Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная политика в области расходов




Принципы бюджетного финансирования

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах.

Принципы бюджетного финансировании:

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетного финансирования;

5) бесплатность бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансировании:

- финансирование по системе «нетто-бюджет» - бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

- финансирование по системе «брутто-бюджет» - бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений. Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.

 

Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» стратегических приоритетах:

- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Реализация этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Кроме того, предлагаемые основные направления расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,5 раза в номинальном и в 1,25 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти (таблица 3).

Таблица 3

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации

  2008 (закон) млрд. руб. 2011 (прогноз) млрд. руб. Темпы роста 2011 к 2008 гг., % Доля в общем объеме расходов,%
в номи- нальном выражении в реальном выражении    
ВСЕГО 11 662,0 17 447,0     100,0 100,0
Общегосударственные вопросы 1 101,5 1 647,6     9,4 9,4
Национальная оборона 1 019,2 1 504,0     8,7 8,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 071,1 1 515,0     9,2 8,7
Национальная экономика 1 767,7 2 803,4     15,2 16,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 005,5 1 620,4     8,6 9,3
Образование 1 603,9 2 116,6     13,8 12,1
Культура, кинематография и СМИ 301,1 356,6     2,6 2,0
Здравоохранение и спорт 1 159,7 1 681,7     9,9 9,6
Социальная политика 930,9 1 204,4     8,0 6,9
Трансферты внебюджетным фондам 1 490,6 2 420,0     12,8 13,9

 

В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

При этом для оценки общего объема бюджетных средств по ряду социально значимых направлений, прежде всего, здравоохранению и образованию, необходимо учитывать расходы государственных внебюджетных фондов, а также установленные законодательством или планируемые к введению налоговые льготы.

Так, общий объем расходов федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2008 году прогнозируется на уровне 1,2% ВВП, а объем налоговых льгот в сфере здравоохранения и образования – 0,2% ВВП. С учетом этих факторов суммарный объем бюджетных ресурсов, направляемых на цели здравоохранения и образования в среднем за 2008-2011 годы оценивается на уровне 7,7% ВВП.

Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2008-2011 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов).

По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные функции - 62%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 19 до 44%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов.

При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения (высшее и, в значительной степени, среднее профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, особо значимые учреждения культуры), а также путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе – целевого характера (субвенции на реализацию «делегированных» полномочий в сфере социальной защиты населения, субсидии в рамках реализации приоритетных национальных проектов, поддержки сельского хозяйства, реализации федеральных целевых программ).

В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.

В соответствии с прогнозом объема ненефтегазовых доходов федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом требований к определению размера нефтегазового трансферта, источников финансирования дефицита и условно утверждаемых расходов, а также расчетами бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств общий объем ресурсов для финансового обеспечения принимаемых в текущем бюджетном цикле расходных обязательств оценивается в объеме 1 015,8 млрд.рублей в 2009 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд.рублей в 2010 году и 1 659,2 млрд.рублей в 2011 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема расходов без учета условно-утвержденных расходов) (таблица 4).

Таблица 4

Оценка ресурсов для принимаемых расходных обязательств в 2009-2011 гг.,

млрд.руб.

 

  2008 (оценка) Прогноз
     
Доходы всего 8 966,0 9 518,3 10 402,4 11 407,7
Доходы без учета нефтегазовых доходов 4 717,0 5 878,1 6 771,5 7 721,0
Нефтегазовый трансферт 2 135,0 2 674,1 2 506,1 2 349,9
В % к ВВП 5,1 5,5 4,5 3,7
Источники финансирования дефицита   258,6 514,2 635,1
В % к ВВП 0,4 0,5 0,9 1,0
Расходы всего 7 022,0 8 810,8 9 791,8 10 706,0
Действующие расходные обязательства 7 022,0 7 795,0 8 329,1 8 511,5
Условно утверждаемые расходы - - 244,8 535,3
Ресурсы принятия новых расходных обязательств - 1 015,8 1 218,0 1 659,2

 

Сложившаяся в результате расчетов бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств и распределения ассигнований на принимаемые расходные обязательства предварительная оценка объемов расходов федерального бюджета по основным функциональным направлениям представлена в таблице 5.

Расходы федерального бюджета примерно в равной пропорции (по 25%) распределены между социальными услугами (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты субъектами Российской Федерации), социальной

 

Таблица 5

Расходы федерального бюджета в 2008-2011 гг.

