Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скульптура итальянского маньеризма

 

Баччо Бандинери ум1550.

Его в юности заметил Лев 10 и позвал в Рим делать копии, там набил руку. Только в 30 годы возвращается во Флоренцию.

 

• Геркулес и Какус. - Политический смысл: Геркулес – покровитель Флоренции, Какс – как республиканцы – вещь заказали через 2 года после изгннания республиканцев. Оборжали и оппевали. Алессандро Медичи – следующий после Козимо – всех, кто хихикал и плевался, посадил в тюрьму.

• Бюст Козимо Медичи – сделал и он, и Челлини, но челлино не понравилось. А Б. Показал козимо как государственного мужа, все круто.

Бенвенуто Челлини. ум.71

Перманентно уверен в своих силах.

 

3 периода – французский,???, флорентийский.

 

Французский до 45г:

Франциск как раз построил Фонтенбло, охотничья резденция+Любовница Диана де Пуатье. Поэтому Диана и охота будет везде. 
Здесь ее не оставят, перевезут в замок Анне, оотуда – в лувр.

• Диана с головой олея(?) - манеристическое понимание тело – вытянутые пропорции, маленькая голова. Отполированная Диана и мелочная дробность всех остальных деталей – у кабана шерстка одна, а у косули – другая.

• Солонка Нептуи и Гея – практичная с одной стороны, символ мироздания – с другой (земля+вода+воздух вокруг нее+изогня она сделана). 

Возвращается во флоренцию - 45.

• Бюст Козимо – который не понравился. Антикизированный образ, но образ конкретный, запоминающийся и персонифицированный, несмотря на то, что это – парадный портрет. Открытая эмоциональная трактовка личности и не понравилась – слишком правдиво.

• Персей – Лоджия деи Ланци. Вынужден решать проблему нового понимания проблему свободностоящей статуи. Усиливает и утрирует и контурные линии, и саму пластику фигуры – фигура проецируется и на стену, и на открытое пространсто площади. В постаменте – античные боги + пышный мраморный постамент, на котором рельеф-рассказ.

 

Бартоломео Аманатти.
В первую очередь известен как архитектор, скульптуой начинает заниматься в последний период жизни.

• Фонтан Нептуна – Флоренция – Не очень в верхней скульптуре, но удасно рпешил в целом композицию фонтана на площади. Сочетание вертикали и горизонтали + удачно проецируется на купол Палаццо Веккио.

• Богиня Обс – для студиолы Франческо 1 в палаццо Веккио.



Джан Болонья 
Один из лучших после челлини маньеристических скульпторов, но этот его маньеризм продиктован происхождением – он вообще-то из Антверпена.

• Конный памятник Козимо 1 Медичи. Усредненный и немного примитивный образ правителя, но этот тот самый случай, когда примитивность правдива и права. Ремесленно это сделано блестяще. Неизбежно должен проектировать это все на Лоджию деи Ланци и Палаццо Веккио, резиденцию гильдии Мерканцио. Соотношение монумента и истории – Бенвенуто челлони так же в персее – рельефов 2: Коронация Козимо 1 и взятие Сьены. Маньеристическая мелочность в гриве и хвосте.

• Похищение Сабинянки в той же Лоджии деи Ланци. - доведенная до конца манеристическая статуя – фигура серпентиата, всплестнутая ручка артикулирует и является апофеозом всего движения. Разрывается ритм и нет единого объема. Внизу опять в рельефе – расшифровка события.

• Аллегория Аппенин – О_О такое заросшее кораллами нечто, но ооооочень круто. Огромный, как китайские Будды.

• Меркурий – знаменитый на одной ножке, со скипетром в ручке. При всем формальном мастерстве, они все лишены живого чувства.

• Декорация грота виллы Медичи в Костелло – натурализм манеристической скульптуры, 19 век отдыхает.

