Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и специфика его проявления

Основные законы диалектики

 

Основные законы материалистической диалектики образуют систему, дающую относительно целостную картину как развития материального мира, так и процесса познания. Три основных закона необходимы и достаточны для универсальной теории развития; их система не нуждается в дополнении такими закономерностями, которые могли бы претендовать на роль основных законов.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм изменения предметов и явлений, показывает, как и в каких формах протекает их движение и развитие.

Приступая к рассмотрению категории качества, следует, прежде всего, указать на несостоятельность её понимания идеалистами как феномена только сознания. Качества не существуют независимо от материального объекта. Категория качества лишь отражает объективно существующие определённые стороны предметов и явлений.

Каковы же характерные черты качества?

Первая важнейшая черта качества - определённость. «Определённость» в отличие от «неопределённости» означает различимость, возможность выделить предмет познания среди других предметов. Различают определённости качественные и количественные, пространственные и временные и др. Качественная определённость - это тождественная со своим предметом определённость, благодаря чему явление есть именно данное, а не иное. «Качество есть вообще, - писал Гегель, - тождественная с бытием, непосредственная определённость в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, есть тоже определённость бытия, но уже непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определённость. Нечто есть благодаря качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть».

При определении соблюдены характерные для диалектики правила обращения с категориями: определение каждой из полярных категорий дается через закон их взаимной связи, качество определяется через количество и наоборот.

Определенность — необходимая, но недостаточная характеристика качества. Вторая обязательная черта качества — граница, которая конкретизирует понятие определенности. Гегель писал, что “лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, «что оно есть». Каждая вещь, явление отделено от другого, имеет свою границу. В каждом объекте есть много границ: ко­личественных и качественных, пространственных и временных. Если, например, перед нами участок земли величиной в 20 кв. м, то это количественная граница. Но этот участок земли есть, кроме этого, зеленый луг, а не лес, и это его качественная граница.

С понятием границы тесно связана целостность и конечность предмета или явления. Это третья важная черта качества. Каждый объект занимает определенное место в пространстве и времени, отделен от других, обладает определенной самостоятельностью, своеобразием. Но каждый объект не абсолютно своеобразен, он имеет и определенные сходства с другими объектами. Таким образом, качественная определенность характеризуется единством различия и сходства предметов.

Качественная определенность проявляется в свойствах, составляющих четвертую черту качества. Свойство есть присущая предметам и явлениям способность обнаруживать те или иные их стороны в процессах взаимосвязи и взаимодействия. К. Маркс, подчеркивая неразрывную связь свойства и его “носителя”, писал: “...свойства данной вещи не возникают из ее отношения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении”. Поскольку каждый предмет может вступать во взаимодействия с множеством других, постольку он может иметь большое количество свойств, отражающих различные стороны качества предмета.

Внутренней стороной качества является единство элементов и структуры. Каждый предмет выступает как система, имеющая определенное количество элементов и некоторую структуру, которую образуют данные элементы. Это важная черта качества. Она показывает, почему изменение или даже утрата тех или иных свойств предмета не ведет к изменению качества. Качество любой системы обусловлено его элементным составом и структурой.

Таким образом, содержание качества составляют черты двух видов: “внешние” и “внутренние”. К внешним относятся определенность, граница, конечность, свойство; к внутренним — элементы и структура, устойчивость и изменчивость. Таким образом,качество — это определенность объекта, выражающая его целостность, относительную устойчивость, совокупность существенных свойств; единство элементов и структуры, его сходство и различия с другими объектами.

Качества объектов тесно связаны с ихколичественными различиями. Приступая к рассмотрению категории количества, нужно, прежде всего, указать на противоположность в ее понимании материализмом и идеализмом. От пифагорейцев берет начало объективно-идеалистическая концепция количества, в которой количество понимается как некая особая нематериальная сущность. Их формула “вещи суть числа” исходила из того, что числа имеют идеальную сущность и управляют всем в мире. Все материалисты, начиная с Аристотеля, считали, что числа, математические абстракции нельзя отделять от чувственных вещей. Количество объективно. Нет количества вообще, а есть объекты, обладающие теми или иными количественными характеристиками. “Как понятие числа, так и понятие фигуры,— писал Ф. Энгельс,— заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления. Должны были существовать вещи, имеющие определенную форму; и эти формы должны были подвергаться сравнению, прежде чем можно было прийти к понятию фигуры”

Объективным основанием выделения количественной определенности объектов, принадлежащих к любым областям действительности, служит качественная однородность, соизмеримость сравниваемых объектов - вещей, их свойств, связей и состояний Количественное различие вещей предполагает одинаковость их качества.

Следовательно,количество есть объективная определенность качественно однородных объектов, указывающая на их размеры, величину. С целью установления количественной определенности объектов мы сравниваем составляющие их элементы — пространственные размеры, скорость изменения, степень разви­тия с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Причем, чем сложнее объект, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов, выразить его в числах и математических формулах.

Не случайно поэтому познание качества предшествует познанию количества. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных математических количественных закономерностей.

Категории качества и количества имеют большое методологическое значение. Познать тот или иной процесс, значит, прежде всего, познать его качественную и количественную определенность.

