Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика в информационной сфере




Введение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Вопросы:

Введение

1. Основные направления государственной политики в информационной сфере

2. Информационная безопасность

Характерной особенностью современного общества является широкое распространение информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в различные сферы человеческой деятельности. Развитие автоматизированных систем, средств распространения и обмена информацией посредством глобальной сети Интернет порождают новые общественные отношения. Это требует адекватного реагирования со стороны законодателей.

Современный юрист должен знать методы и средства обеспечения информационной безопасности. Это является, неотъемлемым условием обеспечивающей высокий уровень профессиональной подготовки специалиста в области юриспруденции.

Одной из проблем первостепенной важности для современного общества стала компьютерная преступность. Предметом преступных посягательств становятся: право владельцев или пользователей компьютерных информационных технологий своевременно получать или распространять достоверную и полную информацию, право собственности на информацию, программные средства, а также право защиты от отрицательного информационного влияния, от негативных последствий функционирования компьютерных информационных технологий, от несанкционированного распространения информации. Объектом компьютерных злоумышленников становятся автоматизированные системы управления важнейшими отраслями в государстве: финансово-банковские, транспортные, телекоммуникационные и т.п. Не остаются без внимания и компьютерные системы и сети, пользователями которых являются негосударственные структуры и отдельные граждане.

Наблюдения ученых позволяют утверждать, что мировое сообщество стоит перед серьезными проблемами в этой области. И эффективно решать эти проблемы можно лишь при активном участии государства.

Расширение применения вычислительной техники и совре­менных информационных технологий позво­лило относиться к информации как к ресурсу, использование или переработка которого и введе­ние в оборот в виде информационной продукции дают существенные материальные выгоды. Появилась новая весьма прибыльная сфера деятельности, включающая создание, накопление, обра­ботку, предоставление, использование информации, а также создание инфраструктуры, обеспе­чивающей эти процессы – информационная сфера. В информационно развитых странах она составляет до 60 % по занятости населения и другим параметрам. Информация становится все более и более важным объектом правоотношений.

Главная роль в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного про­филя принадлежит государству.

Государственная информационная политика − это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля[23].

Проще говоря, под государственной информационной политикой понимается регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п. Такая трактовка информационной политики связана с тем, что благодаря переводу информации в цифровую форму и использованию новейших телекоммуникационных и компьютерных технологий интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

С информационной сферой связаны национальные интересы республики, такие как:

реализация конституционных прав граждан на получение, хранение
и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

формирование и поступательное развитие информационного общества;

равноправное участие Республики Беларусь в мировых информационных отношениях;

преобразование информационной индустрии в экспортно-ориентированный сектор экономики;

эффективное информационное обеспечение государственной политики;

обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации[24].

В Республике Беларусь законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:

право на получение и распространение информации;

право на защиту персональных данных;

право на защиту интеллектуальной собственности.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2009, № 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год», приоритетными направлениями деятельности в области регулирования отношений в информационной сфере являются:

обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;

определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг;

поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ;

охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;

регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов;

контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию;

развитие системы непрерывного образования в области ИКТ;

обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации;

обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство.

Государственная политика в информационной сфере направлена, в том числе, на государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации. Оно осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации включает:

обеспечение условий для реализации и защиты прав государственных органов, физических и юридических лиц;

создание системы информационной поддержки решения задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Беларусь;

создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;

содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

обеспечение условий для участия Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, физических и юридических лиц в международном сотрудничестве, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;

совершенствование законодательства Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации;

иное государственное регулирование[25].

Государственная политика в информационной сфере тесно связана с процессами информатизации.

Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

В этой связи в Республике Беларусь принят ряд документов, определяющих приоритетные направления и принципы информатизации Республики Беларусь. Наиболее важный это Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»

Осуществляя такую важную составляющую политики государства в информационной сфере как обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности в Республике Беларусь разрабатывается и осуществляет ряд программ в различных сферах. В настоящее время принята и реализуется программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384. Утверждена Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и план первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год.

