Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ну, как живешь, почтенный ренегат?

Аттестован: это модно и доходно.

И представитель бардов, превосходно!

Боб Саути! Ты – поэт, лауреат

Ты ныне, как отменный тори,

Свою творческую деятельность начинает в конце 90-х гг. с освещения темы социальной несправедливости. Его первые произведения пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам (баллады «Жалобы бедняков», «Похороны нищего», «Жена солдата», «Бленхеймский бой»). В дальнейшем Саути в балладах использует преимущественно средневековые сюжеты («Суд божий над епископом», «Талаба-разрушитель», «Проклятие Кехамы», «Родерик, последний из готов»). Этим он отличается от Вордсворта, которого интересует социальная проблематика современности. Как и Колдридж, Саути акцентирует внимание на чудесном, сверхъестественном.

В балладе «Варвик» («Сэр Уильям и Эвин») убийца утопил в реке младенца. Совесть персонифицируется в страшилище, оно ходит повсюду за преступником и не дает ему покоя.

Баллада «О том, как старушка ехала на черном коне вдвоем, и кто сидел впереди». Поэт использует народный сказочный мотив борьбы дьявола за душу умершей. Байрон называл Саути «продавцом баллад», он высмеивает его антихудожественность, иррационализм, нелепость фантазии в его балладах.

Когда Саути становится поэтом-лауреатом, он вынужден писать о всех придворных празднествах, о важных политических событиях. В 1821 г. создает верноподданническую поэму «Видение суда», в которой посвящает хвалебные строки умершему королю Георгу III. В предисловии к поэме Саути бросает вызов Байрону и всем поэтам «сатанинской школы». Так он называет поэтов, настроенных к правительству оппозиционно.

Во втором периоде творчества интерес Саути к поэзии ослабевает. Он создает прозаические произведения: «Жизнь Нельсона» (1813), «Смерть Артура» (1817), «Жизнь Уэсли» (1818). Обращение Саути к крупным фигурам английской истории продиктовано 2 причинами: 1) его положение поэта-лауреата; 2) интересом к исторической проблематике. В этот период усиливаются литературные нападки со стороны Байрона, Шелли.

Также как и Вордсворт и Колдридж, Саути обращается к народному творчеству. Саути продолжает реформу стиха, делает его более гибким и простым. Живописный фон в стихотворениях Саути был несколько надуманным (за что его справедливо критиковал Байрон). Саути интересовало изображение мелких подробностей, чем выделение главного и существенного.

Деятельность поэтов «озёрной школы» открывает новую страницу в истории лирической поэзии английского романтизма.

Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788-1824)

Байрон потомок старинного ирландского дворянского рода. Когда ему было 3 года, умер отец, он во Франции скрывался от кредиторов. Байрон был свободолюбивым и гордым мальчиком, он сильно переживал свою природную хромоту, стыдился бедности. Его мать была женщина с неуравновешенным и властным характером, он часто терпел от нее незаслуженные обиды. Мать, несмотря на скудные средства, дала сыну блестящее образование. Он учился в лучшей закрытой школе в Хэрроу. Байрон рано пристрастился к книгам, особенно его интересовали исторические сочинения. После смерти «злого лорда» двоюродного деда Уильяма Байрона его титул пэра и несколько поместий переходят к будущему поэту. Байрон получил строгое классическое образование, но он не обременял себя науками, больше интересовался древними языками, спортом и театром. В это время Байрон мечтает стать политическим деятелем. В летние каникулы он знакомится с дочерью соседей – Мэри Гаворт. Романтическая любовь Байрона к Мэри закончилась трагически. «Злой лорд» Уильям Байрон на дуэли убил деда Мэри. По настоянию родителей она вышла замуж за богатого помещика, с которым была очень несчастна в браке. Байрон никогда не видел Мэри после замужества, но продолжал думать о ней и посвятил ряд стихотворений.

После окончания Кэмбриджа Байрон ведет светский образ жизни «золотой молодежи». Это времяпрепровождение не удовлетворяет его. В 1806-1807 гг. выпускает первый сборник стихотворений, написанный в возрасте 14-19 лет. В ранней лирике Байрона отчетливо ощущается влияние сентиментальной и классицистической поэзии. Основными темами поэзии были – школа, университет, друзья, аббатство. Но в отличие от сентименталистов, Байрон не мечтает уйти от суетного света, а мечтает о дальнейшей энергичной жизни. Уже в первом сборнике отмечается интерес к философии, желание постичь тайны вселенной.

В 1809 г. Байрон становится членом палаты лордов. Он скептически отзывается о парламентской системе и борьбе партий. Байрон серьезно относится к политике, в университете он серьезно начинает заниматься риторикой. Насколько серьезно он относился к политике можно судить по письму от 15 января 1809 г.: «Я займу свое место в Парламенте, как только позволят обстоятельства. Я еще не решил, к кому примкнуть в политике, и не намерен необдуманно связывать себя заявлениями или обещать поддержку тому или иному лицу или делу; я не хочу очертя голову кидаться в оппозицию, но буду всячески избегать общения с министерством. Не могу сказать, чтобы я вполне сочувствовал той или другой партии. Я останусь в стороне, буду говорить, что думаю, но не часто и не сразу. Если удастся, надеюсь сохранить независимость, но если вступлю в какую-либо партию, то постараюсь быть там не из последних».

