Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Концепция реформирования бюджетного процесса, одобренная постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г




Концепция реформирования бюджетного процесса, одобренная постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 предусматривает повышение эффективности бюджетного планирования как непременное условие совершенствования бюджетного процесса.

Этапы бюджетного планирования.

 

Бюджетное планирование представляет собой длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.

Этап Содержание этапа
1 этап Анализ выполнения плана за предыдущий период, оценка текущей экономической ситуации в стране и позитивных и негативных факторов, которые могут обусловить определенное развитие событий. Составление прогнозов с учетом различных вариантов развития бюджетных отношений. Выявление резервов увеличения бюджетных доходов, определение возможности повышения эффективности расходования бюджетных средств.  
2 этап Постановка финансовых задач, которые требуют решения в планируемом периоде. Выбор важнейших направлений расходования бюджетных средств, определение мероприятий в области мобилизации бюджетных доходов.
3 этап Расчет бюджетных показателей различными методами (экстраполяция, нормативный, индексный, программно-целевой методы), их корректировка с учетом других бюджетов и возможных изменений в бюджетном или налоговом законодательстве.
4 этап Непосредственное составление планов (бюджетов) с учетом следующих допущений: максимум доходов бюджета при минимуме текущих и непроцентных расходов, максимальная эффективность расходов бюджета

 

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств или реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.


Тема 6. Бюджетное прогнозирование.

 

План:

 

6.1. Цели, задачи и принципы бюджетного прогнозирования.

6.2. Методы бюджетного прогнозирования.

6.3. Информационная база для расчета прогнозных показателей проекта бюджета.

 

6.1. Цели, задачи и принципы бюджетного прогнозирования.

 

Прогнозирование представляет собой предплановую стадию работы, предшествующую составлению плана бюджета.

Бюджетное прогнозирование позволяет:

       
   

 


Выявить определить наметить определить

сложившиеся важнейшие возможные пути воздействия

тенденции закономерности варианты на исполнение

и особенности на перспективу бюджета

исполнения

бюджета

 

Основная задача бюджетного прогнозирования – выявление возможных диспропорций между доходами и расходами бюджета, или источниками поступления доходов и получателями бюджетных средств.

 

Процесс разработки любого прогноза базируется на следующих принципах:

 
 


Системность - взаимоувязанность объекта, фона и элементов прогнозирования

 

Согласованность - согласование различных поисковых и нормативных прогнозов и различного срока упреждения времени

 

Вариантность – необходимость разработки нескольких вариантов прогнозов с учетом вариантов прогнозного фона

 

Непрерывность – необходимость корректировки прогноза по мере поступления новой информации об объекте, т.е. по мере исполнения бюджета

 

Верифицируемость – потребность в достоверности, точности и обоснованности прогноза

 

Эффективность – превышение экономического эффекта от использования (рентабельность) прогноза над затратами по его разработке.

 

 

 
 

 

 


Объект прогнозированияпрогнозный фон

Процессы явления события совокупность по отношению к объекту

которые изучаются и для которых внешних условий и факторов, влияющих разрабатывается прогноз на обоснованность прогноза.

 

 

6.2. Методы бюджетного прогнозирования.

 

По степени формализации классифицируют:

 

 
 
Методы прогнозирования  


 

       
   

 

 


Интуитивные формализованные

(эвристические) (экономико-математические)

       
   

 


применяются в тех применяются в тех случаях,

случаях, когда объект когда можно установить причинно-

прогнозирования следственную зависимость между

объектом прогнозирования и

прогнозным фоном.

 

очень очень

прост сложен и учесть

влияние всех факторов

невозможно

 

 

 


 

Интуитивные Экспертных оценок Используют интуицию, прежний

(опросы экспертов) опыт, воображение, творчество.

 

Экономико-математические

 

 

При прогнозировании используются те же экономико-математические методы, что и при планировании. Однако, одним методом пользоваться нельзя, т.к. каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Каждый из методов дополняют друг друга, поэтому целесообразно использовать несколько методов. Для более обоснованного прогноза, например, бюджета – разрабатывается «сценарий» т.е. модель (проект) бюджета.

 

Этапы разработки модели

 

 
 


 

Определяются основные факторы, которые должны быть учтены при разработке проекта бюджета и как они могут повлиять на будущее исполнение бюджета.

 

Разрабатываются несколько альтернативных вариантов прогноза.

 

Выбирается наиболее вероятный вариант или рассчитывается средний из всех альтернатив, который рассматривается как базовый.

