Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

В раннем детстве доминирующим психическим процессом становится восприятие. По словам Л.С.Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией, тем, что они непосредственно воспринимают. Важная характеристика восприятия – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективная характеристика восприятия приводит к сенсомоторному единству: ребенок видит вещь, она его привлекает, благодаря этому развивается импульсивное поведение. На третьем году ребенок может усвоить представления о пяти-шести формах: круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и цветах: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный. Он не может еще самостоятельно правильно употреблять их названия, но понимает, когда это делают взрослые.

Детям третьего года жизни доступно восприятие бесцветных и даже контурных знакомых предметов. Если рисунки достаточно четкие, дети правильно воспринимают простые предметы и их изображения, подбирают правильно пары в лото. Ребенок в это время воспринимает картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет. Незнакомые предметы дети воспринимают ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак (цвет, величину, фигуру).

После 1г 2 мес – 1 г 8 мес дети правильно находят знакомый предмет по слову, если образовалась стойкая связь сова с эти предметом. Чем старше ребенок, тем быстрее слово приобретает обобщающее значение. Этому способствует отнесение слова не к одному предмету, а к нескольким однородным с изменяющимися несущественными признаками.

Память тесно связана с восприятием. В основном она представляет собой узнавание, хотя ребенок уже может непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное (например, дети не могут хранить секреты). Память характеризуется большой пластичностью (легкая запечатлеваемость действующих раздражителей). Дети запоминают яркие события, обрывки разговоров, но запоминание бессистемно, хаотично. К концу возраста увеличивается объем памяти, улучшается ее качество, возникает образная память, словесная память. В развитии памяти в это возрасте начинают проявляться половые различия: до 1,5 лет память мальчиков опережает в своем развитии память девочек, после 1,5 лет скорость развития памяти у девочек выше.

Внимание в этом возрасте кратковременно, непроизвольно, характеризуется слабой сосредоточенностью, неустойчиво. Ребенок не управляет своим вниманием, не может переключаться и менять направление по его желанию. Очень узкий объем внимания. Распределения внимания между двумя предметами или действиями совершенно не доступно. После двух лет становится возможным вызывать внимание детей словесным сигналом, сосредоточить его на словесной инструкции, рассказе. В условиях активной деятельности, в играх, манипуляциях предметами устойчивость внимания увеличивается. В развитии внимания проявляются половые признаки: до 1,5 лет уровень сосредоточенности внимания девочек выше, чем у мальчиков; после 1,5 лет – наоборот.

Мышление. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. По Ж.Пиаже, дети в возрасте 1 – 2 лет находятся на стадии сенсомоторного интеллекта. В 1-1,5 года ребенок экспериментирует с предметами, цель содержится в самих предметах: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению, приходит истинная мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами. В 1,5 – 2 года появляется символическое мышление, т.е. способность по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становиться способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. В двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, но на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. С 2-х лет (по Пиаже) ребенок переходит на стадию дооперационального мышления. Оно характеризуется эгоцентризмом, т.е. невозможностью ребенка встать на позицию другого человека. Ребенок из-за отсутствия ориентации на другого человека не чувствует потребности обосновывать свои размышления. В этом возрасте рефлексии еще нет. При решении задачи ребенок уже способен выделить какое-то одно свойство предмета и основывать на этом свои размышления. Размышления строятся по механизму трансдукции (т.е. от частного к частному).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Речевое развитие | Новообразования возраста, личностное развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.