Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза и ее роль в исследовании

Гипотеза – это научное предварительное, недостаточно-доказанное объяснение новых явлений и событий, требующая в последующем эксперимента, проверки и теоретического обоснования.

Виды гипотез:

1) По иерархической значимости:

· Генеральные

· Вспомогательные

2) По широте использования:

· Универсальные

· Частные

3) По степени обоснованности:

· Первичные

· Вторичные.

 

Требования к гипотезам:

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемые:

А) Гипотезы, которые невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, неоткрытых до сих пор законов или закономерностей.

Б) Гипотезы, принципиально не проверяемые на основе фактов.

В) Универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследований и не допускающие эмпирического подтверждения.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя:

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т.е. общий его замысел (идея).

Концепция исследования СУ может содержать следующие смысловые разделы:

· общее определение исследуемой проблемы;

· местоположение проблемы в СУ (подсистема, элемент, компонент);

· цель исследования;

· основная идея решения проблемы;

· общее определение методов исследования;

· укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).

На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования, в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования:

· сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);

· классификация, анализ и интерпретация;

· выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.

Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема, как предмет исследования | Методология исследования систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.