Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и распад Древнерусского государства - Киевская Русь. Отечественная история




Редактор Л.И.Рубанова

Отечественная история

Библиографический список.

 

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993.

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: В 9-ти т.-М.: Мысль, 1987.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1994.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения. В 18 кн.- М.:

Мысль, 1988.

6. История России: учебник/ Под общ. ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева.- М.: ИНФРА-

М.: Новосибирск, 2001.

7. История России с древнейших времен до второй половины XIX века: Курс лекций

/Под ред.проф. Б.В.Личмана. Екатеринбург: Урал.гос.техн. ун-т. 1994.

8. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В.Милов, П.Н.Зырянов,

А.Н.Боханов; отв. ред. А.Н.Сахаров.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов – М.: Изд-во

НОРМА, 2000.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.,.Сивохина Т.А. История России с

древнейших времен до наших дней. Учебник - М. «ПБОЮЛ Л.В.Рожников», 2001.

 

Материалы к лекциям

 

для студентов очного и заочного обучения

(Ч.I)

 

Иркутск 2005

 

Дятлова Н.И. Отечественная история: материалы к лекциям.- Иркутск: ИрГУПС,2005-

Ч. -1.- 29 с.

 

 

Материалы подготовлены автором для студентов первого и второго курсов всех специальностей очного и заочного обучения, изучающих дисциплину «Отечественная история» в качестве дополнительного материала, который они могут использовать при самостоятельной подготовке к лекциям, семинарским занятиям и экзаменам.

 

Рецезенты: д-р ист. наук, проф. В.Г.Третьяков (ИрГУПС)

канд.ист.наук, доц. Т.А.Степанова (ИГУ)

 

©Дятлова Н.И., 2005

 

 

 

Подписано в печать Формат 60 х 84 / 16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.

Уч.-изд.л. Тираж Зак.

 

 

ИД № 06506 от 26.12.2001

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83

 

 

Вопросы:

1.Происхождение славянского этноса.

2.Образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

3.Социально – политический строй Киевской Руси.

4.Распад Киевской Руси.

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян – праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В лекции подробно будет рассмотрен вопрос о миграционных и автохтонной теориях происхождения славянского этноса. В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне. В группу восточных славян входили племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство – Киевская Русь, которое просуществовало до начала 30-х годов XII века. Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории И.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны или варяги. (Балтийское море русские до XVIII века называли Варяжским).

Антинорманнская теория, автором которой стал М.Ломоносов, утверждала, что варягов на Руси не было совсем и Русское государство создано самими славянами.

Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства: экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

Территория государства включала в себя земли от Балтики до Черного моря и земли от Карпат до Волги и Оки.

Можно выделить основные этапы в истории Киевской Руси: IX – конец X вв. (от Олега до Святослава) становление государства; конец X –первая половина XI вв. расцвет (Владимир Святой, Ярослав Мудрый); вторая половина XI – начало XII вв. закат (Мстислав).

На лекции подробно будут рассмотрены вопросы политического и социального устройства Киевской Руси.

Политический строй Киевской Руси характеризовался большинством историков как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862-879гг.). Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Этот совет назывался Боярской думой. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) исполняли обязанности чиновников.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В отличие от Европы бояре и князья на Руси жили в городах, а не в отдельно стоявших замках.

Современные историки считают, что Русь невозможно назвать ни монархией, ни республикой в современном смысле этих понятий. Власть князя действительно была велика. Князья были самыми богатыми людьми на Руси, они обладали огромными состояниями. Князья пользовались уважением со стороны населения- при встрече с ними принято было кланяться до земли. Князья обладали достаточной военной силой, подчиненной только им, что позволяло в некоторых случаях применять прямое насилие над гражданами.

