Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социальной работы с молодежью в культурно-досуговой сфере

Практика социальной работы многообразна. Она обусловлена знанием различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Понятие «социально-досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

— она осуществляется в свободное (досуговое) время;

— отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

— обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

— характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

— отличается глубокой личностной направленностью;

— носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).

Анализ сущности социально-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:

— творческий — преобладание творческих моментов в деятельности;

— репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

— репродуктивный — простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».

В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:

— принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

— принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

— принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

— принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

— принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.

Формирование здорового образа жизни как важнейшая превентивная задача социальной работы. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.

Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание уделяется следующим возрастным этапам: дошкольному, подростковому и юношескому, для которых характерно интенсивное развитие организма. Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных педагогов:

— рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

— оптимальная и систематическая физическая активность;

— эффективное научно обоснованное закаливание;

— комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

— учет влияния на здоровье окружающей среды;

— вред и польза самолечения;

— аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов.

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы исскуств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотек и мастерских. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Многие авторы высказывают тревогу относительно формирования молодежных субкультур, которые характеризуются сегодня не столько как реальные молодежные сообщества, сколько в качестве целей маркетинговой концепции молодежи, когда самореализация молодежи в значительной степени происходит в навязанных формах, источником которых не всегда является молодежный интерес. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к развлекательности досуга:

— досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;

— досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;

— досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.

При этом педагогические действия расцениваются как партнерская помощь в приобретении самостоятельности, для развития которой необходимо выступать с предложениями и подготавливать соответствующую аргументацию для их обоснования. Помощь социального педагога оказывается здесь особенно важной, чтобы молодежь могла успешно справляться с различного рода деятельностью при все большей самостоятельности в постановке цели, ее реализации, в организации социальных процессов, отношений и сотрудничества. Основными методами при этом выступают консультации, информация, ориентация, просвещение, а также поощрение, подбадривание, стимулирование, проявление инициативы и социально-коммуникативных и индивидуальных действий.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом общественной деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер.

Одним из определяющих понятий социально-досуговой деятельности является термин «свободное время», носящий общественный и политико-экономический характер и определяемый как общественно свободное время для реализации внутренних сил и приятного препровождения. Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время является не только самоцелью, но и средством к более счастливой жизни.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей. Из задач социального воспитания следует, что досуг должен: доставлять радость и удовлетворение, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения; дать возможность для реализации общественной заинтересованности, для участия в общественной жизни; способствовать развитию собственной инициативы, самоопределению.

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК). Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Например, СПК г.Альметьевска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-политической работы, организации досуга, поддержания общественного порядка, благоустройства и материального обеспечения микрорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность).

Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно-досуговой сферы:

- призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства личности и ее жизненные силы;

- осуществляется в свободное время личности;

- предполагает добровольность и активность подопечного;

- обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы эффективности организации волонтерского движения | Основные направления организации досуговой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.