Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные направления в экономической науке




Первые научные представления об экономике (меркантилизм, физиократы, классики, марксизм).

Вопросы для самопроверки

Термины и понятия

Интерес, Материальные стимулы, Мотив, Нематериальные стимулы, Потребность, Предметы труда, Содержание труда, Средства труда, Стимул, Субъект труда, Труд, Функции труда, Характер труда

1. Что вкладывается в понятие «труд» и в чем сущность данной экономиче­ской категории?

2. Что общего и каковы различия между трудом и трудовой деятельностью?

3. Назовите основные компоненты труда.

4. Какова роль труда в развитии человека и общества?

5. Что понимают под содержанием и характером труда?

6. Охарактеризуйте методы управления экономикой и общественным тру­дом. Какие государственные органы занимаются управлением трудом в обще­стве?

7. Что представляют собой трудовая мотивация, потребности, интересы и стимулы? Охарактеризуйте их взаимосвязь.

8. В чем суть материального стимулирования как формы мотивации к труду?

9. Каково влияние нематериальных стимулов на трудовую мотивацию?

 

ЭТ как наука сформировалась в 16-18 веках в рамках меркантилизма. Представители этой эпохи (А.Монкретьен) предложил новое название науки - политическая экономика ("полис" - государство). Источник богатства меркантилисты видели в международной торговле, т.к. золото и серебро можно было увеличить только продавая товары других стран.

Представители второй школы (физиократы) источники богатства видели в земледелии (Кенэ, Тюрго).

Классическая школа (А.Смит, Д.Рикардо). Они создали трудовую теорию стоимости, согласно которой источником любого богатства является труд. Опираясь на достижения классической школы К.Маркс сформулировал законы развития капитализма, учения о двойственном характере труда, товара, производителя и о прибавочной стоимости. Рабочий своим конкретным трудом (токарь), обрабатывая деталь на станке переносит стоимость металлической заготовки на новую деталь (с). Абстрактным трудом рабочий создает новую стоимость, которая делиться на необходимый (v) и прибавочный (m) продукты. Величину необходимого продукта рабочий получает в виде ЗП, а m - безвозмездно присваивается капиталистом. Формула оценки степени капиталистической эксплуатации:

К.Маркс таким образом показал, что капитализм - это эксплуататорский строй.


В современной экономической науке выделяют 3 основных направления: 1-неоклассическое, 2-кейнсианское и посткейнсианское, 3-институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение Маркса. Рынок, по их мнению, - это саморегулирующаяся конкурентная среда. Рыночный механизм успешно функционирует без вмешательства государства.

Основателем кейнсианского направления был Д.Кейнс (теоретик гос. регулирования рынка). Практическим толчком к его учению явилась великая депрессия 30-х, которая показала неспособность рынка к саморегуляции в условиях монополизма.

Представители институционального направления рассматривают Э. как систему институтов (корпорации, профсоюзы, государство, законы и традиций), для этого направления характерен критический подход к современной западной системе (диктат монополии, демилитаризация, бездуховность «общества потребления»). Выступают за гуманизацию Э., направленность на развитие личности. Институциалисты провозгласили 21 век «столетием человека».


4. Предмет, структура и функции экономической теории.

По мере развития ЭТ менялись взгляды на предмет и практические функции.

Школы Предмет
1. Меркантилисты, физиократы, классики Национальное богатство
2. Марксизм Производственные отношения
3. Неоклассики (микроэкономика) Поведение хозяйственных субъектов, исследование предельных величин
4. Кейнсианство (макроэкономика) Функционирование национальной экономики как единого целого
5. Экономикс (неоклассический синтез) Микро- и макроэкономики в условиях ограниченности ресурсов
6. Экономическая теория Экономические отношения производства, распределения, обмена, потребления в условиях ограниченности ресурсов

ЭТ подразделяется на 3 взаимосвязанных уровня: 1-микроэкономика, 2-макроэкономика, 3-интерэкономика(мировая).

На микроуровне исследуются отдельные элементы Э. системы, такие как цены, затраты, конкуренция, поведение потребителя, стратегия производителя. Макроэкономика исследует агрегированные объекты т е сгруппированные такие, как безработица, инфляция, совокупный спрос и предложение и др. На этом уровне процессы рассматриваются в рамках всего государства. Мировая экономика изучает мировое хозяйство, сформированное на рубеже 19-20вв в результате вывоза капитала.

Функции ЭТ:

1.Познавательная – на основе изучения Э. процессов формулирует Э. законы.

2.Практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, обоснования Э. реформ.

3.Прогнозная – Э. наука оценивает перспективы Э. развития без которых невозможно проведение Э. политики.

4.Методологическая – ЭТ является теоретической основой конкретных Э. наук(экономика связи, бухучет и др).

5.Мировоззренческая – Э. теория дает обобщенной представление об Э. процессах в государстве и мире в целом. Позволяет отдельному человеку осмыслить свое место в Э. системе, это особенно важно в период трансформации систем, когда рушатся стереотипы и формируется новая система ценностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.