Одной из значимых задач государства в области обеспечения информационных потребностей является формирование единого информационно-правового пространства государства, позволяющего реально осуществлять информационное взаимодействие государственных органов, юридических и физических лиц.

Под единым информационно-правовым пространством государства мы будем понимать совокупность баз и банков данных, содержащих правовую информацию, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим стандартам (правилам) создания, предоставления, обработки, организации и доступа к правовой информации.

В этой связи одной из важных задач является формирования единого информационно-правового ресурса государства. Для формирования правовой среды, необходимой для осуществления и организации доступа населения республики к правовым информационным ресурсам, а также создания надлежащей правовой базы и обеспечения неуклонного соблюдения установленных законодательством норм и правил поведения, оперативного обеспечения полной и достоверной нормативной правовой информацией всех государственных органов, юридических и физических лиц формируется государственная система правовой информации (ГСПИ).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» государственные органы и организации обеспечивают создание, функционирование и систематическое обновление интернет-сайтов с информацией об их деятельности. В соответствующих рубриках должна быть размещена общая информация о государственном органе и организации (о руководстве, структуре, режиме работы, задачах и функциях, почтовом адресе, адресе электронной почты, номерах телефонов справочных служб этого органа (организации), территориальных подразделениях и др.), о работе с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществлении административных процедур в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) государственной организацией и т.д.

Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационно–коммуникационных технологий создало условия для формирования глобального информационного пространства, одной из основных отличительных черт которого является его трансграничность. Поэтому отдельные государства, пользуясь своим политическим и территориальным суверенитетом, не могут полностью контролировать информационную сферу своей страны.

Вхождения Республики Беларусь в мировое информационное пространство должно обеспечиваться системой национального законодательства.

Особого внимания требуют вопросы правового регулирования в различных областях инфор­мационной сферы, возникающие в связи с расши­рением трансграничного обмена информацией через глобальные сети передачи данных:

- защита авторских прав на информацию при трансграничной передаче данных;

- регулирование отношений при вхождении национальных сетей в глобальные информационные сети;

- защита конфиденциальной информации в сетях передачи данных (электронная цифровая подпись, криптография, программные и технические средства).

Основы законодательного регулирования ин­формационных отношений в обществе с учетом мировой практики, совре­менного уровня развития информационных технологий заложены в Законах Республике Беларусь – «Об информации, информатизации и защите информации»; «О государственных секретах», «Об основах государственной научно-технической политики», «Об электронном документе» и др.

Основополагающим является Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Настоящим Законом регулируются общественные отношения, возникающие при:

· поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;

· создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;

· организации и обеспечении защиты информации.

Особенности правового регулирования информационных отношений, связанных со сведениями, составляющими государственные секреты, с персональными данными, рекламой, научно-технической, статистической, правовой и иной информацией могут устанавливаться другими Законодательными актами Республики Беларусь.

Действие Закона «Об информации, информатизации и защите информации» не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности.

Компьютерные и коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества. Создаются международные сети, которые используются для информационного обеспечения научных исследований, решения экономических и технических задач. Компоненты таких сетей располагаются в нескольких странах и используют глобальные спутниковые системы, компьютерные сети, международные морские системы связи и сети телерадиосвязи.

Важнейшей международной компьютерной сетью является Интернет, которая влияет на экономику и обороноспособность многих стран. К Интернет подключены все парламенты Западной Европы. Мировой является сеть Интерпола (международной организации уголовной полиции).

В Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2002 № 609 создан и функционирует правовой Интернет портал. Кроме получения необходимой актуальной правовой информации, он позволяет получить доступ к ресурсам государственных органов и международных организаций, таких как Интерпол, ООН, ЮНЕСКО, Международный Суд и т.д.

Как указывалось выше, государственные органы и организации создают в сети Интернет свои ресурсы, содержащие информацию об их деятельности.

