Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к вопросам




Очевидно, что построение вопроса очень важно в личных интервью с заданной струк­турой. Вопросы не должны быть наводящими, т.е. не должны подсказывать ответы. Они должны восприниматься однозначно. Надежность данных, получаемых с помо­щью анкет, можно контролировать, если включить в анкету несколько вопросов об одном и том же, но сформулированных по-разному и/или размещенных в различных местах анкеты. Вопросы должны быть понятными для опрашиваемого, а ответы — при­емлемыми.

Однако, упрощение предлагаемых вариантов ответов имеет свои недостатки, кото­рые заключаются в том, что опрашиваемый не всегда в состоянии однозначно клас­сифицировать ответы. Например, варианты ответа «всегда/иногда/никогда» могут быть слишком приблизительными для явления, которое происходит в 80% случаев.

Вопросы. Критерии для формулировки «хорошего» вопроса:

* специфический характер вопроса;

* ясность вопроса;

* конкретность;

* ориентация на факты, а не на мнения;

* отсутствие наводящих вопросов;

* осторожность с вопросами, затрагивающими чувства.

Специфический характер вопроса. Каждый вопрос должен иметь свой особый ин­формационный смысл. Например, на вопрос: «На каком велосипеде Вы ездите?» су­ществует множество ответов: на дамском велосипеде, на горном велосипеде, на ве­лосипеде «Мерседес», на подержанном, на гоночном. Ответы, хотя и содержат по­нятную альтернативу для респондента, не являются четко сформулированными, а именно не понятно, что выясняют в этом случае: тип велосипеда, его марку, его характеристику.

Ясность вопроса. Вопрос должен быть сразу понятен респонденту. Необходимо при­нимать во внимание тот факт, что зачастую люди воспринимают одни и те же тер­мины и определения по-разному. Не должно быть вопросов, содержащих два отри­цания. Такой вопрос, как «Считаете ли Вы, что воздержание от курения не влияет на общественное здоровье?» только путает опрашиваемого.

Конкретность. Вопрос должен быть конкретным, точно соответствующим положе­нию и опыту респондента. Сложно (если вообще возможно) ответить на вопрос типа: «Сколько флаконов жидкости для мытья окон Вы потребляете в течение года?» Более приемлемый вариант может быть сформулирован так: «За какое время Вы обычн используете один флакон?». Первый вопрос обычно остается без ответа, на второ отвечают довольно быстро. Спрашивая о последней дате покупки, можно примени! формулировку: «Когда Вы в последний раз покупали шампунь?»

Ориентация на факты, а не на мнения. Мнения надо использовать с осторожностью. Достоверность ответов может быть повышена следующими способами:

—при составлении вопроса заменить мнения фактами настолько, насколько это возможно;

-отделять мнение пользователя от мнения человека, который пользователем не является.

Это достигается путем включения так называемых «отсеивающих» вопросов. koi да человека спрашивают о его мнении по поводу качества пищи в ресторан McDonald's, можно сначала задать вопрос типа «Вы когда-нибудь посещали ресторан McDonald's?». Тем самым разделяют мнения тех, кто пробовал пищу McDonald's и тех, кто только слышал о ней.

Отсеивающие (фильтрационные) вопросы часто задаются таким образом, чтоб респондент понимал все преимущества и недостатки ситуации. Не: «Вы против рекламы на телевидении по воскресеньям?», а «Вы против рекламы на телевидении по воскресеньям, если это уменьшит Вашу плату за пользование телевизором?» Таким образом, возможные последствия определенного ответа будут включены в вопрос.

Отсутствие наводящих вопросов. Наводящие вопросы должны быть, по возможности, исключены, иначе каждый ответ будет результатом формы вопроса. Если вопрос изменить, изменится и ответ. Это относится не только к содержанию вопрос; но и к его форме.

Вопрос «За кого Вы будете голосовать?» предполагает, что респондент обязательно будет голосовать. Так быть не должно. Лучше сначала спросить: «Вы будете голосовать?» и, если ответ будет утвердительным, продолжить: «За какую партию Вы 6удете голосовать?».

Следующие вопросы также являются подсказкой и не должны задаваться таки образом: «Вы тоже считаете, что слишком много программ на телевидении посвящены насилию?».

«Вы считаете, что местные власти должны, в конце концов, уделять больше внимания сети велосипедных дорог?»

Осторожность с вопросами, затрагивающими чувства. Вопросы о доходах, сексуальных привычках и тому подобном создают много проблем. Либо респондент и отвечает, либо дает искаженный ответ. Существует несколько возможностей предупредить подобную ситуацию:

задавайте косвенный вопрос:

Не: «Вы находите обстановку в компании напряженной?»,

А: «Вы считаете, что многие Ваши коллеги находят обстановку в компании напряженной?»;

- вопрос-противовес:

Не: «Вы любите смотреть на сцены военных действий?»,

А: «Многие люди любят смотреть на сцены военных действий. Вам тоже это нравится?»;

- деление ответов на группы

Вопросы о доходах лучше задавать без выяснения точной суммы. «В какой интервал попадает Ваш годовой доход?» (в рублях)

A. менее 100 000

Б. 100 001 - 200 000

B. 200001 - 500000

Г. 500001 -800000

Д. более 800 000

 

 

Кроме того, точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респондент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы произошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется ошибкой преувеличения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.