КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирическая школа
Школа человеческих отношений» и «Поведенческих наук» рассматривает менеджмент как люди, которые являются основополагающим элементом, без которого менеджмент не может существовать. Эти школы опираются на гуманистические концепции в менеджменте. Классификация школ менеджмента Школы менеджмента Становление менеджмента как новой науки происходит неоднозначно; в виде ряда научных направлений, обозначаемых термином «школа». Появилась «научная школа», рассматривающая менеджмент как науку и искусство управления «классическая или административная школа», «школа рациональной бюрократии» определяют менеджмент как функции и аппарат управления, а также связанные с ними понятия управленческой деятельности. Эти три школы являются представителями классических концепций в менеджменте, которые появились в конце XIX - начале XX в. Фабричная система, зародившаяся в 1800-х гг., ставила задачи, которые ранее не принимались в расчёт. Возникшие проблемы были связаны с оснащением производства, созданием управленческой структуры, обучением рабочих, планированием сложных производственных операций и возрастающим недовольством рабочих, выливавшимся в забастовки. Это множество проблем, а также развитие крупных и сложных организаций заставляли искать новые методы координации и контроля. В результате появился новый «подвид экономического человека» - оплачиваемый менеджер. Профессиональные менеджеры начали поиск решения проблем, связанных с повышением производительности труда, а также с организацией, координированием и контролем деятельности больших групп работников. Так началась эволюция современного менеджмента, в ходе которой быласоздана классическая концепция.
Эта концепция охватывала три сферы, каждая из которых имела свою специфику: - научный менеджмент, - бюрократические организации, - административные принципы (принципы управления). Научный менеджмент – одно из направлений в рамках концепции классического менеджмента, в котором акцент делается на научно обоснованных методах. Суть подхода: - разработка стандартных методов выполнения каждой работы, научное нормирование; - подбор сотрудников, обладающих соответствующими каждой работе способностями; - обучение персонала выполнению работы с помощью стандартных приёмов; - поддержка сотрудников путём планирования их работы и устранения помех; - материальное стимулирование сотрудников с целью повышения выработки. Вклад: - Продемонстрирована важность компенсаций (материального стимулирования) для достижения результатов; - Положено начало тщательному исследованию производственных заданий и работ; - Продемонстрирована важность отбора и обучения персонала. Объект критики: - Не учитывает социальный контекст работы и высшие потребности работников; - Не признаёт индивидуальных различий между сотрудниками; - рассматривает сотрудников как однородную группу и игнорирует их идеи и предложения. Идеи научного менеджмента существенно повысили производительность труда во всех сферах и не потеряли своей актуальности в наши дни. Разработанная в Европе модель бюрократической организации,рассматривающая организацию как единое целое, стала ещё одним разделомклассического менеджмента. Бюрократическая организация – раздел классического менеджмента, который переносит акцент управления на рациональную безличную основу благодаря таким элементам, как чёткое определение власти и ответственности, создание и хранение письменных документов, разделение менеджмента и владения организацией.
В конце Х1Х в. многие европейские организации управлялись на личной основе, похожей на семейные отношения. Сотрудники были преданы скорее конкретному индивиду (мастеру, бригадиру), чем самой компании или её миссии. Негативным последствием такого менеджмента стало то, что ресурсы использовались для удовлетворения скорее желаний индивидов, чем для достижения целей организации. Новая форма организации была названа бюрократией. Элементы бюрократии: - труд разделяется на основе ясных понятий власти и ответственности, которые юридически определены в качестве официальных служебных обязанностей; - должности образуют властную иерархическую структуру, в которой каждая нижестоящая должность находится под властью вышестоящей; - отбор и продвижение сотрудников осуществляется исходя из их технической квалификации, которая оценивается путём тестирования или в соответствии с образованием и опытом; - административные акты и решения письменно фиксируются. Хранение документов создаёт организационную «память» и преемственность; - менеджмент отделяется от владельцев организации; - менеджеры обеспечивают выполнение правил и процедур, которые гарантируют надёжное, предсказуемое поведение. Правила не связаны с личностью работника и одинаково распространяются на всех сотрудников. Термин бюрократия приобрёл в наши дни отрицательный смысл, ассоциируясь с бесконечными регламентациями и волокитой, с простаиванием в длинных кабинетных очередях или подвергаясь бессмысленным процедурам. С другой стороны, единые правила, и бюрократические процедуры обеспечивают стандартные методы взаимодействия с сотрудниками. С каждым обращаются одинаково, и каждый знает, какие правила при этом должны соблюдаться. Это позволило многим организациям добиться высокой эффективности. Ещё одним важнейшим разделом классического менеджмента является административные принципы или принципы управления. В то время как научный менеджмент уделяет основное внимание производительности отдельного рабочего, административные принципы охватывают всю организацию. Административные принципы фокусируют внимание скорее на всейорганизации в целом, чем на отдельном работнике, и выделяют в качестве функций менеджмента планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.