Развитие международных сетей имеет и отрицательные стороны, к которым относится в частности, проблема роста правонарушений в сфере информационных технологий. Это вызывает обеспокоенность мирового сообщества и требует создания наднациональных механизмов (прежде всего – правовых) противодействия подобным общественно опасным проявлениям. В связи с этим ведется постоянная работа над созданием, совершенствованием и реализацией международных нормативных правовых документов, направленных на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов в условиях глобальной информатизации.

Так, весьма значительным событием стало подписание лидерами стран «восьмерки» Окинавской Хартии глобального информационного общества. Данный документ можно рассматривать в качестве рекомендаций по объединению мирового информационного сообщества и формированию единых представлений и правил по созданию и совершенствованию правовых механизмов по регулированию возникающих общественных отношений.

Окинавская Хартия, с одной стороны призывает к развитию международного сотрудничества в формировании процедур, правил и соглашений для достижения доступности существующих информационных ресурсов гражданами разных стран, совершенствование национальных законодательств с целью наиболее полной реализации прав и свобод человека.

С другой стороны говорит о необходимости обеспечения безопасности глобальных сетей и создание эффективных правовых механизмов противодействия компьютерной преступности.

Таким образом, Хартия обозначила необходимость поиска компромиссного решения между доступностью информационных ресурсов глобальных сетей и соблюдением прав и свобод человека в информационной сфере. Что требует регулирования общественных отношений при создании, распоряжении и использовании ресурсов, связанных с накоплением информации о частной жизни граждан, путем наложения определенных ограничений и обязанностей на субъекты, создающие, использующие, распространяющие и предоставляющие их.

Сегодня в мире более двадцати стран имеют национальное законодательство, относящееся к использованию глобального информационного пространства. В разряд приоритетных выдвигается вопрос о разработке правовых и организационных механизмов регулирования использования Интернет.

В Интернет отсутствует централизованная система управления. Координатором выступает Общество участников Интернет (ISOC), представляющее общественную организацию, базирующуюся на взносах участников и пожертвования спонсоров.

Одно из направлений правового регулирования касается введения носящих преимущественно рекомендательный характер критериев организации работы Интернет-провайдеров. (Канада, Франция, Швейцария)

Суть, рекомендаций состоит в том, что если провайдер располагает конкретной информацией, дающей основание подозревать, что содержание Сети может быть незаконным, то он должен немедленно провести расследование и, в случае необходимости, блокировать доступ к такой информации. Так, например, в Швейцарии провайдерам рекомендуется создать центр для сбора и анализа информации от провайдеров, их клиентов и прочих лиц о незаконном содержании, заключать соглашения на обслуживание только со взрослыми и самостоятельными лицами. Клиенты должны иметь доступ к сети только через идентификацию и пароль. В контракте провайдеры должны закрепить за собой право временно отключать подозрительные источники информации и в одностороннем порядке разрывать контракт, если клиент распространяет информацию незаконного содержания, или если эта информация может быть получена с его компьютеров. Контракт на обслуживание должен в обязательном порядке обязывать потребителей сообщать о незаконном содержании Сети и любых других незаконных приложений, о которых им стало известно. Провайдеры должны информировать потребителей о потенциальных проблемах, связанных с защитой данных, используемых в Интернет и принимать меры по обеспечению конфиденциальности персональных данных. Недопустимо делать доступными телефоны, адреса и имена клиентов по Интернет без их согласия за исключением случаев, когда на это есть законные основания. В договоре об услугах провайдеру следует уделять особое внимание обязанностям клиента по соблюдению авторских прав и сохранять за собой возможность временно прекращать доступ к источнику нарушения авторских прав.

Другое направление правового регулирования характеризуется попытками введения института ответственности Интернет-провайдеров.

Так, в шведском законе, регулирующем ответственность владельцев досок объявлений (Act (1998: 112) on Responsibility for Electronic Bulletin Boards), устанавливается, что таковые обязаны удалять сообщения третьих лиц в том случае, если содержащаяся в них информация нарушает ряд норм уголовного и гражданского законодательства (в части авторского права). Схожая с европейской, но менее детальная схема ответственности при нарушении авторских прав определена в американском Digital Millenium Copyright Act (DMCA), принятом в 1998 г. В Англии действует British Defamation Act, принятый в 1996 г., который регулирует ответственность Интернет-провайдеров за достоверность размещаемой на их сайтах информации.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. Хранение сведений осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг.

