Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гумилев

Николай Степанович родился в 1886 году в семье военного врача в Кронштадте.

Свой творческий путь начал в среде близкой к символизму и это отразилось в его первом сборнике «Путь конкистадора» (1905 г.), сборник носил ученический характер, отмечен рецензиями Брюсова, который почувствовал талант и особое мироощущение поэта.

Гумилев учился в Сорбонне, где издает сборник «Романтические цветы», который посвящен его будущей жене Анне Ахматовой, там также (отличался мало чем от первого сборника) была атрибутика далеких стран и древних времен. Образ конкистадора в панцире железном также был перенесен. Сказалось и то, что Гумилев совершенствовал свое мастерство, поэтому техника его стала более совершенной. Совместно с Ахматовой Гумилев предпринимает издание литературно-художественного журнала «Сириус» – это была первая попытка Гумилева попробовать себя литературным критиком.

В 1908 году – первое путешествие в Африку (последующие – в 1910 и в 1913). По возвращению в Россию сблизился с Маковским (Аполлон) и стал одним из ведущих сотрудников издания. Многие его статьи вошли в книгу «Письма о русской поэзии».

В 1910 году – 3-й сборник стихов – «Жемчуга», посвященный Брюсову. В этот период Гумилев выработал своеобразную художественную манеру, которая выразилась в создании акмеизма.

Внешне Гумилев был связан с символистами, но чувствовал свою оторванность от них. В области поэтики Гумилев ориентировался не на музыкальные, а на живописные начала. Он тяготел к более четким, нежели символисты, образам. Не принимал туманности символизма. В 1911 году вместе со своими сторонниками: Ахматовой, Мандельштамом и Городецким основали "Цех поэтов". В 1912 году Гумилев и Городецкий выступили с докладами "Наследие символизма и акмеизм" и … художественная практика. В целом можно сказать, что позиция Гумилева отразилась в стихотворении "Искусство" (Созданье тем прекрасней, Чем взятый материал Бесстрастней! — Стих, мрамор иль металл…"). Здесь уже Гумилев провозглашает бесстрастность.

Возможно, литературные критики справедливо обвиняли Гумилева в эстетизме. В первой мировой войне Г. принял активное участие, о войне он писал «залитые кровью недели», эта атмосфера вполне соответствовала характеру его лирического героя. Гумилев не изменил восторженного отношения к войне и воспел ее в стихах, вошедших в сборник «Колчан» 1916 года.

В 1917 он по распоряжению Временного правительства отправился в Париж и вернулся в Россию уже после Октябрьской революции. Последние годы жизни он был членом редколлегии издательства Всемирной литературы (основанного Горьким), литературным критиком и переводчиком. В последние годы его поэзия изменилась, видимо, сказались те события, которые он пережил – его последние сборники «Костер» (1918), «Шатер» (1921) и «Огненный столп» (1921) – здесь уже нет экзотических мотивов.

Если говорить о форме стихотворения, то она была уже более совершенной и чувствуется возврат к символизму, но этой тенденции развиться не дали, т.к. 23 августа 1921 года Гумилев был расстрелян как участник контрреволюционной организации. Роковым образом. Гумилев и родился в Кронштадте и был арестован по подозрению в участии в знаменитом заговоре (Таганка?) кронштадтского мятежа. Кронштадт – границы его жизни.

 

Действительно, ранний Гумилев вплоть до "Жемчугов", его герой – сильный человек, победитель, человек, который покоряет пространство, племена африканские, он вождем себя считает. У него был такой комплекс вождя, он хотел быть лидером всегда. И в стихах это очень воплотил. На первые книги Гумилева критики писали рецензии такие, в которых подвергалась сомнению его поэзия, как национальная поэзия. Считалось, что он поэт, который изменил национальные традиции русской поэзии, ибо из ранних стихов (вплоть до 1913 года) создавалось ощущение, что он поэт мира, а не русский поэт. Часто его героями были литературные персонажи (Дон Жуан) мировые или победители, вожди, странствующие по морям и океанам. Он сам это понимал и говорил в одном из стихотворений: "…Я вежлив с жизнью современной (подчеркивая, что она ему неинтересна) /но между нами есть преграда/все, что смешит ее надменно/моя единая отрада.…". Т.е. он говорил, что все ваши социальные бури, проблемы, они ему чужды, т.е. он действительно хотел увидеть прекрасный, реальный, материальный мир. Поэтому экзотика Африки, смелость, отвага, человек один-на-один с опасностью ("…вечерами к нам приходили львы, но трусливых душ не было…"). Его герой – победитель. Поэтому цикл «Капитаны» – один из важнейших в ранней лирике Г.

