Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура актов, реализуемых деятельность человека

Деятельность человека реализуется в определенных актах и име­ет следующую структуру: субъект, цель, средство, предмет, действие, результат.

Субъектом акта деятельности может высту­пать как отдельный человек, так и группа, общество в целом. От­личительной особенностью субъекта деятельности является еди­ная осознанная цель, которая понимается, принимается и разде­ляется целостным субъектом. Если целевые установки субъекта деятельности, выступающего как определенное сообщество лю­дей, различны, то будет ошибкой считать такое объединение субъектом деятельности. Сказанное в полной мере относится к сервисной деятельности, где субъектом акта деятельности высту­пают группа, фирма, творческий коллектив.

Если, например, часть сотрудников консалтинговой фирмы на первое место поставит цель — получение прибыли в короткий срок и любой ценой, это, скорее всего, приведет к финансовому краху предприятия, тем самым в данном учреждении сложно бу­дет осуществлять качественную сервисную деятельность.

Утверждение о том, что современный мир создает в первую очередь услуги, достаточно уверенно доказывает статистика ко­личественного роста сервисных услуг, которые потребляются со­временным человеком. По данным специалистов, в 2009 г. объем предоставляемых услуг по стоимости стабильно превышал объем продажи товаров. Создание новых видов услуг, удовлетворение потребностей клиентов на должном уровне является важнейшей задачей сферы социального сервиса.

Не случайно, что в современных фирмах, серьезно озабочен­ных успехом и процветанием своего дела, формируется особая корпоративная идеология. Ее основная задача — создать коллек­тив единомышленников, для которых приоритетными сферами деятельности будут интересы фирмы как единого творческого субъекта. Именно корпоративная идеология в большей степени способствует реализации целей сервисной деятельности, которую автор книги «Человек и его потребности» Н. М. Бережной опреде­ляет как «идеальный образ желаемого будущего: то, чего человек хочет достигнуть».

Цель характеризует предвосхищение в сознании человека ожи­даемого результата деятельности и выступает как способ интегра­ции различных действий человека в некую последовательность или систему. Соответственно организуя деятельность субъекта, это приводит при условии правильного выбора цели к реализации целевых установок.

Средство — это способ, которым человек достигает поставлен­ную цель. Достаточно расхожее мнение, приписываемое иезуи­там, звучит достаточно симптоматично: «Цель оправдывает сред­ства, необходимые для ее достижения». Такое понимание средств, направленных на достижение цели, способно оправдать все что угодно и не может быть принято в современном обществе. Более приемлемая идея известного философа В.Н.Сагатовского, кото­рый с присущей ему моральной чуткостью существенно откор­ректировал иезуитский афоризм: «Цель оправдывает средство до тех пор, пока средство не изменило цель».

Успех и эффективность сервисной деятельности во многом определяются умением уловить ту (иногда едва заметную) грань, когда для достижения цели, даже очень благородной, переходят к несоответствующим ей средствам.

Предмет деятельности — это то, на что направлена преобразу­ющая окружающий мир деятельность субъекта. По своему содер­жанию и структуре предмет деятельности может быть представлен природными, социальными явлениями, отношениями между людьми, вещами, созданными человеком и призванными удов­летворять его потребности.

В сервисной деятельности предмет выступает как вещь, отно­шение, которые подвергаются воздействию в процессе оказания или потребления услуги. Например, предметом такого вида сер­висной деятельности, как образование, выступают в первую оче­редь те лица, которые получают образование. Особенность предо­ставления услуг в этом виде сервисной деятельности предполага­ет, что преподаватель, как активно действующий субъект, должен не просто быть своеобразным «передатчиком» информации, но и приложить определенные усилия (личностные, профессиональ­ные, технологические), суметь «увидеть» в обучающемся равно­правного партнера, который предельно заинтересован в совмест­ном участии в процессе и результате сервисной деятельности в сфере образования.

Таким образом, можно отметить, что отличительной характе­ристикой сервисной деятельности является активность всех участ­ников данного вида деятельности. В противном случае процесс потребления предоставляемых данным видом сервисной деятель­ности образовательных услуг превратится в чистую формальность. Будет получен документ об образовании, но не совокупность зна­ний, умений и навыков, которые и составляют сущность сервис­ной деятельности в области образования.

Еще одним примером активности соучастников сервисной дея­тельности является работа повара, кондитера, бармена. Предме­том их деятельности выступают не только продукты, из которых они готовят пищу, но в первую очередь люди, решившие вос­пользоваться услугами питания за соответствующую плату.

Действие — кульминация преобразования предмета, которая осуществляется с определенной целью. Это наиболее напряжен­ный момент, требующий средоточия всех интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует ее результат.

Продолжая развивать приведенные примеры, допускаем, что два студента, обучающиеся по одной и той же специальности, получили работу. Но один из них рассматривает свою деятель­ность как временную, поэтому не прилагает усилий для достижения более высоких результатов. Работа для него — это лишь источ­ник получения денег и одновременно не слишком интересное занятие. Как говорится, все было бы хорошо, но «клиент мешает». (Например, можно увидеть, как в одном и том же ресторане гос­ти стабильно отдают предпочтение определенному официанту, бармену, который не только быстро и качественно обслуживает клиента, но и предлагает что-либо новое.)

Вне сомнения, услуги человека, который в процесс обслужи­вания, что называется, «вкладывает душу», получат более высо­кую оценку, и не только моральную.

В приведенных примерах действие в области сервиса осущест­вилось, но результат его совершения получился разный. Для од­ного человека его деятельность в области сервиса — это жизнь во всем ее многообразии, для другого — скучная повинность. Но сер­вис — это активная деятельность, в которой постоянно взаимо­действует клиент и тот, кто его обслуживает. А так как все люди в определенном отношении выступают, и как обслуживающий пер­сонал, и как потребители услуг, то в самом процессе сервисной деятельности, как нигде в полной мере действует «золотое прави­ло нравственности» - относись к другому также, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Завершающим моментом деятельности является ее результат. Именно в это время происходит опредмечивание деятельности, обнаруживается, насколько цель (идеальный объект) соответствует полученному результату. В сервисной деятельности результат на­прямую зависит от тех усилий, направленных на его достижение, которые приложили совместно его участники. Можно утверждать, что именно сервисная деятельность потенциально несет в себе диалогичность, возникающую в процессе ее осуществления. Сущ­ностным двигателем этого постоянно длящегося диалога высту­пает потребность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы человеческой деятельности | Поведение потребителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.