Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис, сущность и функции государства




ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Самый главный институциональный субъект политики – государство, занимающее ведущее место в выработке и реализации политики, осуществлении политико-властных отношений в обществе. Этим определяется значимость политологических знаний о государстве.

В политологической литературе понятие «государство» употребляется в двух значениях: узком – как специальный аппарат управления; в широком – как политическая организация, равная по масштабу обществу, она объединяется, укрепляется публично-властными отношениями посредством определенных норм права. Государство есть равномасштабная обществу организация, функционирующая в границах конкретной территории; она официально представляет общество как внутри своих границ, так и за их пределами. Государство является надстройкой экономического базиса, активно взаимодействует с ним, непосредственно влияя на его развитие, на все сферы жизни общества и в целом на общество.

Генезис государства выводится различными политическими мыслителями из божественного установления (К.П. Победоносцев), договора с подданными (Ж.-Ж. Руссо), завоевания и подчинения одними группами других (Л. Гумплович), развития патриархальных, родоплеменных отношений (Р. Фильмер), из социально-экономических отношений разделения труда (Платон), классового расслоения (марксизм). В современной политической антропологии переходной формой от догосударственного общества к государству достаточно единодушно признается вождество, формирование прослойки вождей.

 

К признакам государства относятся:

1) принудительность (государство располагает специализированными органами принуждения, применяемыми в ситуациях, определенных законом. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства);

2) суверенность (государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип). Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими и военными взаимосвязями;

3) всеобщность (государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, включая и граждан других государств). Государство действует в рамках установленных им же самим законов, деятельность государственных органов всегда осуществляется со ссылкой на ее легитимность.

Отличительные признаки государства дополняются при его определении так называемыми атрибутами, к которым относятся: территория, население и государственный аппарат.

 

При различии форм государства следует пользоваться тремя критериями:

1) форма правления или отношения между центральными органами государственного аппарата, например, правительство – парламент, президент – правительство;

2) политический режим или совокупность средств и методов осуществления государственной власти;

3) структура государства или соотношение сфер компетенции между центральной властью и территориальными органами государственной власти (унитарное государство, федерация, конфедерация).

Виды активности государства классифицируются как функции, являющиеся атрибутами его суверенности.

 

Основные функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: хозяйственно-организаторская, охрана общественного порядка, культурно-воспитательная, экологическая и др. В целях реализации разнообразных функций используются по мере необходимости все средства, имеющиеся в распоряжении государства. Но следует указать на то, что чрезмерное расширение сферы необходимого «вмешательства» государственной власти как регулирующего начала ведет к огосударствлению общественной жизни, обозначаемого понятием «этатизм». В данном случае акцент в соотношении «общество – государство» ставится в пользу второго, вместо того, чтобы было наоборот. А однозначная зависимость общества от государства порождает диктат, произвол и т.д. Государство, вторгаясь в несвойственную ему сферу, выступает в гипертрофированной роли, разрушает структуры гражданского общества, нарушает естественные права и свободы граждан.

Этатический характер государственного управления есть централизация, средоточие властных функций по вопросам не только принципиально важным, но и второстепенным, малозначимым. Такое управление – это скорее форма контроля, посредством которой центр держит в поле зрения всю общественную жизнедеятельность людей. К этому следует добавить, что сама идея централизации не ставится под сомнение: отрицается гипертрофированная форма такой централизации, когда она исключает демократические начала.

К внешнеполитическим функциям (направлениям деятельности) государства относятся: обеспечение национальной безопасности; сотрудничество с другими странами в области политической, экономической, научно-технической и т.д.; участие в решении глобальных проблем современности, затрагивающих жизненно важные интересы всех стран; отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Для реализации внутренних и внешних функций государство располагает соответствующим механизмом. В современных государствах различают пять элементов организационной структуры государственного аппарата: 1) представительные органы; 2) исполнительно-распорядительные; 3) судебные; 4) органы прокурорского надзора; 5) органы государственного контроля.

Существуют две основные, альтернативные по отношению друг к другу доктрины государственного аппарата:

а) доктрина тройственного разделения властей (Ш. Монтескье), согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга;

б) доктрина единства власти, согласно которой мандат на осуществление тех или иных государственных функций дает представительная власть, то есть исполнительные и судебные органы действуют лишь от имени власти, не являясь ее субъектами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.