Такое разнообразие школ, предназначенных для решения задачи повышения эффективности работы организации, не случайно, оно связано со сложностью объекта исследования. Каждая школа высвечивала свой ракурс ворганизации, доказывая его важность для руководителя, вносила свой вклад в развитиетеории, требуя в дальнейшем определения взаимосвязи с другими концепциями. Классификация школ менеджмента, представленная на рисунке 5., характеризует развитие и систематизацию накопленных знаний в областименеджмента. Было доказано, что объектом изучения теории управления является организациякак особое общественное устройство, предназначенное для производства товаров и оказания услуг в условиях коллективной деятельности. Развитие общества и его производственной ячейки — организации — взаимообусловленные явления. За XX столетие развитые страны превратились в общества организаций, доверив этим устройствам удовлетворение потребностей.
Консистентный – значит «соответствующий». Рис. 5. Классификация школ менеджмента 2.2. Школа «научного управления» (1885 – 1920) Научное управление (1885—1920) наиболее тесно связано с работами Фредерика Тейлора, Генри Гантта, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Форда. Эти основатели школы научного управления занимались изучением трудаотдельного рабочего и полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Проводя параллель, можно сказать, что как теория Адама Смита дала начало всем ветвям экономической теории, так и система Фредерика Тейлора – всему последующему менеджменту. Питер Друкер писал: «Тейлоризм – этоскала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Он предположил, что проблема низкой производительности труда, которая сдерживала экономическое развитие, вызванаскорее плохой организацией труда, связанной с некомпетентным разделением, кооперацией, специализацией труда, отсутствием научно обоснованного нормирования, т.е. слабым менеджментом, чем «нерадивостью» рабочих. Тейлор настаивал на том, что сам менеджмент должен измениться и эти изменения следует осуществлять только на основе результатов научных исследований. Тейлор говорил, что решениядолжны приниматься исходя не из старых правил и традиций, а из точных предписаний, которые даются после тщательного изучения конкретных ситуаций.
Американский инженер-практик и менеджерФредерик Тейлор (1856-1915): - Создал первую систему научного управления. - Цельсистемы Тейлора — обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил. Основные работы — «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911). Основные положения системы Тейлора: • разложение трудового процесса на элементарные «частицы»; • хронометраж трудовых операций; • эргономические орудия труда; • нормализация приемов и условий труда; • ориентация на лучшего рабочего; • сдельная форма оплаты труда; • точные инструкции каждому работнику; • выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен; • отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка; • учет и контроль всех видов работ; • отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими; • попытка объединить сотрудничество администрации и работников. Как и всё принципиально новое, работы Тейлора были приняты в штыки: - профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся; - не менее отрицательной была и реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. В развитие методов научного управления значительный вклад внеслипоследователи Тейлора: - супруги Фрэнк и ЛилияГилбрет разработали метод анализамикродвижений рабочего, в основе которого - кинограммыдвижений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении); - Лилия Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров; - Г. Гантт ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма Гантта стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Гантта широко используются в современном календарном планировании деятельности предприятий. Сдельная и премиальная системы заработной платы: • Ф. Тейлор: рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда. • Г. Гантт: рабочему гарантирована недельная заработная плата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции. ∙ Г. Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике. Принципы организации производства Г. Форда: • замена ручной работы машинной; • максимум разделения труда; • специализация; • расстановка оборудования по ходу технологического процесса; • механизация транспортных работ; • регламентированный ритм производства. Школа «Промышленная инженерия»является составной частью школы научного управления. Она содержит систему мер по научной организации производственных процессов на базе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии. Самый известный и выдающийся ученый этой школы – Фрэнк Гилбрет (1868-1925). К недостаткам школы научного управления с современных позиций можно отнести: • механистический подход к управлению: рассмотрение менеджмента сводилось к научной организации труда или промышленному инжинирингу (Тейлор был промышленным инженером, для него было естественным смотреть на рабочего и управление как на машину); • сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников. Учение Тейлора основано на механистическом понимании человека: «рабочие по природе ленивы, поэтому необходимы только стимулирование и наказание», «думать должны только менеджеры», т.е. он игнорировал значение личностного творчества, человеческого фактора в производственном процессе. Представители школы «научного управления» в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности на производственном уровне. Большим вкладом школы научного управления стала разработка новых прогрессивных систем оплаты трудаработников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда. В СССР научная школа управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, какА.К. Гастев, П.М. КерженцевБыли созданы научные организации и институты научной организации труда, развернулась активная исследовательская деятельность в области управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственно-партийных органов. 2.3. Классическая административная школа управления (1920 – 1950) Идеи, заложенные школой научной организации управления были развиты и применены к управлению организацией в целом, прежде всего представителями административной классической школы управления. Авторы, которые считаются создателями классической административной школы управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль (1841— 1925), с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Главной заботой представителей административной школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведёт к успеху. Здесь можно выделить работы Анри Файоля (1841 – 1925), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Линдолла Урвика (1891 – 1983). А. Файоль в своем научном труде «Общее и промышленное администрирование» (1930): • рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных операций; • предложил формализованное описание работы управляющих; • сформулировал систематизированную теорию управления всей организацией; • создал систему универсальных принципов управления; • сформулировал общие функции управления. Слабые стороны учения А. Файоля: • невнимание к социальным аспектам управления; • невнимание к человеческому фактору на предприятии; • освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. Целью классической административной школы было создание универсальных принципов управления. Многие из принципов управления, изложенных А. Файолем, до сих пор актуальны и практически полезны, несмотря на изменения в производстве и управлении, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал. Принципы управления Анри Файоля : 1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 2. Полномочия и ответственность — каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. 