 

Корректируется прогноз по мере исполнения бюджета, выявлении новых внешних факторов, оказывающих влияние на отклонение от прогноза.

 

 

6.3. Информационная база для расчета прогнозных показателей проекта бюджета.

 

Расчеты прогнозов, наиболее адекватных сложившимся условиям, выполняются с использованием большого объема ретроспективной информации.

 

 
 

 

 


Динамика основных макроэкономических показателей

 

Показатели, характеризующие результаты деятельности хозяйствующих субъектов

 

Демографические

 

Ценовые

 

Использование природных ресурсов

 

Внешнеэкономической деятельности

Нормы и нормативы

 

Налоговые поступления

 

Социальные выплаты

 

Капитальные вложения

 

НТП

 

Сводный финансовый баланс

 

И т.д.

 

 

Тема 7.Составление проектов бюджетов.

 

План:

 

7.1. Информационная база, используемая при составлении проекта федерального бюджета.

7.2. Планирование бюджетного дефицита и его покрытия.

7.3. Этапы составления бюджета.

7.4. Особенности составления проектов территориальных бюджетов.

 

7.1. Информационная база, используемая при составлении проекта федерального бюджета.

 

 
 

 

 


 

 

Прогнозы прогнозы подготовка сводных

Социально- социально- финансовых балансов

Экономического экономического

Развития территорий развития отраслей

экономики

 

 
 

 

 


 

Бюджетном послании Президента РФ;

 

Прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

 

Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на плановый периодочередной финансовый год;

Прогнозе сводного финансового бизнеса;

 

Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

 

 

 

 


 

Валовой внутренний продукт (объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, продукция сельского хозяйства, грузооборот предприятий транспорта, розничный товарооборот, объем платных услуг населению, внешнеторговый оборот, в том числе экспорт товаров, импорт товаров);

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения (начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в том числе номинальная, реальная, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума; общая численность безработных);

 

 

Индекс потребительских цен;

 

Индекс цен производителей на промышленную продукцию;

 

Другие.

 

Кроме того на очередной финансовый год, одновременно с проектом бюджета

составляют:

прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

 

адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год;

 

структуру государственного или муниципального долга и программу внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

 

программу предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

 

оценку потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

 

оценку ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

 

7.2. Планирование бюджетного дефицита и его покрытия.

 

Превышение расходной части над доходной = ДЕФИЦИТ.

 

Бюджет может быть спланирован

       
   

 


С дефицитом сбалансированным (без дефицита)

 

 

Утверждаются источники средства, предназначенные для покрытия

Финансирования дефицита дефицита бюджета могут быть использованы на погашение долга (в пределах расходов).

 

 

 
 
Виды бюджетного дефицита.

 


 

           
 
Дефицит федерального бюджета
 
Дефицит бюджета субъекта РФ
 
Дефицит местного бюджета

 


 

Не может превышать размер ненеф-тегазового дефицита федерального бюджета
Не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета утвержде-нного объема безвозмездных поступлений
       
   
Не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений
 
 
Источники финансирования дефицита

 


 

 

внутренние
Кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в иностранной валюте

 
 


Федерального бюджета
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ЦБ от имени РФ

       
   


Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

 

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности

 

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам

 

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета

 

внешние
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ЦБ от имени РФ

 

кредиты в иностранной валюте, полученные от иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций

 

Бюджета субъекта
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ЦБ от имени субъекта РФ

 
 


бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

 

кредиты, полученные от кредитных организаций

 

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ

 

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета РФ

 

 

Местного бюджета
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ЦБ от имени муниципального образования

         
   
 
   


кредиты, полученные от кредитных организаций

 

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

 

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности

 

изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета

 

 

7.3. Этапы составления бюджета.

 

1 ЭТАП РАЗ- прогнозов социально-экономического развития:

РА- - РФ

БОТ- - субъектов РФ

КА - муниципальных образований

- отраслей экономики

 

подготовка сводных финансовых балансов

 

2 ЭТАП Бюджетное послание Президента РФ определяется бюджетная политика на очередной финансовый год

 

 

3 ЭТАП составление проектов бюджетов + разработка перспективного финансового

плана

 

4 ЭТАП составление баланса финансовых ресурсов это баланс доходов и

расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов

 

5 ЭТАП устанавливаются задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг

разрабатываются долгосрочные целевые программы

разрабатывается план развития государственного и муниципального сектора экономики

 

 

7.4. Особенности составления проектов территориальных бюджетов.

 

 

доходная часть бюджета территорий


 

           
     
 

 


собственные средства заемные средства средства бюджетного регулирования

               
   
     
 
 
 

 


налоговые поступления бюджетные дотации

кредиты

субсидии

 

краткосрочные субвенции

кредиты

коммерческих трансферы

банков

средства по

поступления от взаимным

выпуска расчетам

субфедеральных

и муниципальных и т.д.

займов на

инвестиционные

цели

 

 

 

Тема: Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области у детей. Этиология. Патогенез. Особенности клиники у детей. Периодонтиты. Одонтогенные периоститы. Одонтогенные остеомиелиты челюстей у детей (острые и хронические). Гематогенные и травматические остеомиелиты челюстей у детей. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

Одонтогенный гайморит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

 

Цель: Ознакомить студентов с этиологией и механизмом развития воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, а также с особенностями клинического течения в детском возрасте периоститов, гематогенных, одонтогенных и травматических остеомиелитов и методами их лечения.

 

План лекции:

1. Этиология и патогенез воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.

2. Анатомо-физиологические особенности детского организма, определяющие особенности течения воспалительных заболеваний у детей.

3. Одонтогенные периоститы челюстей у детей. Классификация, клиника, диагностика и лечение в детском возрасте.

4. Гематогенный остеомиелит челюстей у детей. Клиника, диагностика и лечение.

5. Травматический остеомиелит челюстей у детей. Клиника, диагностика и лечение.

 

6. Острые одонтогенные остеомиелиты челюстей у детей. Этиология, патогенез, особенности клиники и лечения в детском возрасте.

 

7. Хронические остеомиелиты челюстей у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика и лечение хронического остиомиелита челюстных костей у детей.

 

8. Диспансеризация детей с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области.

 

9. Одонтогенные гаймориты у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника и лечение.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

 

 

Боровский Е.В. и соавт. «Стоматология». М., Медицина, 1987.

Виноградова Т.Ф. «Стоматология детского возраста». М., Медицина, 1987.

Колесов А.А. «Стоматология детского возраста». М., Медицина, 1991.

 

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Бернадский Ю.И., Заславский Н.И., Бернадская Г.Н. «Гнойная челюстно-лицевая хирургия».

Киев, 1983.

Бернадский Ю.И. «Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии». - Витебск, 1998.

Васманова Е.В. «Одонтогенные воспалительные процессы у детей». - М., ЦОЛИУВ, 1979.

«Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи». / Под ред. А.Г. Шаргородского. М., Медицина, 1985.

Груздев Н.А. «Острая одонтогенная инфекция». М., Медицина, 1978.

Козлов В.А. «Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике». Л., Медицина, 1985.

Козлов В.А. «Неотложная стационарная стоматологическая помощь». Л., Медицина, 1988.

Лукьяненко В.И. «Остеомиелиты челюстей». - М.: Медицина, 1986.

Робустова Т.Г. и соавт. «Хирургическая стоматология». М., Медицина, 1990.

«Руководство по хирургической стоматологии». / Под ред. А.И. Евдокимова. М., Медицина, 1972.

«Руководство по стоматологии детского возраста». / Под ред. Евдокимова А.И., Виноградовой Т.Ф. М., Медицина, 1976.

Соловьев М.М., Худояров И. «Одонтогенные воспалительные заболевания челюстей и прилегающих тканей». Ташкент, 1979.

Супиев Т.К. «Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области». - М., Медпресс, 2001.

 

 

Задание студентам: Прочитать указанные разделы основной и дополнительной литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ № 1

 

Анализ литературы последних десятилетий свидетельствует, что удельный вес воспалительных процессов челюстно-лицевой области не только не имеет тенденции к снижению, а, напротив, стал возрастать. Так, по данным ЦНИИС (1975), воспалительные процессы челюстно-лицевой области составляют от 19,5 до 43% среди хирургических заболеваний челюстно-лицевой области. По данным Ю.И. Бернадского (Киев) - 31%; Костылева М.В. и соавт. (Пермь) - 41%; Дунаевского В.А. (Ленинград) - 19,5%; Кручинского Г.В. (Минск) - 33%. По данным Рогинского В.В. (Москва) 20% детей, пришедших на консультацию в поликлинику ММСИ, были дети с воспалительными процессами, а в стоматологическом стационаре ММСИ их количество составляет 55%.

По данным челюстно-лицевой хирургии детской клиники БГМУ удельный вес детей с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области составляет около 55% и имеет тенденцию к росту. Все это дает основания считать, что одонтогенные воспалительные процессы являются реальной угрозой жизни больных.

Особую актуальность проблема одонтогенной инфекции приобретает в детском возрасте. Это связно: во-первых, с высокой распространенностью воспалительных процессов в челюстно-лицевой области; во-вторых, с изменением характера течения воспалительных процессов; увеличением тяжелых по течению форм заболевания, увеличением количества атипичных, скрытых и первично-хронических форм одонтогенного воспаления. Это обусловлено общебиологическими и общемедицинскими проблемами, которыми являются:

 

- изменение вирулентности микрофлоры и ее нарастающая антибиотикоустойчивость;

 

- ведущая роль стафилококка в возникновении хирургической инфекции;

 

- возрастание роли условно-патогенной и грамм-отрицательной микрофлоры;

 

- возрастающая аллергизация населения и др.

 

Кроме того, рост удельного веса больных с одонтогенными воспалительными заболеваниями обусловлен и стоматологическими проблемами, которыми являются:

 

- высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов;

 

- недостаточный уровень первичной профилактики кариеса;

 

- поздняя обращаемость больных за стоматологической помощью;

 

- низкое качество лечения зубов;

 

- неоправданный консерватизм при лечении зубов;

 

- несвоевременность и нерадикальность хирургической помощи при первичном обращении больного и т.д.

 

В роли возбудителя гнойно-воспалительного заболевания чаще всего выступают стафилококк, в 25-30% случаев в ассоциации со стрептококком или другой микрофлорой (энтерококки, диплококки, грамположительные и грамотрицательные палочки и др.). Кроме того, в воспалительных очагах обнаруживают грибы, простейшие из семейства трихомонад, спирохеты. Анаэробы весьма часто присутствуют в очаге воспаления и при этом в значительной мере определяют характер воспаления (гнилостная, признаки газообразования и т.д.).

Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области по своей природе являются инфекционно-воспалительными процессами, т.е. вызываются микрофлорой, которая в обычных условиях вегетирует на кожных покровах и слизистой оболочке полости рта. При нарушении целостности кожи и слизистой, поражении краевого периодонта, а также разрушении твердых тканей зуба со вскрытием полости зуба эти микробы внедряются в подлежащие ткани с развитием воспалительной реакции. Ее выраженность зависит от вирулентности микрофлоры и от уровня иммунологической реактивности макроорганизма.

 

В зависимости от локализации “входных ворот” для микробов принято различать: одонтогенные, стоматогенные, тонзилогенные, дерматогенные, риногенные и др. инфекционно-воспалительные процессы в челюстно-лицевой области. Термин “одонтогенные воспалительные заболевания” является таким образом собирательным. Он включает в себя целый ряд клинических форм заболеваний (периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцесс, флегмона, лимфаденит, одонтогенный гайморит и др.).

 

Патогенез одонтогенных воспалительных заболеваний.

 

Слабопатогенные и нептогенные микроорганизмы, попадая в периодонт и костную ткань и обладая антигенными свойствами, способствуют выработке антител сенсибилизации. Повторное систематическое внедрение антигенов ведет к образованию комплексов “антиген-антитело”, которые фиксируются на мембранах клеток эндотелия сосудов. Макрофаги (нейтрофилы), фагоцитируя эти комплексы, повреждают клеточные мембраны, что ведет к внутрисосудистому свертыванию крови, нарушению микроциркуляции и некрозу ткани. При этом организм больного сам, без помощи врача, не может прекратить поступление инфекции в периодонт через канал корня зуба, а это значит, что, в лучшем случае, формируется хронический одонтогенный очаг инфекции.

 

Причины обострения хронической одонтогенной инфекции следующие:

 

1. Повышение вирулентности микрофлоры вследствие обтурации корневого канала или полости зуба. Кроме того, при этом создаются благоприятные условия для развития анаэробной флоры.

 

2. Механическое повреждение соединительно-тканной капсулы, окружающей верхушечный очаг, вследствие травмы (твердая пища, эндодонтическое лечение).

 

3. Изменение иммунологической реактивности организма, вследствие переохлаждения, вирусного заболевания и др., что ведет к ослаблению барьерной функции тканей вокруг одонтогенного очага и распространению микрофлоры далеко за пределы челюсти, вызывая повреждения тканевых структур (антиген-антитело).

 

Распространение одонтогенной инфекции может происходить:

 

1) по протяжению;

 

2) лимфогенно;

 

3) гематогенно.

 

Если второй и третий путь общеизвестен, то в стоматологии первый путь (по протяжению) имеет разную трактовку. Так, некоторые авторы отождествляют это с распространением гноя, что не всегда укладывается в клинику заболевания.

Более правильной считается точка зрения, где наряду с распространением гноя учитывается распространение в прилежащую кость и мягкие ткани белка, обладающего антигенными свойствами, т.е. антигены, попадая в кровяное русло, соединяются с антителами и образуют комплексы, наличие которых обусловливает возникновение иммунопатологической реакции с нарушением микроциркуляции, некрозом тканей и последующим воспалением. Именно так можно объяснить быстрое развитие остеомиелита, околочелюстных флегмон и др., при которых гной не прорывается из кости в окружающие мягкие ткани.

Клиническая картина острых воспалительных заболеваний у детей имеет следующие особенности:

 

· преобладание общих симптомов заболевания над местными;

 

· частое опережение общих симптомов заболевания над местными;

 

· быстрое прогрессирование воспаления и быстрый переход от одной формы воспаления к другой; частое поражение лимфатических узлов;

 

· более бурное течение заболевания с яркой общей и местной клиникой;

 

· часто наблюдается гипертермический синдром. При этом все эти симптомы тем более выражены, чем меньше возраст ребенка.

 

Кроме того, у детей может наблюдаться тошнота и рвота центрального происхождения, диспептические явления, ведущие к эксикозу. Изменения в периферической крови у детей выражены ярче, чем у взрослых (лейкоцитоз, увеличение СОЭ, сдвиг формулы влево и т.п.). Однако в последнее время все чаще воспалительные процессы протекают без лейкоцитоза или на фоне лейкопении, что следует расценивать как несовершенство или снижение иммунологической реактивности организма ребенка. Острые воспалительные процессы челюстно-лицевой области у детей могут протекать с явлениями септицемии (особенно до 6-7 лет), что является следствием несовершенства барьерных функций тканей и низкой дезинтоксикационной функцией печени и почек. Эти же факторы обусловливают развитие у детей младшего возраста диффузных остеомиелитов с гибелью костной ткани и зубных зачатков, что встречается значительно реже у детей старшего возраста.

Кроме того, около 50% детей, госпитализированных по поводу острых воспалительных процессов челюстно-лицевой области, страдают лимфаденитами и аденофлегмонами. Особенно высока заболеваемость лимфаденитами в возрасте до 3-5 лет, что объясняется низкими барьерными свойствами тканей челюстно-лицевой области в этом возрасте, незрелостью других органов и систем. Начиная с 7-8 лет наблюдается рост у детей одонтогенной инфекции (около 75%). Это связано с увеличением интенсивности поражения зубов кариесом, преимущественно за счет поражения молочных зубов. Бурное течение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей не исключает возможностей формирования первично-хронических форм воспаления (остеомиелит, периостит, сиалоаденит, лимфаденит и др.). Для течения воспалительных заболеваний у детей характерно также то, что осложнения в виде нарушения развития зубов, челюстей и прикуса могут выявляться спустя несколько лет после заболевания, чего не бывает у взрослых. Таковы основные особенности клинического течения и проявления воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей.

Своеобразие клинического течения одонтогенных воспалительных заболеваний у детей во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями детского организма.

 

Анатомические особенности:

 

Корни молочных зубов у детей часто находятся в стадии формирования или резорбции, каналы их широкие, периодонтальная щель по этой же причине часто не сформирована. Таким образом, часто внутризубной воспалительный процесс практически является внутрикостным. Костная ткань челюсти хорошо кровоснабжается, гаверсовы и фолькмановские каналы широкие, органического вещества кости у детей значительно больше, чем у взрослых. Надкостница толстая, мощная, хорошо кровоснабжается, но рыхло связана с костью. Мягкие ткани челюстно-лицевой области обладают высокой гидрофильностью, что способствует обширным отекам.

Кроме того, имеются и физиологические особенности детского организма, влияющие на ход воспалительных реакций. К ним относятся:

Высокая интенсивность кровообращения в тканях (скорость кровотока, объемный кровоток и др.) и недостаточность барьерной функции лимфоузлов (незаконченный фагоцитоз) способствуют быстрому распространению инфекции, нагноению лимфоузлов. Незрелость паренхиматозных органов (печень, почки) способствуют быстрой интоксикации организма, а несовершенство иммунитета (до 7 лет) способствует прогрессированию заболевания. Высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера способствует частому вовлечению центральной нервной системы (судороги и др.). Несовершенство терморегуляции часто ведет к гипертермическому синдрому.

Все это определяет актуальность проблемы, которую следует решать обязательно с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма, т.к. они определяют особенности диагностики, лечения и профилактики воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.