  2008 (оценка) 2009 (проект) 2010 (проект) 2011 (проект)
Млрд. руб в % к ВВП Млрд. руб в % к ВВП Млрд. руб в % к ВВП Млрд. руб в % к ВВП
ВСЕГО 7 022,0 16,6 8 810,8 18,1 9 791,8 17,6 10 706,0 16,9
Общегосударственные вопросы 687,9 1,6 1 364,3 2,8 1 095,9 2,0 1 150,4 1,8
в т.ч. без процентных расходов и Инвестфонда 508,1 ` 849,9 1,7 854,5 1,5 842,4 1,3
Национальная оборона 1 016,7 2,4 1 266,0 2,6 1 404,6 2,5 1 500,7 2,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 827,2 2,0 1 061,5 2,2 1 158,6 2,1 1 241,7 2,0
Национальная экономика 772,9 1,8 1 024,0 2,1 1 175,3 2,1 1 392,4 2,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 64,0 0,2 102,1 0,2 107,4 0,2 98,7 0,2
Охрана окружающей среды 9,9 0,0 13,5 0,0 14,5 0,0 14,8 0,0
Образование 336,1 0,8 409,9 0,8 443,3 0,8 453,2 0,7
Культура, кинематография и СМИ 93,7 0,2 108,3 0,2 93,7 0,2 87,3 0,1
Здравоохранение и спорт 230,0 0,5 348,2 0,7 408,9 0,7 423,0 0,7
Социальная политика 276,4 0,7 302,2 0,6 335,6 0,6 304,7 0,5
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) 1 036,7 2,5 1 061,9 2,2 1 095,9 2,0 1 083,7 1,7
Трансферты внебюджетным фондам 1 490,6 3,5 1 748,5 3,6 2 213,1 4,0 2 420,0 3,8

политикой (включая трансферты государственным внебюджетным фондам), национальной обороной и безопасностью при тенденции к росту доли расходов на национальную экономику (таблица 6).

Таблица 6

Структура и динамика расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг., %

           
Доля в общем объеме расходов Рост к преды-дущему году Доля в общем объеме расходов Рост к преды-дущему году Доля в общем объеме расходов Рост к преды-дущему году Доля в общем объеме расходов
ВСЕГО 100,0 125,5 100,0 111,1 100,0 109,3 100,0
Общегосударственные вопросы 12,4 198,3 15,5 80,3 11,2 105,0 10,7
Национальная оборона 14,5 124,5 14,4 110,9 14,3 106,8 14,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 11,8 128,3 12,0 109,1 11,8 107,2 11,6
Национальная экономика 11,0 132,5 11,6 114,8 12,0 118,5 13,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,9 159,5 1,2 105,2 1,1 91,9 0,9
Охрана окружающей среды 0,1 136,3 0,2 107,7 0,1 101,9 0,1
Образование 4,8 121,9 4,7 108,1 4,5 102,2 4,2
Культура, кинематография и СМИ 1,3 115,6 1,2 86,5 1,0 93,2 0,8
Здравоохранение и спорт 3,3 151,4 4,0 117,4 4,2 103,5 4,0
Социальная политика 3,9 109,3 3,4 111,0 3,4 90,8 2,8
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) 14,8 102,4 12,1 103,2 11,2 98,9 10,1
Трансферты внебюджетным фондам 21,2 117,3 19,8 126,6 22,6 109,3 22,6

 

При этом основные объемы прироста расходов приходятся на долю трансфертов внебюджетным фондам, национальную экономику, национальную оборону и безопасность (таблица 7).

Таблица 7

Прирост расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. по сравнению с предыдущим годом

       
млрд.руб Доля в приросте млрд.руб Доля в приросте млрд.руб Доля в приросте
ВСЕГО 1 788,5 100,0 981,1 100,0 914,4 100,0
Общегосударственные вопросы 676,4 31,8 -268,4 -118,5 54,5 14,7
Национальная оборона 249,4 11,7 138,6 61,2 96,1 26,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 234,3 11,0 97,0 42,8 83,2 22,5
Национальная экономика 251,1 11,8 151,3 66,8 217,1 58,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 38,1 1,8 5,3 2,4 -8,7 -2,4
Охрана окружающей среды 3,6 0,2 1,0 0,5 0,3 0,1
Образование 73,8 3,5 33,4 14,7 9,9 2,7
Культура, кинематография и СМИ 14,6 0,7 -14,6 -6,5 -6,4 -1,7
Здравоохранение и спорт 118,2 5,5 60,7 26,8 14,2 3,8
Социальная политика 25,8 1,2 33,4 14,7 -30,9 -8,3
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) 25,2 1,2 34,0 15,0 -12,2 -3,3
Трансферты внебюджетным фондам 258,0 12,1 464,6 205,1 206,9 55,9

 

В целях подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года в 2009 году будут предусмотрены ассигнования на имущественный взнос в государственную корпорацию «Олимпстрой» в объеме 65 млрд. руб., в 2010 году - 10,7 млрд. руб., в 2011 году - 9,3 млрд. руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.