3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. 4. Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 6. Подчиненность личных интересов общим - интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы. 7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. В настоящее время наиболее актуальным является вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. 9. Скалярная цепь — «цепь начальников» — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена. 10. Порядок— всё и все на своем месте, рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. 11. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях иерархии управления, сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность персонала — стабильность рабочего места для персонала, установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 13. Инициатива — поощрение работающих к выработке творческих, инновационных суждений и предложений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. 14. Корпоративный дух — «в единении — сила» — гармония интересов персонала и организации, единство усилий. Основная направленность работ Г. Эмерсона — повышение производительности труда не рабочих, а управленцев. Он считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность– понятие, введённое им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще. Сформулированные Г. Эмерсоном двенадцать принципов управления и сейчас не потеряли своей актуальности: - Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться выдающихся результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям; - Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за его объемом, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла; - Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии; - Дисциплина. Должны существовать инструкции, которые каждый работник должен знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторону анархии; - Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации, хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться с учетом внутренних склонностей и способностей; - Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон полагал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности; - Диспетчирование. Диспетчирование — часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже не спланированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее; - Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т. д. Часто сдельная система оплаты, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и, в конечном счете, не оправдывают себя. - Нормализация условий. Она необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Нормализация обеспечивает прогнозирование будущего на основании знания настоящего; - Нормирование операций. Способствует, с одной стороны, стандартизации производственного процесса, что позволяет внедрять автоматизацию, а с другой — нормированию времени на выполнение операций; - Письменные стандартные инструкции. По Г. Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно. Мнение, что стандартные инструкции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение рутинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг работника для рационализаторства и разработки новых приемов работы; - Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников, помимо оплаты труда, целесообразно использовать и другие формы. В СССР, так же проводились исследования, которые можно отнести к административной школе управления. Так, А. А. Богданов, в своей работе «Всеобщая организационная наука» (1913 — 1929 гг.) считал, что все видыуправления в природе, обществе, технике — имеют общие черты. Он пытался создать «особую организационную науку», определить ее предмет, законы, основные категории. Ряд понятий, разработанных Богдановым, применяется для построения математических моделей экономических процессов и при решении планово-экономических задач. Другой представитель отечественной школы — А. К. Гастев, подчеркивал, что «попытки создания так называемой организационной науки вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производстванеминуемо обрекаются на неудачу». Основное внимание в своих работах он уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления. П. М. Керженцев понимал научную организацию труда как изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем, он исследовал только управление людьми, коллективами, независимо от сферы их деятельности. В отечественной литературе уделяли немало внимания разработке принципов управления. Так, в монографии « Теория управления социалистическим производством» выделено 10 принципов: 1. Принцип демократического централизма; 2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства; 3. Принцип планового ведения хозяйства; 4. Принцип материального и морального стимулирования труда; 5. Принцип научности управления; 6. Принцип ответственности; 7. Принцип правильного подбора и расстановки кадров; 8. Принцип экономичности и эффективности; 9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления; 10. Принцип преемственности хозяйственных решений. Из приведенных принципов видно, что объективно теория управленияразвивалась параллельно как в нашей стране, так и на Западе, естественно с учетом специфических условий — у нас в условиях командно-административной системы, на Западе в условиях рыночных отношений. Н.А. Витке, О.А. Есманский, Вильбуа и Ванюксан «Экспериментальное администрирование» (1931). 2.4. Школа рациональной бюрократии (1920 – 1930) К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологомМаксом Вебером (1864— 1920 ) «бюрократией». Если А.Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то МаксВебер развивал институциональный аспект. Его основная работа «Теорияобщества и экономическая организация» (1920) посвящена анализу проблемылидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический). Харизма (греч.) — милость, благодать, божественный дар. Исключительная одаренность, наделённость какого-либо лица (харизматического лидера — пророка, проповедника, политического деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, непогрешимости в глазах приверженцев. Термин впервые применен в работах Трельча и М.Вебера. Харизма — это власть, построенная не на логике, не на традициях, а на силе личных качеств или способностей лидера. Харизматический тип организацииимеет место тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип организации возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера. Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Бюрократия (фр. bureaucratie) — господство канцелярии; специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которой заключается в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения и укрепления. Тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. Особенно подробно Вебер разработал характеристики третьего типаорганизации. Бюрократический тип организации имеет следующие основные черты: 1. вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями; 2. каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют только внутри организации. В построении должен четко проявляться принцип иерархии; 3. система четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации; 4. любой руководитель организации должен сохранять необходимую «социальную дистанцию», должен быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам; 5. необходимо, чтобы каждый член организации занимал должность в соответствии с его квалификацией и был огражден от возможности произвольного увольнения. Система продвижения кадров может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов. Указанные характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации ее деятельности. Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая значение организационной модели Вебера, подчеркивают, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика. Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности. Принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение. Основные характеристики рациональной бюрократии: - четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации; - наличие иерархических уровней управления со строгой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему; - система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач; - независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц иными словами - обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами; - прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям, а также увольнение по причинам в первую очередь должностного несоответствия либо по другим объективным причинам. По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее исчерпывающим описанием сущности современных организаций. Теория бюрократической структуры организации: - явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики; - способствовала становлению организации в современном ее понимании; - позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления; сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации. Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков. К их числу следует отнести недостаточную гибкость, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам. Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами. Веберский идеальный тип организации обычно истолковывается как система норм, отклонение от которой понижает эффективность системы. Между тем большинство теоретиков менеджмента, в отличие от Вебера, полагают, что неформальные отношения, неофициальная практика существенно влияют на эффективность деятельности организации. 2.5 Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930 - 1960) Перенос центра тяжести в управлении с администрирования на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы «человеческих отношений». Развитие таких наук, как психология и социология, и дальнейшее совершенствование методов исследования систем управления сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур периода развития школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» ( 1930 – 1960гг.) в первую очередь можно упомянуть Элтона Мэйо, Мэри Паркер Фоллет, Абрахама Маслоу, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета руководителя, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. В 20—30-х годах, под влиянием начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования, появляется необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к «человеческому фактору». Происходит формирование школы«человеческих отношений». Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле «только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма выходов». Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа «человеческих отношений» явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как «социальную систему». Основоположник этой школы Элтон Мейо (1880 — 1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Таким образом, формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации. Организацию сравнивают с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации, более глубокий определяющий характер социально-психологических характеристик в организации. Свои выводы Э. Мэйо основывал, прежде всего, на известных Хоторнских экспериментах, проведенных в рабочих группах на Хоторнском заводе фирмы «Вестерн Электрик К» (Чикаго) в США в 1924-1936 годах. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо - это новый взгляд на работу «в команде», который можно представить следующим образом: 1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Все нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы, по существу, являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию. 2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами. 3. Особое значение неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм. Лидер группы — это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т.е. человек, чье поведение воспринимается как наиболее соответствующее достижению целей группы. Элтон Мэйо пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Хоторнские эксперименты, как и другие наблюдения, демонстрируют тесную связь между моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами. Следовательно, мораль является элементом,охватывающим всю фирму. Структура фирмы, ее организация, ее управление, природа контроля и руководства, администрация — все вместе воздействует на уровень морали. Исходя из этого, менеджер выполняет две функции: экономическую и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая — на создание и управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе. Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Ключевые положения школы человеческих отношений и поведенческих наук: • коллектив как особая социальная группа; • люди — это капитал и главный источник эффективного развития; • затраты на человека — активы компании, которые надо правильно использовать; • межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника; • идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц. Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868— 1933). Теория управления, доказывала М.Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что было принципиально новым для Запада. М.Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Подобные вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые. С точки зрения Мэри Паркер Фоллет (1868—1933): • бихевиоризм («управлять людьми — значит управлять их поведением»); • менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, не опираться на должностную власть; • менеджер должен быть лидером, признанным рабочими; • гибкость и гармония должны быть во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими; • в управлении исходить из ситуации, а не из того, что предписано функцией управления. Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу, Теория «X» и «Y» Д. Мак-Грегора оказали существенное влияние на школы человеческих отношений. Использование достижений школы человеческих отношений и поведенческих наук в современном менеджменте: • исследование поведения людей в организации; • использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений; • использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства; • отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам. Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук: • отсутствие строгих математических методов, конкретных расчетов, подтверждающих правильность данной теории; • неприемлемость других методов в управлении, кроме применения науки о поведении и человеческих отношений.