Вопрос о том, каким образом происходит движение и развитие, каков характер связи количества с качеством является одним из важнейших в философии. В его решении четко обозначились два подхода - метафизический и диалектический.

Метафизики абсолютизируют качественные изменения, отрицают изменения количественные. Ко всем им с полным основанием можно отнести слова Ф. Энгельса, которыми он характеризовал теорию Кювье: “Теория Кювье о претерпеваемых Землей революциях была революционной на словах и реакционной на деле. На место одного акта божественного творения она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда существенный рычаг природы”

Во взглядах на общество подобные теории выдвигают анархисты. В свое время М. Штирнер проповедовал немедленный и полный социальный переворот, безотносительно к степени зрелости необходимых для него материальных и духовных условий общественной жизни.

Не менее ошибочна и вторая разновидность метафизики о характере развития, которая признает лишь количественные изменения и игнорирует качественные. Она является влиятельной точкой зрения и получила воплощение в теориях плоского эволюционизма и реформизма.

Эволюционизм исходит из того, что никаких качественных изменений, скачков в природе и обществе не происходит, что развитие осуществляется только эволюционным путем, путем величественных изменений. Так, Ж. Б. Ламарк утверждал, что с момента возникновения жизни на Земле существует лишь одна сплошная непрерывная линия незаметных превращений одних видов в другие под воздействием внешней среды.

Во взглядах на общественную жизнь эволюционную концепцию разработал английский позитивист Г. Спенсер. Все развитие общества он изображал как эволюционный процесс. Революции в обществе он считал патологическими отклонениями. Это, по его мнению, “болезнь, стихийное бедствие, беспорядок, который лежит за гранью эволюции и находится в пределах стадии разложения, стадии регресса ”.

Диалектика решительно отвергает метафизический отрыв количественных изменений от качественных. Еще в древности философы высказали догадки об их диалектической связи. Однако впервые закон взаимного перехода количественных и качественных изменений сформулировал в XIX в. Гегель. Он установил неразрывное единство качественной и количественной сторон предметов и явлений и доказал, что качественные изменения происходят в результате накопления постепенных количественных изменений. В этом его огромная заслуга. Но Гегель открыл и разработал этот закон на идеалистической основе. Категории качества и количества и сам закон перехода количества в качество он относил только к развитию абсолютной идеи.

Только материалистическая диалектика преодолела как метафизическое, так и идеалистическое понимание характера развития. Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и механизм его действия состоит в следующем.

Во-первых,количественные изменения до определенного предела не приводят к изменениям качества. Так, вода при нормальных условиях в пределах от 0° до + 100° С остается водой, хотя температура её меняется. Если увеличивать скорость тела до 7910 м/сек. то оно все равно упадет рано или поздно на землю. Для выражения органического единства количества и качества служит категория меры. Мера - это определенный интервал количественных характеристик или изменений, в рамках которого может существовать данное качество. Мера имеет и другие значения, например, измеритель, мерило. В пределах меры обеспечивается устойчивое существование предметов и явлений. Мера - это своеобразное “количественное качество” (Гегель).

Каждый предмет, процесс или явление имеет свою меру. Так, мерой существования атома водорода является протон и один электрон, воды два атома водорода и один атом кисло рода. При изменении условий меняется и мера. Так, с изменением давления изменяется температура кипения и т. д.

Механизм развития на этой стадии заключается в том, что происходят изменения в определенных элементах, сторонах предметов и явлений, а также в некоторых отношениях между ними. В целом же структура и качество элементов сохраняются.

Однако количественные изменения не ведут к изменениям качества лишь до определенного предела. Те переломные пункты, начиная с которых даже незначительные изменения количества ведут к качественным изменениям, называются границами меры. Каждый предмет и явление имеет свои границы меры. В природе они весьма четки и устойчивы: точка плавления (отвердевания), кипения (сжижения), перекристаллизации, точки Кюри для магнитных и диэлектрических веществ, критическая температура в явлениях сверхпроводимости, критическая масса при ядерных реакциях. Очень конкретны они в химических превращениях.

В обществе и мышлении точной границы, отделяющей одно качество от другого, нет. Здесь интервал количественных изменений, за которым следует изменение качества, может существенно колебаться. Это было замечено давно и часто использовалось для отрицания качественных различий вообще.

Во-вторых, переход от одного качества к другому происходит в виде скачка. Скачок - это коренной перелом в развитии, перерыв постепенности, процесс диалектического перехода одного качества в другое.

Такова общая характеристика закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Его можно сформулировать так:постепенно накапливающиеся количественные изменения, превысив известную меру, скачкообразно вызывают коренные качественные изменения, которые в свою очередь определяют новые количественные показатели.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет всеобщее значение, но специфически проявляется в различных сферах. Одной из таких сфер является наука и техника.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет большое методологическое значение в деятельности специалистов. Из него вытекает методологическое требование – единство качественных и количественных методов в познании.

Все сказанное позволяет сделать общий вывод о сущности и значении закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, что мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано пли поздно нарушают меру предмета и вызывают скачкообразный переход в повое качественное состояние. Он обязывает в процессе познания учитывать единство количественных и качественных изменений, видеть необходимость коренных революционных преобразований в обществе, бороться с метафизическим пониманием развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты развития | Закон единства и борьбы противоположностей и его методологические требования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.