Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение




Командная экономика - это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит НТП. Государственное регулирование цен, монополизм производства закономерно порождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и полной загрузке производственных мощностей. Долгосрочное государственное планирование не может гибко отреагировать на происходящие в обществе изменения.

В условиях командной экономики господствует редистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.).

Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.

Смешанная экономика - это такой тип общества, который синтезирует элементы первых двух систем. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние активной деятельности государства, а также опыта и традиций страны.

В настоящее время в чистом виде рыночную или командную систему найти нельзя. Большинство экономических систем смешанные. В таких системах свободное предпринимательство сочетается с коллективным принятием решений. Государство обеспечивает правовое регулирование экономических отношений, а также занимается социальными проблемами.

8. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) командная.

б) рыночная.

в) натуральная.

г) смешанная.

9. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.

б) только к рыночной экономике.

в) только к отсталой экономике.

г) к любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите предмет экономической теории.

2. Перечислите методы экономической теории.

3. Дайте различие между макроэкономикой и микроэкономикой.

4. Охарактеризуйте понятия: потребности, экономические блага, экономические ресурсы, альтернативные издержки.

5. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития Украины? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

6. Как решается проблема экономического выбора?

7. В чем суть кривой производственных возможностей?

8. Дайте понятие «экономическая эффективность».

9. Охарактеризуйте модель экономического кругооборота.

10. Назовите ступени развития экономических систем.

11. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

12. Приведите классификацию экономических систем.

13. Возможно ли существование "чистой" рыночной или командной системы?

Вопросы повышенной сложности (домашнее задание):

1. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:

а) экономическая гарантия.

б) полная занятость.

в) экономическая свобода.

г) справедливое распределение дохода.

2. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки или максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

а) достижение полной занятости.

б) поддержание экономического роста.

в) экономическая безопасность.

г) экономическая эффективность.

3. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:

а) будет произведено больше товаров и услуг.

б) экономика в состоянии производить больше товаров и услуг.

в) улучшилась технология производства.

г) повысился стандарт жизненного уровня.

4. "Если хочешь сделать человека счастливым, не прибавляй ему вещей, а убавляй желания". Это изречение противоречит принципам экономического мышления.

а) верно;

б) неверно.

5. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.

6. Объясните смысл предложенного Нобелевским лауреатом Г. Беккером понятия "человеческий капитал". Чем "человеческий капитал" отличается от таких экономических ресурсов, как "труд" и "капитал"? Охарактеризуйте особенности "человеческого капитала" граждан Украины.

7. Джон Мейнард Кейнс писал: "Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад" (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 458). Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена

экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику Украины?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.