В 1811 г. начинаются первые выступления луддитов-разрушителей машин. Парламент должен был рассмотреть проект закона о смертной казни разрушителям станков. Байрон своими глазами видел нищету, ставшую причиной недовольства рабочих. Луддистское движение было воспринято им и в социальном и в романтическом плане, как проявление протеста, непокорности и независимости. Свою первую парламентскую речь Байрон посвятил луддитам. Он не только протестует против принятия законопроекта, но и требует милосердия к жертвам буржуазного прогресса.

«Я посетил места военных действий в Испании и Португалии, побывал в самых угнетенных провинциях Турции, но нигде, даже под игом самой деспотичной державы, я не видел столь безвыходной, столь отчаянной нужды, которую обнаружил, вернувшись к себе на родину».

«Я считаю, что в отношении рабочих допущена большая несправедливость, что они принесены в жертву интересам некоторых лиц, обогатившихся на нововведениях, которые отняли у ткачей работу. Я считаю, милорд, что можно приветствовать благожелательный для человечества прогресс промышленности, но нельзя допустить, чтобы человечество приносилось в жертву усовершенствованию машин. Обеспечить существование трудящихся бедняков – более важная для общества задача, чем обогащение нескольких монополистов с помощью усовершенствованных орудий, которые отнимут хлеб у рабочего и делают невыгодным его наем. Я видел, как живут эти несчастные и какой это позор для цивилизованной страны. Можно осуждать их поступки, но удивляться им не приходиться».

Байрона считают опасным вольнодумцем. Вся жизнь Байрона становится борьбой за правое дело. В Италии он помогает карбонариям, мечтает освободить Грецию от турецкого ига, снаряжает на свои деньги корабли и вооружает людей. В Греции он и умирает 19 апреля 1824 г. от лихорадки. Его смерть была воспринята греками как большая утрата, отмеченная национальным трауром.

Став членом парламента, Байрон решает, что ему необходимо узнать жизнь и быт других народов. Он посещает Португалию, Испанию, Италию, Грецию. Во время путешествия Байрон ведет дневник. Это путешествие формирует оригинальный талант Байрона, с него начинается его творчество. Выделяют 2 периода: 1) 1811-1815; 2) 1815-1824.

«Паломничество Чайльда-Гарольда» - первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Ее отличает новая жанровая форма – лиро-эпическая поэма. Она сочетала в себе историю жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта. Первые 2 книги напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и драматический монолог героя, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы. Байрон не связывает себя твердыми жанровыми правилами, дает свободу фантазии и экспериментирует с языком. Поэма написана спенсеровой строфой. Она позволяет поэту воссоздать сложный внутренний мир Гарольда, описать картины природы, рассказать читателю о древних культурах и погибших цивилизациях.

Новая жанровая форма определяет композиционную структуру поэмы. Поэт вольно обращается с повествовательной линией поэмы, разбивает ее вставками-балладами, стансами, лирическими отступлениями. Чайльд-Гарольд – новый герой в литературе, романтический тип, воплотивший в себе важнейшие черты своего времени. Он резко отличается от просветительского героя. Для него путешествие было средством приобретения жизненного опыта, который поможет ему найти место в обществе. Гарольд отличается и от сентименталистского героя. Для него путешествие – это сложные поиски героем собственного «я».

Чайльд-Гарольд – наследник старинного дворянского рода. Ему пресытило внешнее благополучие, любовь красавиц, одиночество среди людей. Гарольд – романтическая личность, он хочет опасных и страшных приключений, он рвется к неведомому и лучшему. Его не удовлетворяет успех, который уготован людям его круга. Действительность надоела ему скукой и однообразием. Байрон наряжает героя в рыцарский костюм 16 века, снабжает пажем, оруженосцем, слугами. Этот анахронизм связан с новым пониманием историзма, введенного романтиками.

В рамках лиро-эпической поэмы Байрон дает герою возможность по-разному раскрывать душу. В балладе «Прости» дается обобщенный романтический образ: тоска по неизведанному идеалу, оторванность от родной среды, неприкаянность, скорбь, разочарование. В стансах «Инесс» Гарольд изливает истерзанную душу.

Целью путешествия Гарольда стала жажда познания, стремление увидеть род человеческий. В этом сходство Гарольда с Байроном. В то же время Байрон подчеркивает разрыв между ним и его героем.

Несется он таинственной дорогой,

Не ведая, где пристань обретет,

Он по свету скитаться будет много,

Не скоро в нем уляжется тревога,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лермонтов «Азраил» (1831): «Живу один средь мертвецов» | Немецкий романтизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.