законом спроса.

Однако закон спроса не всегда выполняется даже по отношению к качественным (нормальным) товарам. Поэтому рассмотрим основные исключения из закона спроса.

1) Цена – показатель качества. Когда у покупателя нет точных методов определения цены, он склонен рассуждать следующим образом: чем выше цена, тем выше качество, - что не всегда соответствует действительности.

2) Эффект Веблена. Чем выше цена на престижные товары, тем выше спрос на них.

3) Эффект ожидаемой динамики цен. Когда потребитель ожидает повышение цены, то он увеличивает объем спроса и наоборот.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.