Однако назвать великого киевского князя настоящим монархом нельзя. Его власть ограничивалась другими представителями княжеского рода. Киевский князь, по отношению к другим представителям княжеского рода, был не монарх, а старший в роду. Власть князя ограничивалась и горожанами. Горожане, собираясь на вече, порой довольно решительно и резко вмешивались в межкняжеские споры и отношения. Неугодных князей горожане изгоняли, нужных, какие им нравились, приглашали на княжение. Постепенно князья сосредоточили в своих руках законодательную, административную, судебную и военную власть.

К XIII веку оформился свод законов «Русская правда».

Социальная структура общества. К высшим слоям населения относилиськнязья, бояре. К низшим – относилось свободное население, платившее налоги государству- люди, смерды. К этой же категории относились и лично зависимые группы населения – холопы (челядь), закупы, рядовичи и др.

Большую роль в создании государства – Киевская Русь сыграло христианство. В лекции будут выделены причины и условия принятия христианства. До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. На Руси формировались новые общественные отношения, происходило социальное расслоение. Все это требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира проходила в 2 этапа. На первом этапе была предпринята попытка объединения на основе одного языческого бога – Перуна. На втором этапе в 988 г. было введено христианство в православном варианте. Эта религия наиболее соответствовала нуждам государства.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно – солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; новая религия положительно повлияла на экономику - растет внешняя торговля, развивается сельскохозяйственное производство; новая религия изменила быт и нравы людей; дальнейшее развитие получила культура. Необходимо выделить и негативные моменты в принятии христианства – формировался культ власти, церковь становилась идеологическим инструментом государства.

Последним великим киевским князем стал Мстислав (1125-1132гг.).

В XII веке после смерти князя Мстислава Киевская Русь распалась на отдельные земли и княжества. В лекции будут рассмотрены факторы феодальной раздробленности: экономические - развитие натурального хозяйства, экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов; политические – родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр; внешнеэкономические – устранение на время опасности нападения извне.

Почти весь XII век русские князья боролись за киевский престол. Только за 30 лет с 1146 г. на нем сменилось 28 человек. Это вызвано было тем, что все русские князья были родственниками, в конце 12 века их насчитывалось около 50. Все они происходили от Владимира Святого. В Европе не было государства, где бы вся феодальная знать принадлежала к одному роду. Это было связано с другим, чем в Киевской Руси, принципом наследования. В Киевской Руси господствовал «лествичный» принцип наследования великокняжеского престола, который включал в себя два противоречащих друг другу принципа: киевский престол передавался от брата к брату, причем правом на его занятие обладал самый старший брат. Но, с другой стороны, на него мог претендовать и старший по возрасту в роде. Это противоречие неоднократно приводило к конфликтным ситуациям.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII – XV вв. В этoт период определились 3 основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика. Эти земли в своем развитии имели свои отличительные особенности, которые будут подробно выяснены на семинаре.

В этот период землями и княжествами правили представители рода Рюриков. Сохранялась единая религия и единая церковная организация.

Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом развития раннефеодального общества

Раздробление Руси на независимые княжества историки рассматривают с двух сторон. С одной стороны это стало трагедией, ослабило Русь перед врагами. Но в то же время в период феодальной раздробленности происходит экономический и культурный подъем русских земель.

В 30-40-е годы XIII века русские земли подверглись нашествию монголо-татар. Первое столкновение русских и монгольских воинов произошло в 1223 г. на р. Калка. В 1237 -1238 гг. монгольское войско под предводительством Батыя начало захват русских разрозненных земель.

C 1243-1246 гг. на русских землях установилось монголо-татарское иго (угнетающая, порабощающая сила). Термин «татарское иго» был введен в оборот русскими историками в XVIII-начале XIX века. Под этим термином традиционно подразумевается система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Устойчивой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам постоянно менялось. В начальный период сбор дани с русских земель осуществляли монгольские чиновники-баскаки. Позднее эту деятельность стали осуществлять сами русские князья.

Монгольское иго было подорвано в результате Куликовской битвы в 1380 г. и окончательно ликвидировано в 1480 г. после противостояния на р.Угра.

Необходимо обратить внимание на негативные политические, экономические и социальные последствия монгольского нашествия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.