Сведения об абонентских устройствах, персональные данные пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, а также сведения об оказанных интернет-услугах представляются поставщиками интернет-услуг, собственниками пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченными ими лицами по требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательными актами

Уполномоченные поставщики интернет-услуг при оказании интернет-услуг обеспечивают защиту информации государственных органов и организаций, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты.

Поставщики интернет-услуг по запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей к информации, содержание которой направлено на:

- осуществление экстремистской деятельности;

- незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- содействие незаконной миграции и торговле людьми;

- распространение порнографических материалов;

- пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством

Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию, а за нарушение требований настоящего Указа, в том числе за неисполнение предписания (требования) соответствующего органа, выносимого в соответствии с пунктом 11 настоящего Указа, - поставщики интернет-услуг, собственники (уполномоченные ими лица) пунктов коллективного пользования интернет-услугами.

Специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

Размещение пользователями интернет-услуг в сети Интернет литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

Размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения

В 2011 г. было принято ряд документов направленных на обеспечение защиты информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами.

Проблема защиты информации, в частности компьютерная преступность требует международного сотрудничества.

Постановлением № 27 от 8 сентября 1999 г. Исполнительного комитета Союза Беларуси и России утверждена совмест­ная Программа «Защита информационных ресурсов Беларуси и России». В ней особо отмечается важность задачи регулирования информационных отношений и объединения усилий по противостоянию негативным тенден­циям, связанным с неправомочным доступом к информации

Среди целей Программы выделим следующие:

объединение потенциалов и ресурсов России и Беларуси для повышения эффективности национальных систем защиты информации, действующих в интересах Союза;

создание условий и основ для гармонизации национальных законодательств России и Беларуси в области защиты информации;

создание унифицированной системы нормативно-методических и технических документов в области защиты информации, унификация национальных систем лицензирования деятельности в области защиты информации и сертификации средств защиты информации.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества правоохранительных органов, странами СНГ 1 июня 2001 г. в Минске было подписано Соглашения о сотрудничестве государств–участников Содружества независимых государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации.

В Соглашении сделана попытка выработать единое понимание некоторых понятий, форм сотрудничества, процедур инициирования, исполнения и отказа от исполнения запроса.

Необходимо учитывать, что трансграничный характер компьютерной преступности (в отличие от общеуголовных, экономических и иных противоправных проявлений) требует более широкого международного сотрудничества, которое не целесообразно ограничивать только границами СНГ.

Страны Европейского Союза последовательно проводили политику сотрудничества в области противодействия компьютерной преступности. Так, с целью унификации национальных законодательств в 1989 г. Комитетом министров Европейского Совета был согласован и утвержден Список правонарушений (т.н. «Минимальный список нарушений»), рекомендованный странам-участницам ЕС для разработки единой уголовной стратегии, связанной с компьютерными преступлениями, содержащий восемь видов компьютерных преступлений.

23 ноября 2001 г. в Будапеште была подписана Международная конвенция о киберпреступности. Основная цель Конвенции (ст. 39) – дополнение соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений и договоренностей, включая положения Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.; Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.); Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 17 марта 1978 г.).

Международная Конвенция о киберпреступности представляет собой целостный нормативно-правовой документ, содержащий ряд основополагающих положений об организации противодействия компьютерной преступности на национальном уровне и о сотрудничестве в этой области правоохранительных органов разных стран. Частично, ее основные положения реализованы в законодательстве Беларуси.

Вывод по первому вопросу: развитие и широкое внедрение ИКТ в различные сферы общества требует регулирования отношений, возникающих при создании, хранении, обработки информации. Важную роль в этом процессе играет государство. Мы познакомились с основными направлениями государственной политики в информационной сфере, Одно из важнейших направлений государственной политики является информационная безопасность, что мы сейчас и рассмотрим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.