Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодрама, центрированная на группе

Психодрама, направленная на группу

Психодрама, центрированная на теме

Психодрама, центрированная на протагонисте

Формы психодраммы

Выделяют следующие формы психодрамы:

1. Психодрама, центрированная на протагонисте.

2. Психодрама, центрированная на теме.

3. Психодрама, направленная на группу.

4. Психодрама, центрированная на группе.

Центрированная на протагонисте психодрама концентри­руется на главном исполнителе, который с помощью ведуще­го и партнеров изображает реальную или воображаемую ситу­ацию своей жизни.

Если на занятии группы нет актуального группового кон­фликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстриро­вана каждым через изображение соответствующих событий.

Характерной особенностью направленной на группу психодрамы является работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы.

Центрированная на группе психодрама занимается эмо­циональными отношениями участников группы друг с дру­гом и возникающими «здесь и теперь» общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Такая форма психо­драмы применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности.

7. Основные компоненты психодрамы:

ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис, инсайт.

Ролевая игра участие в импровизированном представ­лении, когда человеку предоставляется возможность твор­чески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

Спонтанность это поведение и чувства, нерегулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Д. Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все

возрастающей ригидности социальных ролей.

Спонтанность и креативность Я.Морено рассматривает как показатель и одновременно фактор личностного развития.

Спонтанность — это действие по ситуации, творческая импровизация. Спонтанность означает не произвол, случайный им­пульс, а действие, наиболее соответствующее актуальному состоянию человека, в котором интегрируются его глубинные потребности.

Изменения в человеке могут происходить на разных уров­нях. Смена установок, убеждений происходит преимущественно на когнитивном уровне с использованием внушения, убеж­дения. Личностные проблемы захватывают более глубинные и генетически более ранние пласты, где в непосредственной связи представлены мысль, ощущение, переживание, действие. Я.Морено считал, что для актуализации чувств необходимо действие.

Способ влияния на клиента в психодраме основан на ис­пользовании широкого диапазона средств, в основе которых лежит эффект катарсиса, инсайта и научения. Проигрывая си­туации прошлого травматического опыта, клиент заново пере­живает их; осознает свои потребности и интегрирует эмоцио­нальный опыт. В психодраматическом действии протагонистом (а через идентификацию и другими членами группы) достига­ется новое понимание и вырабатываются новые способы реа­гирования.

Эффект научения состоит из двух составляющих. Во-первых, человек апробирует себя в новых ролях, расширяет ролевой репертуар, чем достигает лучшего самопонимания и понимания других людей. Во-вторых, человек научается спон­танности, Наблюдается интересный парадокс: маска роли не только не ограничивает свободы самовыражения, но и позво­ляет расстаться с другими масками — защитной броней — и действовать спонтанно.

Д. Морено, спонтанность — это ключ, с помощью которого можно освободить творчество. Спонтанность предполагает два важных параметра: адекватность ответа, новизну.

может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее «Я» независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем, настоящем.

Если понятие «перенос», по 3. Фрейду, обозначает од­носторонний процесс передачи эмоций от пациента пси­хотерапевту, а «контрперенос» — от психотерапевта паци­енту, то «теле», по Д. Морено, обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы­ дов друг в друга Морено называл цементом, который скреп­ляет группу.

Психодрама создает в группе своего рода лабора­торные условия, в которых одни участники могут анализировать свое восприятие других.

Понятие «теле» наиболее приемлемо к социодраме — осо­бой разновидности психодрамы, для которой характерна общая групповая тема.

Участники социодрамы вместо того, чтобы исследовать личные проблемы каждого, имеют дело с фактором, вли яющим на всех присутствующих.

Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение. Д. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера Морено образно отмечал, что различия меж­ду зрителями традиционного театра и зрителями психодра­мы можно сравнить с различием между человеком, кото­рый смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подно­жия вулкана.

Инсайт — это вид познания, который приводит к не­медленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт — это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История возникновения и развития психодраммы | Фазы психодраматического действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.