 

• Студиола герцога Франческо 1 – палаццо Веккио. Памятник открывает длительную традицию кабинетов редкостей и кунсткамер. Для этих раритетов и построена эта студиола, все эти живописные композиции не что иное как дверцы шкафов. Из огромного зала с километрами фресок Вазари, восхваляющими величие дома Медичи, через маленькую дверь попадаем в эту маленькую камерную студиолу частного человека.
Программа – соотношение Мира человека и Мира природы. В центре свода – Природа преподноит дары прометею, вокруг 4 темперамента, элемента мироздания и стихии мироздания. Этажом ниже – миддл уровень – ремесла, связанные с природными материалами – коралл, обсидиан, …, а еще ниже – мифологические. При этом все 4 стены в целом опять изображают 4 элемента. Над входной дверью в торцовой стене – люнета, в которой портрет Лоренцо Великолепного, а напротив – Элеонора Толедская, приче стена с ней примыкает к внутренним покоям.
До абсурда:

• Персей и Андромеда – аллегория моря и коралла, потому что какая-то тетка рядом с ним на заднем плане.

 

Север.

На севере очень сильный маньеризм.

Ферарская и пармская школы. Тут зарождаются некие протобарочные и антикизирующие тенденции.

 

Феррара.

Доссо Досси. Служил при дворе герцога Эрколе 1 Д”Эсте и постоянно вращался в этой придворной среде. Рыцарская культура приключения подвига, потусторонние силы, волшебники, волшебники – вся эта поэззия важна для Доссо Досси.

 

Феррара – идеальный город с точки зрения античной теории.

Родился в Мантуе, что важно, потому что традиции Мантенья сказались на его творчестве.

1520 – побывает в риме, сместе с младшим братом, который работал в мастерской Рафаэля.

 

Тяга к фантазии, зашифрованности.

 

• Фея мелисса – 1525г. Уже после поездки в Рим. Фигура Феи Мелиссы явно восходит к пониманию женского тела Тициана.

• Три возраста человека 1530– у Тициана тоже есть три возраста человека, но тут 1510, Досси явно ее видел

 

Пармская школа. Главнее, чем Феррара.

Кареджо. Гращенков – Кареджо и проблемы высокого возрождения.

Родился в 1493 в Кареджо, умер в 1439 году в Парме.

Обогащает итальянскую живопись с точки зрения эмокионального строя - “слащавой поэтичности”. Образы полны грациозной женственности.

Не вписывается по годам жизни ни в высокое возрождение, ни в маньеризм.

• Мадонна со Св. Франциском

• День

• Ночь/Поклонение Пастухов

• Роспись собора в Парме – главная вещь.

• Обучение амура

• Венера и Амур

• Цикл “Любовь Юпитера” для герцога Мантуанского Федерико 2 Гонзага.

• Даная

 

Пармиджанино – Настоящая пармская ветчина. Пауза. Или пармский сыр. Пауза. Да.

• Мадонна с длинной шеей

• Мадонна со святой Маргаритой???

• Автопортрет в выпуклом зеркале.

• Антея

 

 

Венеция

 

Тициан и Джорджоне.

Венеция всегда особое место в итальянском искусстве – подчеркивание своей непохожести и особенности.

 

Обилие общественных заказов – палаццо дожей, скуолы.

 

Тициан.

 

Ранний период.

Плоскостный характер, отсюда яркость колористических решений, синие, глубокие и непреломленные краски.

 

1516-1540 – период зрелости.

Новое понимание алтарной картины. Тяга к монументальности и движению. Жанровое разнообразие.

 

1540-1550 – первый поздний период

сложные цвета, размытости, дорисовывает пальцем

 

1550-1576 – второй поздний период

старость не вызываает сострадания, а ощущение величия.

 

В конце концов, нам глубоко по-человечески все равно, Флора ли это, Цирцея ли это, Помона ли это. Тициану как живописцу важны падающие на плечо волосы, контраст нежной кожи и холодной скользящей ткани.

 

21.09

Тициан

Религиозная живопись

1540 – очевидный общеитальянский кризис, проблемы экономики, политики. Тициан не уходит от идеалов Возрождения.

 

• Пьетро Орентино. Обнажает суть, не срывает никаких масок, показывает человека как он есть.

• Папа ХХХ – старик, не потому, что на троне, а потому что пронизывающие глаза и “замечательные ручонки, которые держат весь мир”, тогда вся эта немощь уходит

• Папа Павел 5 с племянниками – три разных характера, властный старик, полне силы и энергии юноши в стороне, чувство предательства возникает само по себе

• Портрет Императора Священной римской империи Карла 5 при Нюрнберге – триумф католической веры и католического короля, победившего протестантов. Конный, сознательно строится по принципу усиления, показывает перед битвой при Нюрнберге – закат на самом деле заря, аля начало. Проблема парадного портрета. Не полностью парадны портрет – настолько глубока трактовка личности, что он не будет полностью парадным.

• Портрет Карла 5 в кресле 1548. Контраст сразу. Человек, который через несколько лет уйдет в монастырь и отречется от той всей безумной власти над империей, над которой никогда не заходит солнце.

• Портрет антиквара. Старается усложнить композицию. Антиквар представляет статую.

• Автопортрет. 1550 и переживание жизни, и старость, но есть и одежда, которая дем соц статус.

 

Поэзии. Восхищение перед чувственной красотой мира и одновременно чувство гибели этой чувственности.

 

• Даная из Прадо, - не парится по поводу мифа, обращается к самому распространенному варианту, без всяких нюансов. Переживает классический мир как нечто реальное, страсть открыта. Возникает элемент дидактики, противопоставление Данаи и старой служанки.

• Венера и Адонис - Та была спереди, эта – сзади.

• Венера перед зеркалом, - другое понимание античного мира. Фигура больше, видим и образ венеры, и ее отражение, зеркало как отражение жизни. Детали последних лет - он поправляет свою живопись руками. 


• Диана и Актеон – больше персонажей, больше эмоций, действия.

• Диана и Калисто

• Смерть Актеона – отказывается от прямолинейного нагнетания эмоции. Персонажей меньше, фигур меньше, но цвет преобретает удивительную фактурную силу и драматическую наполненность.

• Похищение Европы - “экфрасис” - чужеродное описание, как правило, произведения искусства. Тут Тициан практически дословно повторяет литературный источник – какой, не помню. Сумеречная, это уже не восходы, это уже закаты. Цвет вспыхивает. ТО, что раньше было для него чувственной красотой, сейчас превращается в грубую силу и трагическое переживание мира.

Тут везде идея рока, смерти, трагической гибели.

 

• Пастух и Нимфа, - Тоже тема грубого насилия. Совершенно другое понимание тела, природы и ландшафта – обрубленные деревья.

• Такрвиний и Лукреция1 – все как у Тита Ливия, и ножик, и детали.

• Тарквиний и Лукреция2 – 1576 – важно само действие, нет уже как такового интерьера.

 

• Мария Магдалина – эрмитаж

• Святой Себастьян – можно сравнить с Антонелло да Мессина. Одиночество героя, заброшенность, страдание. Динамика мазка, фактура, понимание цвета, предельный драматизм. Это итог, конец Эпохи Возрожения, полной переживания и рефлексии. Это итог создается человеком, которые помнит все те великие свершения, поэтому здесь нет ощущения поражения. Есть гибель, но нет поражения.

 

• Пьета. Совсм перед смертью – 1576г. Отказыается от естественного дневного света, свет искусственнный и ночной. Отсюда соединение фигур живых и статуй. Человек, который ее делал, не потерял всю силу своего дарования, но он просто другой.

• Автопортрет из Прадо – 1566. Мудрый старик, который не склоняется перед эпохой.

 

Паоло Веронезе.

Из Вероны. Тяготеет к высветленности, отсюда прозрачный холодноватый свет, который всегда есть в его вещах. Прекрасный декоратор и колорист, архитектоника композиции у него всегда есть. Если Тициан – вилософ, то Веронезе – поверхностный мастер. Мастер театра, отсюда – сложные ракурсы, много персонажей, театральные декорации.

