Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственная и рациональная ступени познания

 

Основным познавательным отношением является отношение «образ – предмет». В широком смысле слова, образом можно назвать то состояние сознания, которое в процессе познания тем или иным способом связано с объектом. Как именно связан образ с объектом? В истории фи­лософии известны три основных варианта решения: 1) мы познаем (опи­сываем, упорядочиваем) наши ощущения (субъективный идеализм); 2) об­разы есть результат постижения с помощью разума объективно сущест­вующих идей, идеальных сущностей, структур, которые стоят за мате­риальными чувственными явлениями (объективный идеализм); 3) образы отражают объективную реальность, природу, вещи, процессы и т.д.

По отношению к ступени познания образы делятся на чувственные: ощущения,восприятия, представления; рациональные (ratio – разум): понятия, тео­рии и др. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отражающие объективную реальность; 2) образы-проек­ты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта. Что же такое созерцание (чувственное познание) и абстрактное (рациональное) мышление?

Чувственное познание содержит в себе образы, которые нам дают наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т.д.). Восприятия - отражение свойств пред­мета, взятых как целое. Представления - наглядный целостный образ вещи, возникавшей на основе воображения и прошлого чувственного опы­та, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно.

Чувственные органы человека, в отличие от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание). Базовой формой чувственного познания служат ощущения. С гносеологи­ческой точки зрения они представляют особый интерес. Ощущения обеспе­чивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью, яв­ляются единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. Исходная посылка материализма включает в себя ут­верждение: в ощущениях нам дана объективная реальность. Именно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между ма­териализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агности­цизмом - с другой.

Роль форм чувственной ступени в познании определяется следующим: во-первых, они более богаты по своим познавательным воз­можностям (по сравнению с ощущениями); во-вторых, они включают в себя не только отображение, но и воображение (на основе воспринятого в нашем сознании способны рождаться новые образы - элементы фанта­зии, мечты художественного творчества); в-третьих, развитые формы чувственного познания служат предпосылкой для перехода к рациональ­ной ступени познания.

Современные исследования по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не только восприятие посту­пающей извне информации, но и активное преобразование ее в осмыслен­ные впечатления и концептуальные структуры.

Человек получает информацию по­средством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка (И.П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык - важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Во многих случаях человек может передать другому свои знания, мысли, образы только посредством языка. Без него невозможно и само оперирование готовыми знаниями.

Абстрактное (рациональное) мышление - это функционирование су­ществующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает существенные признаки вещей, т.е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличения в определенном отношении. В понятии как бы концентрируются, подытоживаются наши, знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей. Суждение фиксирует любые признаки предмета: «роза красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития» и т.д. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помощью сле­дующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска, следовательно, она круглая.

Человеческое познание в целом есть единство чувственного и ра­ционального. Чувственное познание, независимое от логического, су­ществует только на ранних ступенях становления человечества и у ре­бенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и тол­куют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (ги­потезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.

Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на недоступные органам чувств уровни реальности, абстракт­ное мышление снова обеспечивает переход к практике, т.е. создает об­разы-проекты, которые могут быть реализованы в практической деятель­ности.

По вопросу соотношения чувственного и рационального в теории познания существуют течения придерживающиеся иного взгляда на источник знания. К таким течениям относятся эмпиризм, рационализм, априоризм и интивитуизм.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания - может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Рациональное познание сводится в эмпиризме к разного рода комбинациям того материала, который даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющее к содержанию знания. Современной формой эмпиризма выступает логический эмпиризм (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждающий, что первые могут быть сведены посредством ряда логических процедур и регистрации показаний чувствительного опыта, и считающий вторые бессодержательными.

Рационалистическая философская традиция признаёт разум основой познания и поведения людей и утверждает, что научное знание, обладающее логическими свойствами объективности, всеобщности и необходимости, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и в месте с тем критерием истинности.

Обращение к разуму как к единственному научному источнику знания привело рационализм к заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, не зависимых от чувственности (Г.В. Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.

В современной западной философии вера в неограниченные возможности разума была утрачена, преобладающей становится критика рационализма как с позиций иррационализма (фрейдизм, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного с поиском социально – культурных оснований и границ рационализма (М. Вебер, К. Манхейм). Так Манхейм (1893-1947) полагал, что взгляды различных социальных слоёв и групп продиктованы лишь их непосредственными интересами. Исходя из этого он отвергал какой – либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений.

Априоризм (от лат. a priori – из предшествующего), получивший развитие в классическом рационализме (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза), исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (от лат. a posteriori – из последующего) (опытным) путём.

Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин (т.е. положений математики и математического естествознания) рационалистический априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности.

В западной философии на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась функциональная (или прагматическая) концепция априорности, согласно которой априорные положения – это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.

Своеобразный подход в понимании соотношения рационального и чувственного в познании наблюдается в интуитивизме (от лат. intuitio – пристально смотрю), течении в философии, возникшем на рубеже XIX-XX в. Для него характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Так, А. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни интуиция сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета. Мотивы интуитивизма свойственны также представителям экзистенциализма (Марсель Г.В. 1889-1973), которые стремятся выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и предлагает опираться на опыт особого рода – духовный (религиозный, мистический) «опыт».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познание как предмет философского анализа. Структура познания | Проблема истины в теории познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.