Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Создание собственного архива

А. Самообразование.

Повседневная подготовка к выступлениям.

Техника подготовки и структура ораторской речи.

Лекция №7,8.

Тот, кто хорошо подготовился

к сраже­нию, наполовину победил.

Сервантес

 

 

Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то представляется целесообразным разграничивать повсе­дневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению.

Повседневная подготовка включает в себя прежде всего самообразование в самом широком смысле сло­ва, т. е. приобретение новых, знаний, накопление све­дений из различных областей науки и техники, полу­чение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистичес­кой, художественной литературы.

Исследования биографий выдающихся людей пока­зали, что самое большое влияние на них оказали кни­ги. Нужно не просто много читать, а осмысливать прочитанное, размыш­лять над ним, анализировать, пытаться разобраться вокружающей жизни, обсуждать волнующие вас вопро­сы.

Известно, что ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. На это обращают внимание не только теоретики ораторского искусства, но и те, которые общались с подлинными мастерами слова. Постоянное стремление к новым знаниям, вечная неудовлетворенность собой — только это может обеспе­чить успех оратору.

Человеку, часто выступающему публично, необхо­димо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии моби­лизационной готовности, брать на заметку интересный материал.

Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Рекомендуется делать вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литерату­ры, собирать пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, записывать вопросы, которые задают слу­шатели после выступления. Все это приводит к созда­нию собственного архива.

По словам известного лектора-методиста Е. А. Адамова, лектор без архива — это музыкант без инструмента, лекторский архив — это творческая биография, молчаливый свидетель его большого труда.

Недаром народная мудрость гласит: «Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком», «Боль­шой багаж путнику в пути неудобен — большой багаж оратору всегда необходим», «Лектору, как и полковод­цу, нужны резервы, с ними он непобедим».

Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга про­блем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда у выступающего не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библи­отеке, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора, накапли­вания и систематизации материала и активно создавать свой архив.

Встретив интересную мысль, необходимо обяза­тельно выписать ее! Д.И. Менделеев говорил: «Най­денная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Ведь мы забываем подавляющую часть информации, которая достигает нашего созна­ния. Не случайно в менеджменте укрепился принцип: не записанное на бумаге - это пустые мечтания.

Выписывают то, что относится к изучаемому воп­росу, а также материалы, которые могут быть ис­пользованы впоследствии.

Каждый хорошо знаком с этим видом записи, од­нако далеко не всегда эти выписки делаются пра­вильно. Нередко такие записи ведутся на двух сторонах листа. Пользоваться такими выписками не­удобно. Представьте себе, что на одной стороне лис­та у вас мысль, которую следует использовать в начале доклада, а то, что написано на оборотной стороне, цитируется в середине. Как в данном случае поступить? Придется одну из цитат переписать, т.е. проделать дополнительную работу. Или вы захотите прокомментировать выписанное, зафиксировать ка­кие-то свои мысли. Где это сделать, если обе сторо­ны листа заполнены?

Нередко ленятся указывать, откуда выписан дан­ный материал, кто его автор. Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в дальнейшей рабо­те: забывается источник, и в случае необходимости нельзя уточнить текст; в таком виде невозможно и цитировать.

Для того чтобы выписками удобно было пользо­ваться, надо правильно их оформлять. Рекомендуется выписки делать на карточках. Карточки должны быть одинакового размера. На каждой карточке допускает­ся не более одной записи. В верхней (например) час­ти карточки указывается тема, к которой относится запись, а в нижней - выходные данные источника: ав­тор, название книги, место и год издания.

Некоторые, изучая литературу, выписывают под­ряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате выписанный мате­риал остается почти неиспользованным, так как слишком обширен и многословен. Поэтому выписы­вать стоит лишь ценные мысли.

Если книга — ваша собственность, целесообразно делать «разметку» книги, статьи. Ручкой или фломастером отмечаются ключевые слова, фразы или абзацы. Тогда повторный просмотр занимает минимум времени, а на неинфор­мативные участки текста не тратится ни минуты.

Если пометок сравнительно немного, то делаются закладки или на последней странице книги пишутся номера соответствующих страниц.

Этот метод можно применять не только в индиви­дуальной работе. Например, в фирму приходят толстые экономические, финансовые, юридические издания. Один из специалистов просматривает и размечает текст. После него все остальные затратят на про­смотр издания минимум времени. Помощник руково­дителя может разметкой сэкономить время чтения своему шефу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Резюме | Г. Повышение культуры устной и письменной речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.