Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические подходы к принятию решений

Нормативный (прескриптивный) подход: человек имеет все возможности, чтобы получить достаточную и своевременную информацию, чтобы решить проблемы. Человек имеет все возможности, чтобы рассчитать все возможные альтернативы дальнейшего развития событий. Человек способен точно оценить результаты.

Теория панрациональности => человек экономический; использование специального аппарата, набора методов.

Механизмы сложносоставного сканирования (анализ всех альтернатив) и консервативного фокусирования (фиксация источников, преград).

Теория рационального выбора => у человека нет чёткого понимания, какие у него есть интересы, человек испытывает неопределённость. Но человек, обладающий убеждениями, делает выбор поведенческой линии, а набор средств и методов становится рациональным выбором.

Теория ограниченной рациональности (Герберт Саймон) – человек подвержен структурным ограничениям (когнитивным, организационным, политическим, недостатку воображения). У человека есть два очень важных механизма:

- утилита – ожидание полезности как источник активности;

- сатисфакция – набор минимальных требований, которые удовлетворяют поставленной задаче.

Человек стремится к достаточному решению, а не к идеальному => отложенная сатисфакция – поиск минимально подходящего решения.

Этапы:

1) аналитическая (все перспективы); сложно учесть всё

2) проектируемая (учёт факторов)

3) принятие решений

Саймон считал, что организация сама не может принять решение, только человек (ответственность за принятие решений; зависимость от силы позиции). Последовательное разъяснение супервайзером своей позиции; увеличение времени этих консультаций.

Концепт бдительной обработки информации – компоненты: 1) осознание значимости проблемы; 2) увеличение времени анализа; 3) вера человека в благополучный исход.

Теория эвристики – человек руководствуется 4 видами рациональных представлений: мифологический рационализм; неограниченный рационализм; ограниченный рационализм; рациональность в ограничивающих условиях.

 

Дескриптивный (поведенческий) подход: человек никогда не может глубоко и адекватно осознать стоящую перед ним проблему; это комплексное явление. Человек не может получить своевременной и достоверной информации. Человек не может рассчитать даже минимально необходимые альтернативы. Человек не может оценить результат. Ролевые диспозиции подвержены влиянию тех свойств и качеств субъекта (актора), которые сформированы в других частях социального пространства. Ценности могут влиять на принимаемые решения только в одном случае – если они совпадают с обстоятельствами, конъюнктурой, но и то ограниченно. Ценности должны разделяться всеми (всей иерархией) => только тогда они реально способны влиять на принимаемые решения => концепция инкрементализма: участники принятия решений, независимо от характера стоящих перед ними задач, как правило, обладают и разными интересами, и разной степенью осознания своих интересов. Причём в процессе взаимодействия ситуация лишь усложняется => тратить время на анализ содержания проблемы бессмысленно, т.к. всё зависит от того, какое значение проблеме (ситуации) придаёт каждый конкретный актор (агент). Необходимо начинать с поиска компромисса между участниками процесса => выявление всех интересов.

 

На практике инкрементализм превосходит, довлеет над рационализмом.

 

· Организация власти и управления - инкрементализм

· Задачи (хорошо структурированные, слабоструктурированные, неструктурированные) – и рационализм, и инкрементализм

· Сетевые образования - инкрементализм

· Ресурсная база - инкрементализм

· Конъюнктура (внешняя и внутренняя) - инкрементализм

· Место субъективного фактора – и инкрементализм, и рационализм

 

Политические решения зависят от расстановки сил.

Какова ситуация в бизнесе?

 

Статические теории. Ориентированы на поиск таких атрибутивных характеристик принятия государственных решений, которые обладают фундаментальным устойчивым характером для аттестации этого явления и не зависят от временных и пространственных условий. Теория Вебера. Политический потенциал бюрократии. Экспертные знания и устойчивые статусные позиции как преимущества бюрократии. Построены на абсолютизации рациональности.

 

Динамические теории.

Стадиальная теория. Акцентирует внимание на процессуальных сторонах принятия госулдарственных решений. Процесс принятия государстваенных решений – это последовательность зваимодействий, акций, интеракций и т.п.

Теория потоков (Кингдон). Предполагает, что весь процесс принятия решений строится на основании сочетания потоков проблем, политического потока и потока решений. Виды проблем:

фокусирующие проблемы – обладают потенциалом, привлекающим непроизвольное внимание людей;

мнения элит;

проблемы, которые имеют устойчивые статистические индексы (безработица, социальная справедливость и проч.).

Политический поток – то, на что реагирует государство. Из этого складываются правительственные проблемы. СМИ, государственная администрация, бизнес, оппозиция – крупные игроки. Поток решений – набор вопросов, которые государство обязано решить, но ещё по факту не решает. Когда пересекаются все потоки, открывается окно возможностей. Политические предприниматели – люди, для которых не существует никаких ограничений, постоянно инициируют проблемы, предлагают инновационные пути их решения. Они занимаются технологией принятия решений.

Теория коалиций поддержки (Поль Сабатье). Главную роль выполняют сетевые образования (коалиции), которые складываются в результате предметного решения задач. Коалиции сплачиваются на основе трёх типов ценностей:

1) мировоззренческие

2) схожесть взглядов по тем или иным вопросам государственной политики

3) представления, характеризующие формы, средства, ресурсы для принятия решений

Институциональные нормы имеют минимальное значение. Политические брокеры (та же роль, что и у кингдоновских политических предпринимателей).

Теория раундов (Тейсман). Принятие решений обусловлено наличием определённых игроков, правилами игры, динамикой интересов. Не учитывается возможная сила действия институциональных норм. Баланс сил не влияет на нормативное поведение.