 

• Роспсь церкви Св. Себастьяна в Венеции. Декорация хора: Шествие на казнь Марка и Марцелина. Праздничная композиция, которая не соответствует смыслу, Смерть Св. Себастьяна.

• Декорация виллы Даниеле Барбаро- Вся программа декорации связывает жизнь семьи Барбаро с историей, верой и милосердией + зал вакха и любви – женские и мужские обязанности. Одна из главных тем декорации – пейзаж. В крестообразном вестибюле как будто вид из беседки на улицу + 8 женских фигур. В боковых частях вестибюля - “военная арматура” - копья, стрелы, горны. Игра иллюзия – из нарисованых дверей выглядывают нарисованые девушки. Эввект совмещения реальных пейзажей и нарисованых, которые помещены в те же проемы. В пейзажах еще и развалины античные.

• Зал Вакха Сюжетные композиции украшают своды, на потолке вакх учит людей виноградарству. Все бравурно, радостно, светло, проникнуто воздухом.

• Зал суда любви.

• Зал Олимпа. Главный зал и с точки зрения быта виллы, и с точки зрения декорации. На потолке в центре – женщина, сидящая на драконе. В люнетах – зима+весна и лето+осень, + 4 стихии. Поэтому скорее всего эта тетка – божественное провидение или 9я муза. А на балкончике – Джустиниана – жена Даниэле Барбаро – и кормилица ее детей.

• Пир в Кане Галилейской 7х10м. Все, кто только возможно, и гости, и слуги, и архитектура. И только присмотревшись, можем понять, кто здесь главный персонаж. “Детальки здесь забавные”.

• Великодушие Александра МакедонскогоАлександр Македонский и семья Дария.

• Пир в доме Левия. - выстраивает религиозную композицию как театр в Олимпико Палладио.

• Обручение Святй Екатерины – нет мистического обручения, есть яркая красочная и общественая сцена.

• Декорация палаццо Дожей – то, что до этого было, сгорело. Причем венецианцы понимали, что фреска в их интерьерах погибнет, поэтому делали все на холсте.

• Зал совета 10тиЗал большого совета. На стене – стена рая Тинторетто, а на потолке – триумф венеции.

• Декорация плафона для какого-то дома – неизвестно, какого. Любовь неверная, осмеяние любви, преклонение перед любовью, счастливый брачный союз.

 

Якопо Тинторетто.

Тинторетто - “маленький красильщик”. Подводит итог как живописи 16 века, так и живописи 16 века в Венеции, так и поднему возрождению.

Неизвестно у кого он учился, но испытал влияние Тициана, Веронезе, Пармиджанино, Микеланджело. Принципиальный и последовательный. Не любил всю эту роскошь, жил предельно скромно, вел обычную жизнь ремесленника. Никогда не уезжал из венеции кроме Мантуи, но уже в зрелом возрасте и это никак не повлияло на него. Постоянно ищет новые пути – принципиальный антипод и Тициана, и Веронезе. Тинторетто работал на широкие слои народа – ремесленники, моряки, религиозные братства. Собственная личностная интерспретация религизсных идей. Соприкостнулся с идеами реформации. Сверхчувственный, иррациональный, иделальный мир. Поэтому одна из главных тем его картин - “Народ” в библейском понимании, человечество, которое испытывает тяжесть божественной десницы. Одна из любимых тем – Тайная вечеря, но это экстраполяция на таинство причастия. Его легко сделать и маньеристом, и причувствующим барокко. Но Тинторетто это мастер позднего возрождения, его гибели и его трагического конца. Проблема движения, изучал не натуру, а то, как она будет двигаться. Рисует на грубой шероховатой бумаге итальянским карандашом – мыслит цветом, как и все венецианцы, но мыслит цветом по-своему.

Делал ящик с фигурками на ниточках.

Непонятно, откуда свет – невидимый источник, мистический характер.

