Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа с молодежью как технологический процесс

Вопросы к экзамену по курсу

«Социальные технологии работы с молодежью»

1. Социальная работа с молодежью как технологический процесс.
2. Технология социальной работы с молодежью как отрасль научного знания и учебная дисциплина.
3. Виды социальных технологий.
4. Общие методы и технологии социальной работы с молодежью.
5. Индивидуальные и групповые методы работы с молодежью.
6.Социальная диагностика: цели, этапы проведения.
7.Адаптационные технологии в работе с молодежью.
8.Технологии социальной реабилитации в молодежной среде.
9.Социальная терапия и социальная профилактика.
10.Опека и попечительство как технологии социальной работы.
11.Социальное консультирование и посредничество.
12.Социальное обслуживание и социальное обеспечение как виды традиционных технологий социальной защиты и поддержки населения.
13.Социальные инновации в социальной работе с молодежью.
14.Технология социальной экспертизы в сфере молодежной политики.
15.Технология социальной работы с молодежью в образовании.
16.Технология социальной работы с молодежью в здравоохранении.
17.Технология социальной работы с общественными молодежными организациями.
18.Технология социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.
19.Технологии социальной работы с молодой семьей.
20.Технология работы с молодыми инвалидами.
21.Работа по вовлечению молодежи в коллективные (солидарные) действия на территории микрорайонов.
22.Технология социальной работы с молодежью в пенитенциарных учреждениях. 23. Истоки и сущность молодежных проблем. 24. Пути решения молодежных проблем в России и за рубежом. 25. Проекты Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2011-2015 гг.). 26. Социальные службы для молодежи. 27. Волонтерство в социальной работе с молодежью. 28. Технология социальной работы с молодежью в культурно-досуговой сфере. 29. Социальное проектирование и целевое программирование в социальной работе с молодежью. 30. Социальная поддержка безработной молодежи. 31. Социальная работа с молодыми мигрантами. 32. Психотехнологии в социальной работе с молодежью.

 

 

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

В современной лексике, как научной, таки повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае. Попробуем установить границы его использования как научного понятия, имеющего достаточно определённую область применения.

Можно утверждать, что термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать “искусственные” вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. По мере развития общества и человеческой деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология. Она начинает связываться с такими особенностями современного производства как расчленение производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, а также стандартизация и унификация производственной деятельности людей.

Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий:

1) наличие соответствующей степени сложности процесса деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;

2) наличие соответствующих средств осуществления деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах.

Характерными признаками технологии являются следующие:

1.Расчленение конкретного процесса деятельности на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером такого расчленения может служить кулинарный рецепт, в котором точно указывается последовательность обработки продуктов и приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей.

2.Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный результат.

3.Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс.

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий.

Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:

- регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;

-контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;

-гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;

-обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу.

Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения, что составляет завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом — сущностная характеристика технологического процесса.

Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получитъ результат, определенный исходными данными. В применении к социальной работе этот термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние.

Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, неразлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса. Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели (или подцели). На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб.

В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента социальной работы в различные виды деятельности — преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную — значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов ин формационного, организационно-методического и процедурного характера.
Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение.

Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

  1. Формулирование цели воздействия.
  2. Выработка и выбор способов воздействия.
  3. Организация воздействия.
  4. Оценка и анализ результатов воздействия.

Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.

Выработка и выбор способов воздействия предполагает вы явление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.

Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.

Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

· динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

· непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

· цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

· дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Социальная работа с молодежью может рассматриваться как частная технология обеспечения социального функционирования общества.

Технологический подход к социальной работе с молодежью представляет собой методологический ориентир, предполагающий осознанность, прогнозируемость в осуществлении деятельности всех субъектов социальной работы, надежность логических оснований их взаимодействия с различными группами молодежи и отдельными её представителями.

Технология социальной работы с молодежью – это деятельность её субъектов по обеспечению наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретения ею всех видов свобод и полноценного участия молодежи в жизни общества. Технологический подход к социальной работе с молодежью предполагает гарантированное решение спектра молодежных проблем: осознание личной ответственности за свою судьбу, умение дать нравственный выбор, вести здоровый образ жизни, овладение умениями по адаптации в трудной жизненной ситуации, развитие восприимчивости к инновационным изменениям, экономической активности, развитие способностей, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь, формирование гражданской идентичности, преодоление экстремизма, криминализации, создание возможностей для проявления молодежью созидательного потенциала, формирование субъектной позиции.

Главный акцент в работе с молодежью делается не на предоставление помощи, а на минимальной стартовой поддержке.

Необходим поиск эффективных технологий для решения проблем: занятости молодежи, включенности в производственные формы деятельности, предпринимательство, профилактика преступности и безнадзорности, поддержка социально-значимых программ молодежных и детских организаций, участие в организации досуга, развития творчества и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архивация | Технология социальной работы с молодежью как учебная дисциплина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.