Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Соотношение законопроекта и общепризнанных принципов и норм международного права

При осуществлении правовой экспертизы НПА (его проекта) оценивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина – соответствие НПА главе 2 КРФ.

Прежде всего, проверяется, нет ли нарушений личных прав граждан: права на жизнь; на свободу, личную неприкосновенность (нет ли превышения срока задержания, установленного в 48 часов); неприкосновенность частной жизни (нет ли нарушения тайны переписки, телефонных переговоров); на свободу передвижения (ограничение возможно в условиях чрезвычайного или военного положения, в ЗАТО, пограничной полосе, зонах экологического бедствия, закрытых военных городках); на свободу мысли и слова (нет ли принуждения к выражению своих мнений, нет ли ограничения права на информацию, не введена ли цензура) и др.

Далее проверяется наличие нарушений политических прав гражданина. Данные права являются очень важными в демократическом государстве, реализуя их, гражданин участвует в осуществлении власти, управлении делами государства непосредственно и через представительные органы. Эксперт оценивает соблюдение права избирать и быть избранным, на объединение, на проведение митингов и демонстраций и др.

Третьим этапом является оценка соответствия социально-экономическим и культурным правам человека. Здесь эксперт проверяет наличие нарушений права частной собственности (не установлено ли принудительное отчуждение имущества в случаях, не закрепленных законодательно, не ограничивается ли триада прав собственника); права на труд (нет ли признаков принудительного труда, в условиях, не отвечающим требованиям безопасности и гигиены, размер зарплаты отвечает ли требованиям МРОТ); права на социальное обеспечение (нет ли какой-либо дискриминации при назначении пособия, пенсии); права на образование (не установлены ли отдельным категориям граждан дополнительные требования и условия для поступления в ВУЗ); права на охрану семьи и др.

Проверив соответствие проекта НПА правам человека и гражданина, закрепленным в КРФ, эксперт осуществляет оценку на соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Нормы МН права не закреплены в каком-то едином, систематизированном акте, они разбросаны по различным МН Декларациям, Соглашениям, например, общепризнанными нормами МН права являются закрепленные в Уставе ООН 1945 г., Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Декларации о принципах дружественных отношений, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Общепризнанные принципы МН права – представляют собой разновидность норм МН права, это его универсальные нормы, они имеют общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных (естественные права человека). Более узкая группа общепризнанных принципов – основные принципы МН права – это нормы, выражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов и представляют собой основу всей системы МН права, их особенность в том, что они носят императивный характер, обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормам права (Основные принципы обращения с заключенными 14.12.1990 г. приняты Генеральной Ассамблеей ООН; часто закрепляются в Рамочных Конвенциях, например о защите национальных меньшинств 01.02.1995 г. и рамочных соглашениях).

Общепризнанные МН принципы нашли свое закрепление в КРФ, т.е. они вошли в российскую правовую систему. Ч. 4 ст. 15 КРФ закрепляет, что рассматриваемые принципы и нормы, равно как и МН договоры РФ, являются составной частью ее правовой системы, если МН договор установил иные правила, нежели предусмотренные законом, применяются правила МН договора.

Таким образом, осуществляя правовую экспертизу законопроекта, субъект, оценивая соответствие КРФ, производит оценку общепризнанным МН принципам, отраженным в ней. Если же эксперт, производя оценку законопроекта, обнаружит, что законом регулируется определенная сфера общественных отношений иначе, чем МН договором РФ, он должен осуществить проверку соответствия законопроекта данному МН договору или норме (может касаться внешнеэкономических отношений, гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предметы ведения РФ. Особенности законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ | Оценка соблюдения правил юридической техники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.