Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включение студенческой аудитории в лекционный процесс




Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934) начал свою педагогическую деятельность с начала ХХ в., когда в 1905 г. вместе с А.У.Зеленко и Л.К.Шлегер организует общество «Сетлемент», целью которого было распространение культурных образцов, поиск новых путей социального воспитания. В 1908 г. общество было закрыто «за попытку проведения социализма среди детей». В 1909 г. Шацкий создал новое общество «Детский труд и отдых», в программе которого изложены основные цели и направления работы, которые включали организацию детской жизни на основе изучения возрастных особенностей и интересов личности, создания детского самоуправления, педагогической организации «улицы».

В этот период он создает оригинальную модель трудовой школы, значительно отличавшуюся от зарубежных образцов. С.Т.Шацкий предложил рассматривать школу как организацию жизнедеятельности ребенка, в которой труд должен находиться в центре учебно-воспитательного процесса. Все остальные виды деятельности – социальная, эстетическая, умственная, игровая – утверждал он, должны быть связаны с трудовой деятельностью, обогащающей ее новыми гранями, стимулируя общее развитие ребенка. Воспитательная и образовательная работа должна быть прочно связана с жизнью окружающей среды и направлена на повышение культуры не только детей, но и взрослого человека.

В понятии «детское общество» Шацкий находил связь с процессами, происходящими в обществе, поэтому он ставит педагогическую задачу: найти методы, формы и средства управления детским обществом. По сути, Шацкий создает воспитательный коллектив, включающий детей и взрослых. Он установил этапы развития детского сообщества. Работа началась еще в Щелковской летней колонии и продолжалась в колонии «Бодрая жизнь». В основу организации деятельности группы детей, проживающих в районе Марьиной рощи Москвы, были положены сельскохозяйственный труд и работа по самообслуживанию. На первом этапе развития сообщества происходила адаптация детей к трудовой деятельности. Второму этапу, считал Шацкий, соответствует осознание и ощущение радости трудовой деятельности, ярко выраженное эмоциональное отношение к жизни. На третьем этапе развития происходит сближение трудовой деятельности с другими видами. Дети стремятся эстетически оформить жилище, активно развивается игровая деятельность. Большое значение придавал Шацкий детскому самоуправлению, которое обеспечивает нормальное развитие сообщества. Сообщество он рассматривает как систему, связанную с культурой детей и взрослых окружающего микрорайона.

Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) занимался изучением многих проблем педагогики, в том числе и проблемой – педагогика – наука или искусство. Он представлял педагогику как систему теоретических идей. Предмет педагогики – процесс воспитания, но она не прикладная наука, т.к. приложение теоретических знаний к действительности есть не наука, а искусство, приобретаемое лишь с опытом благодаря практике и развивающемуся в практике таланту. Педагогика – не нормативная наука, считал Блонский, т.к. ее интересуют не отвлеченные нормы, а их претворение в воспитании конкретного индивида. Блонский выступает против того, чтобы свести педагогику к психологии, т.к. психология – вспомогательная для педагогики наука, ибо изучаемые педагогикой явления более сложны и тонки по своей структуре, чем психологические. Педагог воспитывает ребенка в целом, поэтому его исследования должны быть целостными.

Главная цель воспитания, по П.П.Блонскому, помочь ребенку усвоить культуру. Важной задачей воспитательной работы школы является учет особенностей и специфики культуры микросреды, окружающей ребенка, ее норм, ценностей, идеалов, опора на них в воспитательной деятельности. Одним из основных требований выдвигает учет психологических особенностей личности, ее индивидуальности. Воспитание – это организация всей жизнедеятельности ребенка, утверждал Блонский, а не искусственный процесс манипулирования его сознанием при изучении отдельных предметов, при это важное значение имеют взаимоотношения между учителем и учащимися.

В 50-е годы разработкой теоретических проблем уже классно-урочной организации обучения занимались Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, М.А.Данилов. Большинство педагогов пришло к выводу, что основным типом урока должен быть комбинированный урок, а учет знаний учащихся стал признаваться наряду с контролирующей функцией и как фактор стимулирования познавательной самостоятельности учащихся.

В области теории воспитания следует отметить вклад С.Т.Шацкого, который разработал и реализовал идеи социальной педагогики, и А.С.Макаренко, который разработал теорию детского воспитательного коллектива. Все эти теоретические исследования получили свое дальнейшее развитие в последующие годы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.