Одна из основных американских школ менеджмента — «эмпирическая». Теоретики этой школы непосредственно связаны с американскими корпорациями и являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Неудивительно поэтому, что ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение. Видными представителями этой школы являются П. Друкер, Р. Дэвис, А. Слоун младший, А. Чандлер, У. Ньюмен и др. Для них характерно стремление приблизить теоретические исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности. С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных «классической» школой научного управления. Представители этой школы рассматривают также социометрические и психологические аспекты управления.
2.7. Школа «социальных систем» Школа «социальных систем» пытается критически оценить предшествующие концепции управления и теоретически обобщить новый опыт управленческой деятельности. Наиболее видными представителями этой школы являются Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др., которые разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральнымметодологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации: «организационные универсалии», одинаково присущие как, предположим, часовому механизму, так и обществу. Это стремление опирается на применение к анализу социальных процессов кибернетики,математических методов и т.д. Однако основная цель, которую преследует представители школы «социальных систем», заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления. Вместе с тем следует указать на существенные расхождения, имеющиеся во взглядах отдельных ее представителей. Так, Г. Саймон, рассматривая множество подлежащих системному исследованию переменных, придает первостепенное значение изучению их влияния на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятие решений и управление. В отличие от него Ф. Селзник придает первостепенное значение влиянию переменных на цели и задачи организационных систем, уделяет значительное внимание механизмам, соединяющим воедино организации и группы с различными целями, много занимается проблемами взаимосвязи конфликта и организации. И, наконец, следует отметить особую группу теоретиков этой школы, занимавшейся исследованиями в области индустриальной социологии. С одной стороны, вопросы конкурентоспособности, экономичности, оперативности производственной организации становятся весьма актуальными, что предопределяет детальный анализ её положения во внешней, быстро меняющейся среде. Производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организационную среду, равновесие которой имеет предопределяющее значение для выживания данной организации. С другой стороны, для производственной организации большое значение имеет исследование роли ее технического и технологического базиса в межличностных отношениях, в частности взаимодействия социальной и технической организации предприятия. Главные исследования в рамках этого подхода были проведены англичанами Е. Тристом и А. Райсом.
2.8.Новая школа управления или «количественная школа управления» «Новая школа науки управления» объявляет своей задачей внедрение методов и аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности. Ее представители занимаются главным образом исследованием процессов принятия такого класса решений, которые позволяют применять новейшие математические методы и технические средства. Цель, которую ставит перед собой эта школа, формулируется как повышение рациональности решений. Среди ее различных течений можно выделить такие направления, как «исследование операций», «системный анализ», «общая теория систем», эконометрика и др. В качестве представителей данной школы можно назвать Л. Берталанфи, А. Рапопорта, Р. Акоффа, Л. Клейна, А. Гольдбергера, В. Леонтьева и др. Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов и прежде всего в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Первые шаги «новой школы» были связаны с применением метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встречающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизации их, а также попытки применить статистические методы, теорию игр и т. д. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента. Математическая школа характеризуется, прежде всего, использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и использовании компьютеров. Исследование операций в области менеджмента — это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, т.е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные значения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимости между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р.Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники». Существуют десятки определений ключевых слов, раскрывающих суть данного подхода. Остановимся лишь на некоторых из них, позволяющих его понять. Система— это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей. Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем. Процесс построения системы состоит из шести этапов: 1. Системный анализ; 2. Системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы; 3. Системное проектирование — реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности; 4. Создание программ математического обеспечения; 5. Ввод системы в действие и ее проверка; 6. Обслуживание системы. Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может быть описано как взаимопереплетённая цепь трех различныхфилософий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление; математическая школа. В то или иное время каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. Эволюция управленческой мысли доказала, что все три звена взаимосвязаны и необходимы.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |