Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты развития

УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аблеев С.Р. История мировой философии / С.Р. Аблеев. М., 2005.

2. Астрономия и современная картина мира. – М., 1996. – 247 с.

3. Гинзбург В.И. О космологии сверхранней Вселенной и „фундаментальной длине” / В.И. Гинзбург, В.Ф. Муханов, В.П. Фролов. М.: ЖЭТФ, 1988. Т. 4.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010.

5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / под ред. И.Т. Фролова. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

6. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д., 2003.

7. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д., 2005.

8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М., 2003.

9. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. М., 2006.

10. Философия: Хрестоматия. М., 2006.

11. Философия: учебник / под ред. А.Ф.Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 3-е изд. М., 2005.

12. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений (издание четвертое). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 576 с.

13. Вольф Р.П. О философии / Р.П. Вольф; пер. с англ. – М., 1996.

14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки / П.П. Гайденко. – М., 1987.

15. Гартман Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман // Историко-философский ежегодник. – 1988. – М., 1989.

16. Гуревич П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.

17. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия / Э.Гуссерль // Вопросы философии. 1992. № 7.

18. Двадцать лекций по философии: учеб. пособие / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В.Е. Кемеров и др. – Екатеринбург, 2001.

19. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов / Диоген Лаэртский. М., 1979.

20. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Н. Доброхотов. – М., 1992.

21. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.

22. Купцов В.И. Основы методологии науки / В.И. Купцов и др. – М., 1996.

23. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. – М., 1980.

24. Пашинцев Е.В. Философия как способ духовного освоения мира: учеб. пособие / Е.В. Пашинцев. Челябинск: ЧГАУ, 2001.

25. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. М., 1994-1998.

26. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // ПСС. 5-е изд. Т. 18.

27. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: изд-во полит. лит-ры, 1965.

28. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993.

 

 

Учение о развитии в настоящее время приобретает особое значение. Его проблемы стоят в центре духовной и практически преобразующей деятельности человека.

Возрастающее значение учения о развитии обусловлено уже самим характером современной исторической эпохи, выдвигающей на первый план вопросы совершенствования общества – проблемы противоречий, скачков, отрицания старого и утверждения нового.

Важное значение имеет исходное определение самого понятия развития.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, как отмечал Гегель, среднее состояние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто. «Из становления возникает наличное бытие... Его опосредование, становление, находится позади него; это опосредование сняло себя, и наличное бытие предстает поэтому как некое первое, из которого исходят» /11, с. 140-170/. Становление — это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии (после возникновения) изменяемое, но сохраняемое на всем потяжении ее существования. Справедливо поэтому подчеркивается, что развитие «есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния или основы... только и делает возможным осуществление закономерностей развития» /12, с. 27-28/.

Каковы же характерные черты развития?

Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Важное значение при этом имеют развертывающиеся в системах процессы дифференциации, которые некоторыми авторами оцениваются как условия развития вообще. Широко распространены, например, представления о развитии как прогрессивных изменениях, т.е. особом типе движения от простого к сложному, от низшего к высшему. Эта точка зрения правильно отражает такие существенные моменты процесса развития, как его органическую связь с движением, изменением, направленный характер самих изменений, наконец, тот неоспоримый факт, что изменения биологических, социальных систем, а при определенных условиях и систем неживой природы, обнаруживают в целом прогрессивную, поступательную направленность.

Вместе с тем, отождествление развития с прогрессом наталкивается на ряд трудностей. Например, представление о развитии как однонаправленном процессе движения от простого к сложному оказывается неприменимым к материальному миру в целом, где изменения носят разнонаправленный характер и совершаются не только от простого к сложному, но и от сложного к простому.

Развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Необратимость изменений понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

Развитие описывается обычно как смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют при этом достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. С чисто функциональной точки зрения функционирование есть движение в состояниях одного и того же уровня, связанное лишь с перераспределением элементов, функций и связей в объекте. Развитие есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Здесь объект как бы оказывается вынужденным выйти на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого выхода является изменение организации объекта.

Важный критериальный признак развития – его направленность.

Развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаотичность на уровне первичных изменений «преодолевается» в целостности изменений, в одном каком-либо качественном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, напротив, показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях (в этом отношении их известную организованность) и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений одновременно от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указание на эти признаки и должно составлять исходное определение понятия развития.

Таким образом, развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы.Данное определение достаточно, чтобы вычленять любые развивающиеся системы. При необходимости же учесть специфику диалектической концепции развития это определение может быть расширено посредством указания на внутренний механизм развития. В таком случае развитие — это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы.

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций, чтобы успешно «вписаться» в развитие, его необходимо глубоко понять, хорошо усвоить. Представляется важным изучать развитие, отражаемое в системе категорий, законов и принципов как устойчивую структуру, относительно неизменную в ходе формирования науки о развитии, получившей название диалектики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной | Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и специфика его проявления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.