КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. 3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности
Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Отметьте те позиции, где вы поставили запятые. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Отметьте предложения, в которых вы поставили запятые. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. Отметьте предложения, в которых вы поставили двоеточие. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с словом КАК. Отметьте предложения, в которых вы поставили запятую. 1) Девочка почувствовала_как что-то холодное и мокрое коснулось её руки. 2) Во время обеда Полина сидела_как на иголках. 3) Ей нравиться долго нельзя: как цепь_ей несносна привычка. 4) Анчар_как грозный часовой_стоит один во всей вселенной. 5) Этот человек славился в городе_как знаток старины.
1) Солнце дымное встаёт_будет день горячий. 2) Чин следовал ему_он службу вдруг оставил. 3) На траве, на былинках, на соломинках_всюду блестели нити осенних паутин. 4) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать ещё и физические_нестерпимо болело сердце. 5) Ничто не шевелилось_ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
1) К несчастью_опасения его оправдались. 2) В Крым_вероятно_ попаду я нескоро, не тянет. 3) Он говорил_по сути дела_и коротко. 4) Он был спокойным и_главное_добрым человеком. 5) Место, куда мы приехали, было_поистине_очаровательно.
Уже несколько суток_1не ослабевая ни на минуту_2над степью нёсся юго-восточный ветер_3дующий из Казахстана_4и несущий весть о приближающейся_5ранней весне.
План.
Орфография как одна из частей языка не является постоянной и неизменной величиной. Хотя изменяемость русской орфографии не такая очевидная вещь, тем не менее даже поверхностное сравнение правописания в текстах конца XIX, середины XX и конца XX века наглядно выявляет различия орфографических систем одного языка, находящегося на разных этапах развития. Правописание как графическое оформление слова, создающее орфографический облик слова, влияет на ассоциативные связи слов в сознании говорящего. В качестве примера приведём выдержку из заметки, напечатанной в «Русском Вестнике» № 1-2, 2000 – газете религиозно-православного направления. Заметка посвящена одному из изменений, внесённых в русское правописание декретами 1917 – 1918 гг. Изменение в графическом оформлении слова вызывает у автора ощущение изменения смысла: «Безславный – в общем подразумеваем – позорный, постыдный. Безсильный – слабый, немощный. А если через букву С, то, наоборот, - дух нечистый – оказывается сильный! – сам смысл изменяется настолько, что из отрицания присутствия силы, что подразумеваем в этом слове, мы получаем обратное – присутствие таковой». Основное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного текста. Средство пунктуации – знаки препинания. Знаки препинания обслуживают различные синтаксические структуры с различными синтаксическими формами. По отношению к определённой синтаксической структуре употребляемые при её передаче на письме знаки препинания могут образовывать особую систему, в которой каждый знак получает особую нагрузку: он отражает синтаксические и смысловые особенности данной структуры. Так, например, образуют систему из двух знаков точка и вопросительный знак для передачи вопросительности – невопросительности: Он ушёл. – Он ушёл? Образуют особую систему, с одной стороны, точка и вопросительный знак и восклицательный знак, с другой стороны. Предложения с восклицательным знаком передают в отличие от предложений с точкой и вопросительным знаком эмоции. Важно заметить, что нельзя поставить одновременно точку и восклицательный знак: восклицательный знак сообщает одновременно и о том, что предложение невопросительное, и о том, что оно эмоциональное. Вопросительный же знак может стоять одновременно с восклицательным. Например,
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?! Своя особая система знаков препинания существует для передачи на письме бессоюзных сложных предложений. В этой системе противопоставляются запятая как слабый знак активизации смысловых отношений и двоеточие или тире как сильные знаки активизации. В свою очередь, употребление двоеточия и тире регламентируется кругом смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Итак, чтобы овладеть пунктуацией, мало знать общие функции знаков препинания, надо знать, как эти функции преломляются в конкретных синтаксических структурах. Другими словами, не зная синтаксиса, нельзя научиться пунктуации. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова роль орфографии в русском языке? 2. Какова роль пунктуации в русском языке? Литература
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |