Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матеріально-технічне забезпечення




ЛЕКЦІЯ

Под аллергическими реакциями понимают иммунные реакции организма, сопровождающиеся повреждением собственных тканей. Аллерген это вещество, вызывающее развитие аллергической реакции.

Это острое осложнение сахарного диабета, развивающееся в результате кетоацидоза, нарушения водно-электролитного баланса, характеризующееся нарушением сознания, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дегидратацией организма.

Сахарный диабет — эндокринное заболевание, возникающее вследствие недостаточности инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой и характеризующееся нарушением всех видов обмена и в первую очередь обмена углеводов.

Распространенность сахарного диабета среди населения 2 – 6%. В настоящее время в мире насчитывается около 120 млн. больных сахарным диабетом.

Классификация

А. Клинические классы I Сахарный диабет: 1. Сахарный диабет 1 типа (инсулинзависимый). 2. Сахарный диабет 2 типа (инсулиннезависимый). 3. Другие типы сахарного диабета, связанные с заболеваниями поджелудочной железы, гормональными заболеваниями, лекарственными средствами или воздействием химических веществ, изменением инсулина, генетическими синдромами. II Нарушенная толерантность к глюкозе. III Сахарный диабет беременных (диабет, выявленный впервые во время беременности, если диабет сохраняется и после беременности, он классифицируется как обычный).

Этиология и патогенез СД 1 типа это аутоиммунное, наследственное, частично вирусиндуцированное заболевание. СД 2 типа генетически- обменное заболевание.

Факторы риска развития сахарного диабета:

1. Наследственная предрасположенность. 2. Ожирение. 3. Заболевания поджелудочной железы (панкреатиты, опухоли, кисты). 4. Другие эндокринные заболевания (диффузный токсический зоб, акромегалия, болезнь Иценко-Кушинга, феохромоцитома). 5. Длительный прием лекарственных препаратов (диуретики, глюкокортикостероиды, пероральные стероидные контрацептивы). 6. Вирусы краснухи, Коксаки В, гепатита В, эндемического паротита.

Клиническая картина

Основными жалобами больных являются: • Жажда. • Сухость во рту (полидипсия). • Частое и обильное мочеиспускание (полиурия). У детей может появиться ночное недержание мочи. • Похудание при СД 1 типа и ожирением при СД 2 типа. • Повышение аппетита (однако при выраженной декомпенсации заболевания, особенно при кетоацидозе, аппетит резко снижен). • Зуд кожи (особенно в области гениталий у женщин). • Выраженная общая и мышечная слабость.

Указанные жалобы появляются обычно постепенно, однако при СД 1 типа симптоматика заболевания может появиться быстро. Нередко у молодых людей и детей диагноз СД 1 типа впервые выставляется при развитии коматозного состояния.

Кожа и мышечная система

Характерны сухость кожи, гнойничковые поражения, рецидивирующий фурункулез, гидроаденит, грибковые поражения. Вследствие гиперлипидемии развиваются ксантомы и ксантелазмы. В области скуловых костей бывает гиперемия кожи (диабетический румянец). Ногти становятся ломкими, тусклыми, появляется их исчерченность, желтоватая окраска. Характерна выраженная атрофия мышц, снижение мышечной силы.

Система органов пищеварения

• прогрессирующий кариес, парадонтоз, расшатывание и выпадение зубов; • альвеолярная пиорея, гингивит, стоматит; • хронический гастрит, дуоденит с развитием атрофических изменений, снижением секреторной и моторной функции желудка; • нарушение функции кишечника: диарея, стеаторея; • жировой гепатоз; • хронический холецистит, наклонность к образованию камней в желчном пузыре;

Сердечно-сосудистая система

Раннее развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. Часто отмечается артериальная гипертензия.

Система органов дыхания

Предрасположенность к туберкулезу, пневмониям, бронхитам.

Система мочевыделения

Предрасположенность к инфекциям мочевыводящих путей (циститы, пиелонефриты). Часто развитие диабетического нефроангиосклероза и ХПН.

Диагностика сахарного диабета

1. Определение глюкозы в капиллярной крови. В норме сахар крови 3,3- 5,5 ммоль/л.

2. Экспресс-методы определения глюкозы в крови. На индикаторные полоски (декстростикс, рефлотест) наносят 1 каплю крови. Через 1 мин индикаторную полоску промывают водой, просушивают фильтровальной бумагой и помещают в глюкометр. На табло прибора регистрируется уровень гликемии в ммоль/л. При отсутствии глюкометра гликемию определяют по цветной калибровочной шкале, сравнивая с ней окраску, развившуюся на индикаторной полоске. 3. Тест толерантности к глюкозе. Проводится если диагноз заболевания остается неясным или сомнительным. Проба проводится после полного голодания в течение 10-14 ч, при этом воду не ограничивают. У обследуемого натощак определяют содержание глюкозы в крови. После этого он выпивает 75 г глюкозы, растворенной в 250 мл воды в течение 5 -15 минут. Вторую пробу крови берут через 1 ч после приема глюкозы. Третью – через 2 часа. Во время пробы обследуемый не должен курить и выполнять физические нагрузки. Критерии нарушенной толерантности к глюкозе: гликемия натощак меньше 7 ммоль/л, через 2 ч после нагрузки глюкозой (75.0 г) больше или равно 8, но меньше 11 ммоль/л.

4. Определение глюкозы в моче. Глюкозу в моче можно определять в однократной порции и в суточном количестве. В моче здоровых людей глюкоза отсутствует, для больного сахарным диабетом характерна глюкозурия, как в однократной, так и особенно в суточной моче.

5. Экспресс-метод определения глюкозы в моче с использованием индикаторных полосок желтого цвета (биофан, клинистикс и др.). В присутствии глюкозы в моче бумажка окрашивается в синий цвет.

6. Определение ацетона в моче. В норме ацетона и кетоновых тел в моче нет.

Лечение

Режим. Двигательная активность полезна. Разрешаются утренняя гимнастика, дозированная ходьба, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, спортивные игры. Противопоказаны тяжелые физические нагрузки, все виды тяжелой атлетики, силовые виды спорта, альпинизм, марафонский бег.

Диета. Стол № 9. • пища должна быть физиологичной и низкокалорийной; • пищу принимают 4-5 раз в день, при лечении инсулином – 6 р/д; • исключить легкоусвояемые углеводы и уменьшить жиры животного происхождения; • достаточное количество клетчатки;

Лечение препаратами инсулина По продолжительности действия инсулины делятся на три группы:

а) короткого действия: актрапид, хумулин и др. (начало действия через 15 - 30 мин, длительность действия 5 - 8 ч); б) средней длительности действия: семилонг, инсулонг и др. (начало действия через 1 ч, длительность действия 12 - 22 ч); в) длительного действия: ультраленте, ультратард и др. (начало действия через 4 - 6 ч, длительность действия 25 - 36 ч).

Расчет дозы инсулина по теоретическому весу: Суточная доза инсулина = (Рост – 100) х 0,7

Расчет дозы инсулина по гликемии: Суточная доза инсулина = (гликемия в ммоль/л – 8,3 ммоль/л): 0,3.

Расчет дозы инсулина по суточной гликозурии: Суточная доза инсулина = (гликозурия в ммоль/л х суточный диурез в л): 5,5: 3.

Рассчитанная средняя суточная доза инсулина является ориентировочной, в дальнейшем в процессе компенсации болезни подбирается оптимальная адекватная доза с учетом гликемического и гликозурического профилей. Препараты инсулинов короткого, действия вводятся за 15-30 минут до приема пищи. При распределении суточной дозы инсулина необходимо учесть более высокую потребность в инсулине в дневное время, особенно после еды, и относительно низкую потребность в ночные часы.

Осложнения инсулинотерапии

Липодистрофии, инсулинорезистентность, аллергические реакции, гипогликемия.

Лечение пероральными сахароснижающими средствами. Они подразделяются на две большие группы: 1. Производные сульфанилмочевины: манинил, глюренорм и др.

2. Бигуаниды: глюкофаг, метформин, адебит, глибутид и др.

Побочные действия 1. Диспепсические явления (тошнота, рвота, боли в эпигастрии, диарея). 2. Аллергические реакции. 3. Токсическое влияние на костный мозг с развитием лейкопении, тромбоцитопении, аграцулоцитоза; 4. Токсическое воздействие на печень с развитием желтухи холестатического генеза. 5. Токсическое влияние на почки. 6. Гипогликемия. 7. Развитие кетоацидоза или молочнокислого ацидоза. 8. Развитие В-12 дефицитной анемии.

Фитотерапия

Настойки лимонника, женьшеня, аралии, экстракты левзеи, родиолы, элеутерококка, лист черники, брусники, крапивы, стручки фасоли, овес, корень одуванчика, лопуха, цикория, галега лекарственная (козлятник), орех, лавровый лист, дрожжи пивные. Арфазетин — официнальный сбор для лечения сахарного диабета.

Критерии максимальной компенсации сахарного диабета

1 Хорошее самочувствие больного. 2. Сохранение работоспособности. 3. Нормальная масса тела больного. 4. Отсутствие у больного гипогликемии в течение суток. 5. Показатели гликемии натощак 4.4 - 6.1 ммоль/л, а в течение суток и через 2 ч после еды не более 8 ммоль/л. 6. Отсутствие гликозурии.

ДИАБЕТИЧЕСКАЯ (КЕТОАЦИДОТИЧЕСКАЯ) КОМА

Этиология

1. Неадекватная инсулинотерапии (неправильный расчет дозы, неравномерное распределение в течение суток, прекращение введения инсулина, недостаточная чувствительность к инсулину, просроченный инсулин). 2. Повышенная потребность в инсулине (переедание, физические и психические нагрузки, алкоголь, тяжелые инфекции).

Предвестники комы

- усиление жажды; - увеличение диуреза; - тошнота, рвота.

Диагностические критерии

1. Начало постепенное (от 10-12 часов до 3-4 суток). 2. Слабость, головокружение. 3. Резкая жажда (полидипсия). 4. Полиурия. 5. Кожа сухая, тургор снижен, кожный зуд. 6. Тонус глазных яблок снижен. 7. АД снижено, пульс частый. 8. Боли в животе, тошнота, рвота. 9. Дыхание Куссмауля. 10. Запах ацетона изо рта. 11. При выраженной коме - потеря сознания. 12. Гипергликемия более 16 ммоль/л, глюкозурия 150-200 г/сутки, в моче ацетон.

Неотложная помощь

1.Обследование пациента:

Осмотр фельдшера

Измерение АД

Подсчёт ЧСС, ЧДД

Регистрация, расшифровка и интерпретация ЭКГ

Исследование уровня глюкозы в крови

Обнаружение кетоновых тел в моче с помощью тестполоски

2.Оказание помощи:

1этап – доврачебные мероприятия:

Обильное питьё в прекоматозном состоянии

2этап – бригада «Скорой помощи»

Объём помощи Механизм действия
Инсулин короткого действия 10 ед. в/в или 16 ед. в/м Нормализация уровня гликемии (сахароснижающее средство)
Физ. раствор до 1000мл в/в струйно Восполнение дефицита жидкости (регидратация)
4% раствор калия хлорида 1-2г/час в/в капельно Восполнение дефицита калия
2,5% раствор бикарбоната натрия 340мл/час в/в капельно при рН>7,1 Борьба с ацидозом

Тактика фельдшера

1.Оказать неотложную помощь.

2.Вызвать профильную (реанимационную) бригаду, госпитализировать в реанимационное отделение.

ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА

Резкая гипогликемия, приводящая к потере сознания, сопровождающаяся потом, судорогам без значительных сердечно-сосудистых и дыхательных расстройств. Выявляется при снижении уровня сахара крови ниже 2,78 ммоль/л.

Этиология

1. Передозировка инсулина. 2. Физическая нагрузка. 3. Психическая травма, переутомление. 4. Недоедание. 5. Прием алкоголя.

Диагностические критерии

1. Начало быстрое - в течение нескольких минут. 2. Чувство голода. 3. Слабость, головокружение. 4. Потливость, слюнотечение. 5. Дрожь рук. При своевременном приеме углеводов эти симптомы устраняются. 6. Общее психомоторное возбуждение на фоне спутанного сознания. 7. Тонические судороги. 8. Потеря сознания. 9. Тонус глазных яблок нормален. 10. АД нормальное, иногда повышенное, тахикардия. 11. Тонус мышц повышен, тургор кожи нормальный. 12. Сахар крови менее 2,7 ммоль/л, аглюкозурия. 13. Быстрый эффект от введения 40% глюкозы в/в.

При затянувшейся коме дыхание становится поверхностным. АД падает, возникает брадикардия, резко снижается содержание сахара в крови. Отмечается ригидность затылочных мышц.

Неотложная помощь

1.Обследование пациента:

Осмотр фельдшера

Измерение АД

Подсчёт ЧСС, ЧДД

Регистрация, расшифровка и интерпретация ЭКГ

Исследование уровня глюкозы в крови

Обнаружение кетоновых тел в моче с помощью тестполоски

2.Оказание помощи:

1этап – доврачебные мероприятия:

в прекоме дать легко всасываемый углевод

2этап – бригада «Скорой помощи»

Объём помощи Механизм действия  
40% раствор глюкозы в/в струйно до 50мл, далее 20, 10, 5% раствор глюкозы в/в   Борьба с гипогликемией
Глюкагон 1мл в/м или п/к   Индукция гликогенолиза

 

Тактика фельдшера

1.Оказать неотложную помощь.

2.Вызвать профильную (реанимационную) бригаду, госпитализировать в реанимационное отделение.

 

 

АЛЛЕРГОЗЫ

Классификация аллергенов

1. Бытовые аллергены (домашняя пыль, основной ее компонент клещи). 2. Инсектные аллергены (аллергены яда жалящих насекомых). 3. Эпидермальные аллергены (перхоть, шерсть животных, перья птиц, чешуя рыб). 4. Лекарственные аллергены (любой лекарственный препарат может стать аллергеном). 5. Пыльцевые аллергены (пыльца любых растений). 6. Пищевые аллергены (чаще рыба, свинина, яйца, молоко, шоколад, пшеница, бобы, томаты, цитрусовые, малина, клубника). 7. Промышленные аллергены (лаки, краски, нафталины, пестициды, полиуретаны, формалин, парфюмерия, стиральные порошки и др.). 8. Аллергены инфекционного происхождения (самые различные возбудители болезней и продукты их жизнедеятельности.

Попадание аллергена в организм вызывает его сенсибилизацию. Сенсибилизация это повышение чувствительности организма к антигенам.

Типы аллергических реакций

В основе первого типа реакции лежит реагиновый механизм повреждения тканей, протекающий на поверхности базофилов и тучных клеток. Типичными клиническими примерами аллергической реакции первого типа являются анафилактический шок, бронхиальная астма, крапивница, ложный круп, вазомоторный ринит.

Второй тип аллергической реакции - цитотоксический, протекающий при активации системы комплемента, что ведет к повреждению клеточной мембраны. Этот тип аллергической реакции наблюдается при лекарственной аллергии с развитием лейкопении, тромбоцитопении, гемолитической анемии, а также при гемолизе во время гемотрансфузий, гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте.

Третий тип аллергической реакции (по типу феномена Артюса) связан с повреждением тканей иммунными комплексами, циркулирующими в кровяном русле. Этот тип реакции развивается при экзогенных аллергических альвеолитах, гломерулонефрите, аллергических дерматитах, сывороточной болезни, отдельных видах лекарственной и пищевой аллергии, ревматоидном артрите, системной красной волчанке и др.

Четвертый тип аллергической реакции туберкулиновый, замедленный — возникает через 24 - 48 ч, протекает с участием сенсибилизированных лимфоцитов. Характерен для инфекционно-аллергической бронхиальной астмы, туберкулеза, бруцеллеза и некоторых других заболеваний.

Стадии аллергических реакций

1. Иммунологическая стадия. Это поступление аллергена в организм, выработка антител, соединение их. 2. Патохимическая стадия. Это образование биологически активных медиаторов (гистамин серотонин и др.). 3. Патофизиологическая стадия или стадия клинических проявлений.

Аллергические реакции могут возникать в любом возрасте; их интенсивность различна. Клиническая картина аллергической реакции не зависит от химических и фармакологических свойств аллергена, его дозы и путей введения. Чаще аллергическая реакция возникает при повторном введении аллергена в организм, однако известны случаи анафилактических реакций при первом введении антибиотика в организм без предварительной сенсибилизации. Клинические проявления аллергических реакций отличаются выраженным полиморфизмом. В процесс могут вовлекаться любые ткани и органы. Принято выделять реакции немедленного и замедленного типа.

Анафилактический шок

Анафилактический шок развивается быстро — через несколько секунд или минут после контакта с аллергеном. У большинства больных заболевание начинается с появления чувства жара, гиперемии кожи, страха смерти, возбуждения или, наоборот, депрессии, головной боли, боли за грудиной, удушья. Иногда развивается отек гортани по типу отека Квинке со стридорозным дыханием, появляются кожный зуд, уртикарные высыпания, ринорея, сухой надсадный кашель. Артериальное давление резко падает, пульс становится нитевидным, может быть выражен геморрагический синдром с петехиальными высыпаниями, судороги, повышение температуры тела. Смерть может наступить от острой дыхательной недостаточности вследствие бронхоспазма, острой сердечно-сосудистой недостаточности с развитием гиповолемии или отека мозга.

Неотложная помощь:

1.Обследование пациента:

Осмотр фельдшера

Измерение АД

Аускультация

2.Оказание помощи:

1 этап – доврачебные мероприятия:

- обеспечить проходимость дыхательных путей;

- придать ногам возвышенное положение;

- ингаляция 100% кислорода (не более 30 мин);

- обеспечить доступ к вене.

2 этап – бригада «Скорой помощи»

Объём помощи Механизм действия
Эпинефрин 1мг в/в (1р) Адренэргическое средство
Преднизолон 60мг в/в (3р) Глюкокортикостероидное средство
Атропин 0,5мг в/в (2р) Предупреждение бронхо- и ларингоспазма
Натрия хлорид 400мл в/в (1р) Р-р для разведения лекарственных средств
Декстроза 200мл в/в (1р) Р-р для разведения лекарственных средств

Тактика фельдшера

1. Оказать неотложную помощь.

2. Госпитализация в реанимационное отделение.

3. – др виды помощи – интубация трахеи, ИВЛ.

Крапивница

Это высыпание на коже зудящих волдырей. Высыпания могут локализоваться на любом участке тела. Они могут быть ограниченными или распространенными. Могут сливаться друг с другом. Крапивница может быть как аллергического генеза при попадании в организм аллергенов, при введении лекарственных препаратов, укусе насекомых и т. д. и псевдоаллергическая (холодовая, тепловая, холинергическая, механическая).

 

Неотложная помощь

Необходимо вывести аллерген из организма. Для этого назначают солевое слабительное и очистительные клизмы и внутрь дают сорбенты (активированный уголь и др.). Назначают антигистаминные препараты: пипольфен, супрастин, димедрол внутрь или в/м или в/в, в зависимости от тяжести. В тяжелых случаях эффективны короткие курсы глюкокортикоидов (предннзолон 20—30 мг в течение 5- 7 дней), гемосорбция и плазмаферез.

 

Сывороточная болезнь

 

Это тяжело протекающая аллергическая реакция возникает после введения лошадиной сыворотки, входящей в состав противостолбнячной (либо другой лечебной) сыворотки. Реакция обычно развивается через 1-2 недели после введения сыворотки. Однако в последующем симптомы нарастают очень быстро, вовлекая многие системы и органы. Характерны повышение температуры, лимфоаденопатия, кожные полиморфные высыпания, бронхоспазм, поражение слизистых оболочек, суставов. Возникают альбуминурия, гемолитическая анемия.

Неотложная помощь

При легком течении внутривенно вводят 10 мл 10 % раствора глюконата или хлорида кальция внутрь назначают димедрол или супрастин или пипольфен. При тяжелом течении обязательно введение глюкокортикоидов (преднизолон в дозе 20—30мг/сут) с постепенным снижением дозы по мере стихания клинических проявлений и полной отменой их спустя обычно 2—3 нед. Патогенетическим средством лечения являются гепарин (внутривенно 10 000—20 000 ЕД/сут). Госпитализация обязательна.

Поллиноз

Атопическое заболевание, вызываемое пыльцой растений. Характерна сезонность заболевания, в основном в период цветения. Поллиноз проявляется острым конъюнктивитом, ринитом, синуитом, острым воспалением дыхательных путей.

 

Приступ бронхиальной астмы

Основное проявление приступ удушья со слышимыми на расстоянии сухими хрипами. Часто приступу бронхиальной астмы предшествует продромальный период в виде ринита, зуда в носоглотке, сухого кашля, чувства давления за грудиной. Приступ атопической бронхиальной астмы возникает при контакте с аллергеном и быстро обрывается при прекращении такого контакта.

Неотложная помощь – см. бронхиальную астму.

 

Отек Квинке

Ангионевротический отек с распространением на кожу, подкожную клетчатку, слизистые оболочки. Чаще локализуется на лице, но может быть в любом месте. Этот отек бледный иногда розовый, плотный, при надавливании ямки не остается. Наследственный ангионевротический отек Квинке возникает при дефиците ингибитора С-1 компонента комплемента и протекает тяжело, с распространением отека на гортань, резко выраженным удушьем, кашлем, стридорозным дыханием. Отеки могут локализоваться на слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта и симулировать клинику острого живота, могут локализоваться на лице, имитируя синдром Меньера с головной болью, тошнотой, рвотой, головокружением. При вовлечении мозговых оболочек появляются менингиальные симптомы, заторможенность, регидность затылочных мышц, головная боль, судороги.

 

 

Неотложная помощь;

1) адреналин 0,3—0,5 мл 0,1 % раствора подкожно; 2) пипольфен 2 мл 2,5 % раствора или супрастин - 2 мл 2 % раствора или димедрол - 2 мл 1% раствора в/м или в/в; 3) преднизолон 60—90 мг внутримышечно или внутривенно; 4) сальбутамол, беротек 1-2 вдоха при удушье; 5) горячие ножные ванны; 6) лазикс 2—4 мл внутривенно струйно в изотоническом растворе натрия хлорида; 7) аминокапроновая кислота 100—200 мл 5 % раствора в/в капельно; 8) контрикал (трасилол) - 30000 ЕД в/в капельно в 300 мл изотонического раствора натрия хлорида; 9) при наследственном отеке Квинке показано переливание свежей крови, свежезамороженной плазмы. Госпитализация обязательна, при отеке гортани - в ЛОР отделение, при абдоминальном синдроме - в хирургическое отделение, при неврологической симптоматике - в неврологическое отделение.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анисимов Н. Б. Клиническая фармакология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2006 год.

2. Бейтс Б. Пропедевтика внутренних болезней. Москва. «ГОЭТАР-Медиа» 2003 год.

3. Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни. Москва. «ГОЭТАР-Медиа» 2005 год.

4. Мухин Н.А. Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. Москва. «ГОЭТАР-Медиа» 2005 год.

5. Ослонов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больным в терапевтической клинике. Москва. «ГОЭТАР-Медиа» 2005 год.

6. Панкова Е.Н., Панова И.В. О чем говорят анализы. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2006 год.

7. Струтынский А.В. и др. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Москва. «Медпресс-информ» 2008 г.

8. Федюкович Н. И. Внутренние болезни. Ростов - на Дону. «Феникс». 2004 год.

9. Чазов Е.И. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. Справочник. М. «Медицина». 1989 год.

10. Шелехов К.К., Смолева Э.В., Степанова Л.А. Фельдшер скорой помощи. «Феникс» 2007 год.

 

з навчальної дисципліни

" Військове навчання і виховання "

 

Т Е М А №1: «Військове навчання»

Заняття №3: «ВІйськово-педагогічний-процес».

Час: 2 години

Мета заняття: 1. З’ясувати предмет ы завдання выйськовоъ дидактики. 2. Вивчити основны компоненти навчального процесу. 3. Формувати світогляд курсантів, спираючись на національні історичні та військово-патріотичні традиції, загальнолюдські цінності; 4. Сприяти розвитку у курсантів почуття свідомої військової дисципліни, відповідальності і цілеспрямованості.   РОЗПОДІЛ ЧАСУ  
№ з/п Навчальні питання Час (хв.)
    ВСТУПНА ЧАСТИНА ОСНОВНА ЧАСТИНА Предмет і завдання військової дидактики. Основні компоненти навчального процесу. ЗАКЛЮЧНА ЧАСТИНА  

ІНФОРМАЦІЙНО-МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ:

  1.Литвиновський Є.Ю., Попович О.І., Савінцев В.І., Стасюк В.В. Морально-психологічне забезпечення підготовки та ведення бойових дій: Навчально-методичний посібник, видання ІІ, доповнене, у двох частинах: частина І. – К.: ВГІ НАОУ, 2002. – 207 с. 2.Стратієнко О.Ф., Ротань М.П. Морально-психологічне забезпечення бойової підготовки та служби військ: навчально-методичний посібник. – К.: КВГІ, 1998. 3. Войсковой вестник. Сборник учебно-методических материалов. Приложение к военно-публицис-тическому и литературно-художественному журналу “На боевом посту”. – М., 2005. 4. «Военная психология и педагогика», под редакцией П.А. Корчемного, 1998 р. 5. www.soldiering.ru 6. www.lisv_lp.gov.ua сайт кафедри МПЗ діяльності військ 7. http://psychology.net.ru 8. http://www.elective.ru/predmets/voenpsy.htm 9. http://www.milpsy.effcon.ru/literatura.html 10. http://armyrus.ru  

Мультимедійний проектор, ноутбук.

   
   

ВСТУПНА ЧАСТИНА:

- прийняти рапорт командира групи та привітатися з курсантами;

- перевірити наявність особового складу по журналу обліку навчальних занять;

- перевірити форму одягу курсантів, порядок на робочих місцях і в аудиторії;

- при необхідності зробити зауваження для усунення недоліків;

- нагадати основну проблематику минулої теми, заняття та зробити логічний перехід до проблеми, яка буде розглядатися на даному занятті;

- довести під запис номер і тему заняття, його навчальні питання;

- зосередити увагу курсантів на навчальній меті заняття – тобто на тих знаннях, навичках і вміннях та їх рівні, які вони повинні здобути в результаті заняття;

- визначити актуальність теми заняття – тобто для чого знання (навички, вміння) будуть необхідні у подальшому вивченні матеріалів дисципліни, практичному виконанні завдань, подальшій офіцерській службі тощо;

- представити наочно та стисло охарактеризувати основні та додаткові джерела інформації (літературу) для вивчення на самостійній підготовці та місця їх отримання, надати під запис назву джерела, його вихідні дані та сторінки (статті статутів, настанов, джерела інформації можуть також представлятися в ході розгляду навчальних питань або в заключній частині заняття – при визначенні завдань для самостійної роботи);

- визначити порядок роботи на занятті та отримання оцінки за нього;

- довести заходи безпеки (при необхідності).

 

ОСНОВНА ЧАСТИНА:

У військовій дидактиці на основі теорії пізнання і сучасних досягнень психолого-педагогічної науки розроблені та активно використовуються низка концепцій навчання, опанування знаннями, навичками та вміннями. Деякі автори, наприклад В.Оконь, визначають ці концепції, як дидактичні системи, під якими розуміється комплекс внутрішньо узгоджених тверджень, які базуються на єдності цілей, змісту і дидактичних принципів, котрі стосуються способів і організації роботи вчителя та учнів (44, с.38). У змістовому відношенні поняття ”концепції навчання”і ”дидактичні системи” тотожні, у зв’язку з цим правомірне використання як першого, так і другого поняття.

Узагальнюючи основні концепції навчання, які існують, можна виділити три групи: традиційну, педоцентристську, сучасну. Кожна група складається з певних напрямків і педагогічних теорій. Цей поділ на три групи здійснено на основі того, як розуміється процес навчання - об’єкт і предмет дидактики. В традиційній системі навчання домінуючу роль має викладання - діяльність педагога. До цієї групи відносять класно-урочну систему Я.А.Коменського (1592-1670), вільне виховання Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), концепцію навчання бідноти І.Г.Песталоцці (1776-1841), теорію матеріальної освіти Г.Спенсера (1820-1903).

В педоцентристській концепції головна роль у навчанні належить учінню - діяльності учня. В основі цієї концепції знаходиться педоцентризм Д.Дьюї (1859-1952). До цієї групи можна віднести концепцію трудової школи Г.Кершенштейнера, В.Лая - концепцію навчання періоду реформ у педагогіці початку XX століття.

Сучасна дидактична система виходить з того, що обидві сторони - викладання і учіння - складають процес навчання, а їх різноманітні та змістовні відношення в структурі цього процесу є предметом дидактики.

До сучасних дидактичних концепцій можна віднести такі: теорія поетапного формування розумових дій, програмоване, проблемне і розвиваюче навчання (П.Гальперін, Л.Занков, В.Давидов, В.Беспалько, М.Махмутов, І.Лернер тощо).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.