 

Этапы творчества:

-1540е-кон.1550х – раннее

1560 – декорация – холсты в интерьере именно- зала Альберго Скуоло ди сан роко.

-1560-1575 – зрелый период.

1575 – верхний зал этой же скуолы.

-1575-1594 – поздний период.

 

Ранний.

- Омовение ног для церкви скуолы ди Сан Марко – новое понимание пространства. Обширное, значительное, заполненное светом и тенями. Трудно найти главный персонаж, который обычно сдвинут – ренессансная картина это обычно симметрия, ясность и покой. Тут нет.

Композиция ассиметрична.

Искренность переживания действия, он не увлекается деталями. Персонажи всегда грубоватые, простонародные, но не как синоним грубости и невоспитанности, а как синоним человеческого характера.

• Картина для Скуоло ди Сан Марко – александрийский раб отказался слушать хозяина и стал молиться на могиле св. Марка. Когда его начали истязать, в этот момент произошло чудо: у них начали ломаться орудия пыток, а апостол Марк явидся сверху, но его никто не видит!


• Для Санта Мария дель Порта: введение во храм и декорация хора.

• Введение во Храм. Раньше, чем хоры.Переход к более прочувствованному и религиозно обоснованному пониманию сюжета. Контраст глубины и плоскостности сниз вверх. Сознательно увеличивает крутизну лестницы. Все построено по принципу контраста и движения света рука-спина-рука-лестница-мадонна.

• 1562-1564 Тайный суд и Золотой Телец. Вписывает холсты в готический интерьер – эту арочку.

• Сусанна и старцы. С.т.р.а.н.н.а.я.С.у.с.а.н.н.а. Старцы изображены под разными углами, как два мира. Мир плотский и мир возвышенный. Тучков говорит, что Сусанна специально такая страннная. Я ему не верю.

• Спасение Арсенои. Высокая линия горизонта, бриллиантовый венецианский руст, женские тела с тяжелыми металлическими цепями.


Зрелое творчество

- Св. Георгий и убегающая принцесса на первом плане.

• Декорация Скуоло ди Сан Марко – обретение тела Святого Марка. Темная галерея, уходящая вглубь, убегающее вдаль пространство.

• Похищение тела св. Марка. То же самое – на переднем плане действие, вдаль перспектива. Тени людей, а не люди, бегущие позы повторяют одна другую.

• Декорация зала Альберго для Скуоло Гранде ди Сан Роко. 1564-1567. В плафоне – святой рок во славе, на стене – распятие, на входной – шествие на голгофу.

• Распятие. Многофигур. Сыязывает всполохи света на холсте с реальными источниками света в комнате. 3 момента одновременно – поднятие, распятие, уже распят.

• Шествие на Голгофу. Опять сложная горизонтальная композиция.

• Верхний зал Скуоло Гранде ди Сан Роко. Плафон. Поклонение медному змию – моисей- чудо о манне небесной.

• Змий – ощущение мистического чуда, экстатический характер.

• СТЕНА: Поклонение пастухов - сложные источники света через балки – крещение противопоставление переднего и заднего планов, где вигуры – бесплотные тени. Вознесение – более эффектные источники света, более сложная композиция.

- Нижний зал – Мадонна и детство христа. Отражают драматизацию и переживание чуда художником. Большое внимание уже просто к ночным сценам. Мария Магдалина и Мария Египетская – в пустыне сидят в одиночестве. Очень очень.

• Светский заказ - Декорация Зала Антиколеджо. 1576 г. - Три Грации и Меркурий, Вакх и Ариандна, Марс и Минерва, Кузница кого-то. Ощущение огромности и космичности мира, которое есть у Тинторетто. Другой мир – открыли америку, индию кучу всего, поэтому мир изменился, это его представление. Рай – ТОННА НАРОДА!!!! Эскиз в лувре.

• Сан Джорджо Маджоре – Тайная вечеря. Ощущение таинства, вовлечения человека. Ощущение трагичности переживания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тосканский маньеризм | Профилактика вредных привычек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.