Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление и организация знаний в ЭИС

В этой главе мы рассмотрим:
  • Типы используемых в экспертных интеллектуальных системах знаний
  • Организация знаний в базе данных
  • Уровни представления и уровни детальности
  • Особенности разработки экспертных интеллектуальных систем (ЭИС)
  • Технология разработки экспертных интеллектуальных систем (ЭИС)

Типы используемых знаний (ЭИС)

Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний. По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме. Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма. Вопросы, решаемые при представлении знаний
  • Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, включаются:
  • определение состава представляемых знаний;
  • организацию знаний;
  • представление знаний, т.е. определение модели представления. Состав знаний ЭИС определяется следующими факторами:
  • проблемной средой;
  • архитектурой экспертной системы;
  • потребностями и целями пользователей;
  • языком общения.
Знания, требуемые для функционирования статической экспертной системы В соответствии с общей схемой статической экспертной системы для ее функционирования требуются следующие знания:
  • знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
  • знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
  • знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
  • поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.
Для динамической ЭИС, кроме того, необходимы следующие знания: о методах взаимодействия с внешним окружением и о модели внешнего мира. Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем:
  • какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь;
  • каковы предпочтительные способы и методы решения;
  • при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача;
  • каковы требования к языку общения и организации диалога;
  • какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю;
  • каковы цели пользователей.
Виды знаний в экспертных системах посмотреть классификацию (виды) экспертных интеллектуальных систем (ЭИС) Назначения метазнаний (метаправил) Качественные и количественные показатели экспертной системы могут быть значительно улучшены за счет использования метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Метазнания не представляют некоторую единую сущность, они могут применяться для достижения различных целей. Возможные назначения метазнаний (метаправил):
  • для выбора релевантных правил в виде стратегических метаправил;
  • для обоснования целесообразности применения правил из области экспертизы;
  • для обнаружения синтаксических и семантических ошибок в предметных правилах;
  • для адаптации системы к окружению путем перестройки предметных правил и функций;
  • для явного указания возможности и ограничения системы, т.е. определить, что система знает, а что не знает.
Вопросы организации знаний необходимо рассматривать в любом представлении, и их решение в значительной степени не зависит от выбранного способа (модели) представления. Аспекты проблемы организации знаний:
  • организация знаний по уровням представления и по уровням детальности;
  • организация знаний в рабочей памяти;
  • организация знаний в базе знаний.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интерфейс пользователя - диалог с экспертной системой | Виды знаний в экспертных системах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.