КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций. Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после подписания его Президентом РФ. Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает: · разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач; · создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений; · управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений. Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части: · налоговую политику, · бюджетную политику, · таможенную политику, · денежно-кредитную политику, · ценовую политику, · социальную политику,
· инвестиционную политику. Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях: · определение оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается); · сокращение налогового бремени; · использование в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов; · создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики; · обеспечение простоты, открытости и эффективности налоговой системы. Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает зачастую повышенный доход как собственник. Если фискальная политика любого государства во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений. Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям: · определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
· установлению соотношения между доходными и расходными статьями; · определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если таковой предусмотрен бюджетной политикой; · оптимизации структуры расходной части бюджета; · распределению расходов между бюджетами разных уровней. Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает: · эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот; · политику стабилизации национальной валюты; · кредитную политику – определение условий функционирования ссудного капитала. Современная социальная политика не просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как: · согласование объемов финансовой помощи субъектам РФ с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов; · разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения; · реализация пенсионной реформы; · упорядочение системы социальных льгот и выплат; · повышение заработной платы работников бюджетной сферы; · регулирование вынужденной миграции. Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает: · повышение роли бюджета в развитии экономики РФ; · создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; · развитие ипотечного кредитования; · привлечение прямых иностранных инвестиций. Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.
Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя: 1. финансовые методы; 2. финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы); 3. виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности. К финансовым методам относятся: · методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования); · методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование); · методы финансового регулирования (рыночные и директивные). В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении. Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются: · правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица; · нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация; · информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация. Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма: · директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование) · регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях)
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |