Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная и психофизиологическая характеристика труда




Трудовому коллективу в целом и отдельным его членам свойствен­ны социальные и индивидуально-психологические особенности. К чис­лу социальных особенностей относятся потребности, мотивы, ценност­ные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения, в том числе формальные и неформальные, социально-психологический кли­мат в коллективе, уровень профессиональной подготовленности и т.д.

Индивидуально-психологические особенности отдельных работ­ников, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества обязательно должны соотноситься с коллективными особенностями.

Субъект деятельности, или работник, — это система, имеющая сложные внутренние (психические) функции и свойства. К таким внутренним свойствам относятся эмоциональная настроенность на работу, общее сознание защищенности в обществе, уверенность в зав­трашнем дне, удовлетворенность ситуацией в доме, семье, особенно­сти темперамента, а также построение образа будущего результата дея­тельности, вариантов достижения этого результата.

Таким образом, предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который все­гда есть не только отношение людей к природе, но и отношения между участниками процесса. Трудовая деятельность также не может осуще­ствляться без средств производства, образующих вещественные усло­вия живого труда. Поэтому процесс труда представляется не как меха­ническое соединение трех его основных компонентов, а как органиче­ское единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

Труду свойственна определенная общественная организация. Все, что нужно для жизни, человек получает от общества в обмен на свои труд. Благодаря разделению труда ни один человек не только не произ­водит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому производство любого продукта в обществе одновременно создает оп­ределенные отношения людей в процессе труда, распределения, обме­на и потребления его продуктов.

Таким образом, труд — это важнейшее условие жизнедеятельности как отдельного индивида, так и общества в целом, любой организации, предприятия.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране многое изменил в общественной организации труда. Как свидетельствует опыт, глав­ное в таких изменениях — это перемены в приоритетности интересов и стимулов к труду. Рыночные отношения предполагают иерархию при­оритетности таких интересов: личные интересы — самые главные. Ес­ли они реализованы, то соответственно будут реализованы и коллек­тивные интересы.

Признание личных интересов важнейшими в современных услови­ях — это признание важности и значимости проблем мотивации трудо­вой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повы­шения статуса работника в системе социально-трудовых отношений.

Следовательно, труд — явление социальное. В процессе труда фор­мируется определенная система социально-трудовых отношений, ко­торые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деяте­льности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».

Труд — это процесс расходования нервной (психической) и мускуль­ной (физической) энергии человека, в результате которого создаются не­обходимые для жизни и развития общества потребительные стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ иден­тично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии за­висит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

• экономические (занятость населения, рынок труда, производи­тельность труда, организация и нормирование труда, оплата и матери­альное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

• технико-технологические (техническое и технологическое осна­щение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);

• социальные (содержательность, привлекательность, престиж­ность и мотивация труда, социальное партнерство и др.);

• психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);

• правовые (законодательное регулирование трудовых отноше­нии, отношений на рынке труда и др.).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочета­ют в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или на­ходятся в тесной зависимости.

 

1.2. Роль труда в развитии человека и общества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.