Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники психодрамы

При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:

1. Представление самого себя (самопрезентация).

2. Монолог.

3. Дублирование (множественное дублирование).

4. Обмен ролями.

5. «Пустой» стул и «высокий» стул.

6. «Зеркало».

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.

8. «За спиной».

9. Идеальный другой.

10. Волшебный магазин.

Психодраматические техники моделируют различные ас­пекты процесса освоения роли.

Психодрама отличается разнообразием используемых тех­нических приемов. Многие "техники" были созданы и исполь­зованы в одной конкретной ситуации, другие достаточно уни­версальны и не зависят от содержания проблемы.

1.Техника представления себя, как правило, используется в начале и позволяет клиенту в коротких сценах представить ---..себя или значимых лиц.; Она может выполняться также в виде монолога или интервью. Представление в этой технике дает информацию о реальном поведении, а не фантазиях по поводу себя. При этом клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему ощущение безопасности.

Вхождение в психодраму через эту технику усиливает эффект разогрева, дает возможность сосредоточиться на проблеме. _

Техника исполнений роли предполагает принятие и пребывание в роли; Как правило, ее исполняет Вспомогательное Я, помогая протагонисту в постановке сцены из его жизни

2.Монолог. Эта техника выглядит как комментирование своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце.

Монолог представляет собой реплику, высказывание чело­века — автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взгля­нуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию.

Монолог особенно эффективен при выявлении расхож­дений между скрываемыми и показными чувствами и мыс­лями. Этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях их дальнейше­го развития.

Протагонист представляется «здесь и сейчас». Например, клиент разыгрывает сцену возвращения домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно не вербализует свои мысли, будучи наедине с са­мим собой, но думает он о себе. Режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: говорить вслух во вре­мя ходьбы все, что он думает и чувствует в момент «здесь и сейчас». Клиент долго ходит по сцене, покачивая головой, постепенно настраиваясь на ситуацию, которая изо дня в день повторяется в жизни. Лицо его хмурится, голова уходит в плечи, безвольно свешивается на грудь, он в унынии Тихим голосом, почти шепотом он начинает говорить: «Миг надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что меня там ждет моя мать, с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач, и моя сестра — угрюмая несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая от этого обиду и негодование. oн чувствует, что жизнь проходит мимо нее, но у нее не хватает мужества сделать какую-нибудь попытку изменить поло­жение вещей, начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры: злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».

Диалог — проигрывание отношений между людьми. В от­личие от исполнения роли все участники играют себя. Эта техника часто используется в семейной терапии. Через нее происходит управление групповой динамикой.

3. Дублирование (множественное дублирование).

Дублирование в психодраме осуществляется двойником который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведе нии автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таком случае он выражает и высказываем его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать тс или иные моменты поведения автора в проблемной ситуа­ции, изображать их комически, действовать совершенно про­тивоположным образом и т.д.

Двойник, или второе «Я», — участник, способный в лю­бой момент заменить протагониста. Если протагонист не мо­жет развивать действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двой­ник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником. Двойник принимает те же позы, так же себя ведет, помогая тем самым протагонисту исполнять свою роль. Пытаясь выдать скрытые мысли про­тагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным (бесцветным), ироничным, страстным, оппозиционером.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколь­ко усиливает чувства протагониста. Иронический двойник выполняет роль протагониста в иро ническом, юмористическом ключе, подталкивая его на бо лее глубокое изучение проблемы.

Страстный двойник усиливает чувства протагониста, де лает их более яркими и понятными.

Цаойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на эмоции и привлечь его внимание к альтернативным вариантам ипнедения. Двойник воспринимает действие протагониста одновременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему попять протагониста так, как не может никто другой из членов группы.

Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Как правило, "двойник" располагается сзади и немного в стороне. Он старается вначале как бы стать тенью протагониста и через движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную связь от прото­типа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое поведение. Затем "двойник" углубляет свое понимание и выражает содержание, которое не высказывается протагонистом. Эта техника вводится, когда необходима помощь в проясне­нии конфликтных переживаний, особенно если партнеры про­тагониста не дают ему возможности для полного самораскры­тия.

Техника реплика В сторону также дает возможность про­яснить непроявленные переживания. Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога. Процедура выглядит следующим образом: протагонист отворачивается от Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может. Она используется тогда, когда общение строится без понимания, и протагонист не получает возможности высказать свои мысли и чувства.

4.Техника обмена ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями. Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого.

Эта техника применяется, если протагонист не согласен с версией исполнения роли Вспомогательным Я Успешно ее использование в семейной психотерапии для налаживания коммуникации.

Обмен ролями эффективно используется в работе с деть­ми младшего и среднего возраста как техника социализации и само интеграции. Дети охотно берут на себя роли родите­лей или взрослых и таким образом осваивают новый соци­альный опыт.

Для взрослых обмен ролями — наиболее эффективный и быстрый метод достижения инсайта через действие. Если мать вставить жить по ее собственным требованиям хотя бы не­сколько минут, в течение которых она меняется ролями.

своим ребенком, то это может оказаться достаточным для того, чтобы произвести значительные изменения в ее поведении.

5. «Пустой» стул и «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим собой. Иными словами, клиент, с позиции отсутствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным индивидом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид об­менялись ролями.

При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делает­ся для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом дей­ствии или с другими людьми, важными для него, но кото­рые обычно подавляют его в реальной жизни.

Опыт «высокого» стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью

6.В технике зеркало Вспомогательное Я должно как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения (а через них — и желания, чувства), которые ранее отвергал. При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким обра-юм, искажение восприятия другого во взаимодействии мо­жет быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, кото­рые могут сложиться в будущем. Метод применяется для
того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проиг­рывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. «За спиной». Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

9. Идеальный другой. Использование техники «идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему воз­можность испытать отношение к себе, которого он так жаждет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. «Другой», изображаемый в психодраме, может яв­ляться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как «идеальный другой» — это тот же самый, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме стано­вится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.

Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на себе, как дающая очень ценный эмоциональный опыт.

10. Волшебный магазин. Одной из наиболее широко при­меняемых в психодраме разминок является игра под назва­нием «Волшебный магазин».

Моделирование предполагает демонстрацию Вспомога­тельным Я альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует аналогичной технике бихевиоральной психо­терапии и основана на обучении протагониста новым поведен­ческим стратегиям, развитии его спонтанности и вариативно­сти проявлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фазы психодраматического действия | Сущность менеджмента и управления организацией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.