Но уже «Чужое небо» и «Костер» в особенности – поворотные книги в лирике Г. Он хоть и принял войну, и поэтизировал войну (в отличие от футуристов, Блока, который с самого начала почувствовал трагическую коллизию войны, катастрофы) с юношеским энтузиазмом – он вообще немножко был таким юношей-максималистом, дуэли были на его жизненном пути. Вот он такой был. Их брак с Ахматовой распался, потому что она была более эпичной, а он романтичным. В этих двух книгах появляется другой Гумилев и это свидетельство его эволюции – там та же самая предметность будет, но только он вернется на родную почву, он заглянет в глаза реальности не только в ее материальной весомости. У него впервые возникнет национальная традиция – родная земля, а не какие-то чужие страны и моря. У него есть стихотворение «Андрей Рублев» (в котором он размышляет о древнерусской и конописи), в котором он говорит, что это душа народа и эта душа одухотворена Творцом, Богом, «кистью достохвальной» Андрея Рублева водит сам Создатель, Бог. А в творениях Рублева не только лики святых в этой магии бесперспективны живописи (плоской живописи) открывается невероятное духовное пространство (там нет перспективы, плоское изображение). Пространство-то есть, перспектива есть, только она в сфере духа находится. И вот он в этом стихотворении он потрясающе это передает.

Он поэтизирует родные места, потому что хотя он родился в Кронштадте и детство провел в Царском Селе, но имение Гумилевых было в Тверской губернии, недалеко от Бежецка. И вот тверские луга и поля ему тоже были очень дороги – у него есть замечательное стихотворение «Детство», в котором поразительные образы одушевления природы: куста, лопуха, полыни, бычачьи рога – он видит тот мир, в котором его корни.

В этих книгах как раз появляется удивительное свойство, которое было Гумилеву присуще – дар пров и дения, он существовал в какой-то трансцендентной реальности поэтической.

У него есть замечательное стихотворение «Рабочий», в котором он и осмысляет то, что произошло в России. Надо сказать, что акмеисты (Мандельштам, Гумилев, и Ахматова тем более) они более глубоко поняли, что произошло в момент Революции, нежели символисты.

Символисты очень эмоциональны, их реакции внешни, они глубину явлений не всегда видят, в отличие от Гумилева, Мандельштама, Ахматовой (и были моложе, и волновало их мастерство!), а заглянули глубоко. Гумилев сказал – культурная традиция прервалась с Революцией. Он абсолютно точно диагностировал ситуацию. Именно поэтому он так усиленно работал в издательстве "Всемирная литература"и создавал этот кружок молодых поэтов. Он хотел остановить это беспамятство, хотел восстановить связь времен своим подвигом личным, но ему не дали, его расстреляли. (он многое сделал)

«Рабочий», 1918 год. (написано абсолютно в акмеистской поэтике) Но содержание его другое – никакой декоративности, никакого внешнего равновесного созданного образа мир, он в глубину мира, в противоречие идет снова (слова?), диссонансы, которые в мире существуют. Вот повествовательность, о которой говорил Жирмунский, как о свойстве их стиха.

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

(Здесь несколько определений, которые не становятся эпитетами; красноватые веки имеют абсолютно реальную достоверную мотивацию – человек смотрит на огонь; и он подчеркивает такие детали, которые не могут стать предметом поэтического эмоционального чувства)

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Всё он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

 

Кончил, и глаза повеселели.

Возвращается. Блестит луна.

Дома ждет его в большой постели

Сонная и теплая жена.

(Такое намеренное обытовление ситуации, смежение до чего-то механистичного и вдруг строфа совершенно неожиданная возникает, которая – открытая метафора, синтаксический параллелизм, выводящая это стихотворение совершенно в другой план содержания)

Пуля им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Невой,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, тихонько затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

 

Посмотрите, какова его сила провидения. За 3 года до смерти он понял, что будет убит пулей. Он пишет стих о неотвратимости революционного преобразования мира, что в этом новом мире ему места нет. Эта пуля, преодолеет все преграды. Такая обреченность интеллигенции и его собственной судьбы здесь подчеркивается.

