Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. 2. Особенности употребления форм русского глагола




 

План.

  1. Роль глагола в предложении.
  2. Особенности употребления форм русского глагола.

 

Русский глагол – самая сложная часть речи. Во-первых, этот класс слов имеет самое большое количество форм. Во-вторых, образование глагольных форм имеет большое количество отклонений. И в-третьих, глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Глагол занимает особое, привилегированное место в морфологической системе языка.

Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный тип речи, подчёркивая динамичность повествования тем ярче, чем чаще встречаются и чем ближе стоят друг к другу глагольные формы.

Глагол в тексте является ядром, вокруг которого выстраиваются обстоятельства, характеризующие действия и придающие ситуации конкретность. Говорят, что глаголы – это основной «строительный материал» для текста, позволяющий выражать события в их динамике. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста.

Владеющий русским языком как родным должен знать особенности спряжения глаголов, особенности использования вида и времени глагола.

Использование глагольных форм в речевом общении связано с выражением отношения к собеседнику. Отношение говорящего может варьироваться от почтительно вежливого до вульгарно грубого. Чтобы предельно точно обозначить отношение к собеседнику, говорящий должен владеть категорией вежливости, проявляющейся на разных языковых уровнях, в том числе и при употреблении глагола и его форм.

Не случайно в одном из значений «глагол» является высоким синонимом «слова» (например, в поэтической речи: «божественный глагол», «глаголом жги сердца людей»). Знание, понимание и ощущение специфики глагола определяет уровень речевой культуры говорящего.

 

Особенности употребления некоторых форм русского глагола

У глаголов на – ИТЬ в форме 1-го лица ед.числа происходит обычно чередование согласных: д/ж (твердить – твержу), т/ч или щ (мутить – мучу), ст/щ (упустить – упущу), с/ш (гасить – гашу), з/ж (грузить – гружу). Аналогично образуются формы глагола хотеть. У некоторых глаголов формы 1-го лица ед.числа не образуются. Например, победить.

Обратите внимание на спряжение соотносительных глаголов на –еть и – ить: непереходный глагол обессилеть («лишиться сил, становиться бессильным») и переходный глагол обессилить («лишить кого – либо сил, сделать бессильным»). Непереходный глагол изменяется по 1-му спряжению: обессилею, -еешь, -еет, -еем, -еете, - еют; переходный глагол по 2-му спряжению: обессилю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят. Но некоторые употребительные глаголы на –еть в разговорной речи изменяются по 2-му спряжению: выздоровлю, выздоровят ( ср. выздоровею, выздоровеют).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова роль глагола в предложении?
  2. В чём особенность употребления глаголов на –ИТЬ?

Литература

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебник для ССУЗов.,2005, с. 147 – 152.
  2. Русский язык и культура речи. / П/р Черняк В. Д. – СПб., 2005, с. 181 – 198.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.