Теория Хаусхоффера. Учёт факторов разного уровня для принятия решений.

Модель прерывистого равновесия (Баумгартер и Джонс). Государство и общество временно соглашаются (доменные зоны). Открытие повестки дня означает, что общество начинает изменять те проблемы, которые решает государство, а в определённых (тяжёлых) случаях общество может влиять и на закрытую ядерную структуру, представляющую собой механизм принятия решения.

Модель мусорного ящика. Нечётко прописаны полномочия лиц. Нечётко описаны возможности их ролевого взаимодействия. Государство – пространство, обладающее низкой степенью контроля над выполнением людьми своих обязанностей. Решения опосредованы «мусорными ящиками» (нереализованные задачи, неясные директивы, проблемы, отложенные на потом). Оттуда «выдёргиваются» необходимые решения.

 

Синтетическая теория. Плюрально, но центрированно организованная структура с постоянно одновременно и асинхронно смещаемыми профилями активности инверсионного типа.

 

Эпифеноменальность – вторичный, сопутствующий характер.

 

Государство как многоуровневый субъект принятия решений. Это связано с тем, что:

1) государство вовлечено в различные формы социального взаимодействия

2) у государства дефицит ресурсов, связанных с достижением целей

3) в государстве существуют различные акторы с разными полномочиями

 

В государстве одновременно существует несколько логик целеполагания:

§ Политический уровень:

- политический - сохранение суверенитета, территориальной целостности и безопасности => политическая система – опирается на всё население страны; строится система представительства с одной стороны, с другой стороны – аппарат силового воздействия/самовоспроизводство принятия решений => сетевая структура/налаживание взаимоотношений с оппозицией

Внеэкономическое регулирование – показывает соотношение потребности в услугах политиков с точки зрения интересов тех или иных групп общества. Стоимость услуг политиков высока. Скорость перемещения ресурсов под политическим давлением.

 

- политико-административный

Постановка качественных целей; создание коридоров для постановки более частных ориентиров и целей.

Лидерская подсистема – лидеры обладают репутационным капиталом.

Ближнее окружение: представители наиболее видных ресурсных группировок.

Функции: оказание помощи лидеру в оформлении его позиции и решений, создание определённого рабочего климата, продвижение решений лидера на все уровни политико-административной системы.

Отношения: формальные, неформальные, конкурентные, соревновательные (борьба за использование лидера в своих целях).

Дальнее окружение – ответственные исполнители, располагающиеся на ключевых позициях разных «этажей» государственного управления. Политические назначенцы.

Ближнее и дальнее окружение должны взаимодействовать => тогда они представляют собой ядро принятия решений.

 

«Режимы» работы: публичный и латентный.

Публичный формат состоит в формировании дискурсивной площадки, где сталкиваются позиции государственных и гражданских структур. Публичные формы активности создают основания для легальной деятельности административного аппарата. Представители государственной администрации должны ориентироваться на публичные ценности.

Латентная форма: предметно ориентированные действия групп и фигур, заинтересованных в решении вопроса. Необходимо обеспечивать конкуренцию латентных ассоциаций. Необходимо делать сами коалиции для участия других, прежде всего, гражданских структур.

Стратегии поведения лидера:

1) агрегирование (удлиняется время принятия решений, сокращается время реализации решения)

2) трансляционная, секторальная (зависимость от доминирующих сил)

3) замещение сложносоставных интересов позицией лидера (сокращается время принятия решений, удлиняется время реализации решений)

Важен аспект информационного обеспечения лидера

 

- управленческий

 

§ Макроэкономический уровень

Обеспечение целостности общества как социально-экономического целого, предопределить автономность и независимость от внешних сил.

Повышение конкурентоспособности страны на региональных и мировых рынках.

Создание необходимых условий для управления экономическим развитием.

Главный субъект – правительство (совокупность исполнительных органов). Государственная администрация – «олицетворение» этого уровня принятия решений. Сложность: чиновник действует в рамках зависимости от политика и испытывает ответственность перед законом.

Важны: квалификация чиновников, наличие ресурсов, способность использовать специфические инструменты регулирования.

 

§ Организационно-административный уровень

Решаются две задачи: организационно-кадровое обеспечение принятия решений и обеспечение прямых контактов государственных структур с населением. Служебные регламенты, нормы, правила административной деятельности выходят на первый план. Главные акторы – государственные менеджеры и граждане-клиенты.

Механизмы выработки целостной линии поведения государства:

  1. уточнение функций, ролей различного рода государственных структур и институтов
  2. образование постоянно действующих рабочих совещаний, комитетов, групп
  3. создание механизмов коммуникации ключевых фигур
  4. чем длиннее электоральный цикл, тем лучше для администрации, бизнеса и проч., но хуже для общества, людей

 

Государство неизбежно вступает в социальные взаимоотношения (в т.ч. непреднамеренные) в разных сферах. При этом выстраивается определённая архитектура (институциональная и субъектная).

Политический уровень:

- системная оболочка => опора на всё население

- режимная оболочка => опора на ресурсную базу коалиций; обращение к тем ресурсам сетей, без которых нельзя решать задачи

 

Сетями можно управлять при помощи различных форм гражданского контроля. Сети надо направлять хотя бы в небольшой степени на решение общественных задач.

 

Лидер – всегда политический, потому что необходимо снимать напряжение в виде противоречий между различными группами. Это возможно только при использовании политических механизмов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концептуальные основания принятия государственных решений | Гипотетические формы мышления в процессе принятия государственных решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.