Он был расстрелян в конце августа в Петрограде и действительно его тело упало на сухую, пыльную и мятую траву. Прошлое увидел наяву – известны рассказы людей, переживших клиническую смерть (коридор, прошлое и т.п.)

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал в блузе светло-серой

Невысокий старый человек.

Вы понимаете, здесь снова та же самая вещность, но она приобретает совершенно другой смысл – страшной обыденности. Смерть, которая за каждым углом, смерть, которая неотвратима и она удивительно обыденна. Т.е. это не героическая борьба, не опасность романтическая – это наша грубая реальность, страшная своей обыденностью и неотвратимостью. Когда мирный человек, которого в постели ждет теплая сонная жена, простой человек, он становится орудием убийства. Тут такое понимание эпохи, времени и своей собственной судьбы, которое многим поэтам было недоступно. Гумилеву оказалось доступно в этой книге стихов "Костер".

 

У нас на кафедре был подготовлен сборник «Анализ литературного текста» (там моя статья об Андрее Белом есть), где-то в 1995 году, Он есть в библиотеке (белая книжка). Там есть статья о стихотворении «Заблудившийся трамвай», эта статья написана Павлом Спиваковским (автор книги о Солженицыне, им лично одобренная), статья была опубликована когда он был студентом. Он потом эту статью переделал, расширил и она была опубликована в журнале «Вопросы литературы». Вам вполне достаточно прочитать ее в нашей институтской книге. Он очень хорошо анализирует стихотворенье (грустный жанр средневекового видения). Он так и называется «стихотворение Гумилева «Заблудившийся трамвай» + Гамлет Шекспира и Превращение Кафки); поможет разобраться в позднем Гумилеве).

 

Посмотрите также книгу «Анна Ахматова» издательства "Просвещение", составитель там я (1995, или 1992) (сами понимаете, не Олеся Бруклин, а Ирина Константиновна Сушилина). Стихи, статьи, поэмы, комментарии, собрание лучших фрагментов, работ, написанных об Ахматовой, особенно статья Недоброво о книге Ахматовой "Четки" (по ее собственным словам, самое лучшее понимание меня как поэта (т.е. Ахматовой) было у моего друга Недоброво (ударение на последнюю "о"); у нее было 2 друга – Борис Анреп (друг и возлюбленный; звал ее уехать из России, но она даже в поэме "Реквием" написала, что "была со своим народом", крест свой донесла до конца; по ее судьбе очень тяжело прошло всё, что с нами происходило, но она мужественно это все выдержала), которому она посвятила свой знаменитый цикл "Черное кольцо" (знаменитое стихотворение "Когда в тоске самоубийства…" и Недоброво).

Задание на дом: Есенин. Мы договорим об акмеизме. Сказать об Ахматовой (не называйте докладами, это – реферат), анализировать стихотворение. По Есенину даю 5 вопросов:

1. Образ России дооктябрьской лирике Есенина и способы его создания. (не надо говорить о том, как он любил Русь; надо показать, как он создает образ России; взять книгу Радуница 16-го года и по ней поработать, есть хорошая книга Аллы Марченко «Поэтический мир Сергея Есенина», там как раз о цветовой символике, олицетворении и т.д., и есть книга Н.М. Солнцевой «Сергей Есенин»)

2. Есенин и имажинизм. (эти вопросы будут на экзамене, так же как "Гумилев и акмеизм", "Ахматова и акмеизм", "Мандельштам и его книга "Камень") Возьмите литературоведение, энциклопедию, почитайте, что такое имажинизм. Есть книга «Мой век, мои друзья и подруги», там есть воспоминания Шершеневича, Мариенгофа.

3. Есенин в начале 20-х годов и его цикл «Москва кабацкая», Есенин бунтующий. Его хулиганская лирика была романтическим протестом.

4. Поздний Есенин и цикл «Персидские мотивы», тема любви, искусства и Родины.

5. Поэма «Анна Снегина» как лиро-эпическое произведение, почему поэма о судьбе крестьянства называется именно так.

6. Поэма «Черный человек, подумайте о загадке замысла.

7. Поздние элегии Есенина, своеобразие жанра элегии в его творчестве. «Не жалею не зову не плачу», «Отговорила роща золотая», "Мы все теперь уходим понемногу", "Несказанная, синяя, нежная" и т.д. Что Есенин вносит в жанр элегии, традиционный для русской поэзии (еще Жуковского).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семинар №3) | Семинар №4)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.