Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 10 страница




2. Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, тестирование, социометрию, педагогический эксперимент, педагогический консилиум.

3. Методы математико-статистической обработки данных включают ранжирование, шкалирование, корреляционный и факторный анализ.

Педагогическая практика – это реальное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение образовательных задач. Рассматривая педагогическую практику, многие ученые называют педагогику искусством.

Педагогическая наука и практика представляют собой взаимозависимое и взаимообогащающее единство. Практика является первоосновой становления науки, источником ее задач, а также критерием истинности педагогических теорий. Осуществляя теоретический анализ педагогической практики, устанавливая закономерности, тенденции и перспективы ее развития, наука способствует ее совершенствованию.

Развитие образовательной практики

На самом раннем этапе становления общества у людей появилась необходимость передавать жизненный опыт от старшего поколения к младшему. Поэтому и возникновение образовательной практики (образования как общественного явления) можно отнести к тем временам, когда зародилось само человеческое общество.

Процесс образования был неотделим от жизни общества, входил в него как обязательный компонент, осуществляющийся в процессе всей жизни, а в роли педагога выступала вся община.

Выделение семьи как социальной общности людей привело к переходу от общественного воспитания к семейному, когда в роли педагога стали выступать родители. Усложнение социальной жизни, увеличение функций человека в обществе требовали усложнения и дифференциации воспитания детей. Стали различаться задачи и подходы к воспитанию мальчиков и девочек или детей из семей различного статуса.

Развитие языка и общей культуры, расширение границ общения привели к увеличению информации и опыта, подлежащих усвоению подрастающим поколением. Возникла необходимость создания общественных структур и социальных институтов, специализирующихся на накоплении и распространении знаний.

Движущей силой дальнейшего развития образования являлись противоречия между увеличивающимися объемами подлежащей усвоению информации, усложняющимися требованиями к человеку, с одной стороны, и формами, способами передачи культурного опыта от старшего поколения к младшему, с другой. Произошло выделение образования из процесса воспроизводства общественной жизни. Цели образования, его функции и организация зависели от общественного устройства, взглядов видных деятелей эпохи и правящих классов.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма привело к тому, что в XII–XIII веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие потребности общества в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Это упорядочило образовательный процесс и значительно повысило его эффективность. Процессы расширения и углубления образования протекали весьма противоречиво. Формалистическая классическая школа не справлялась со своими задачами. В XVII–XIX веках стали возникать экспериментальные школы, породившие множество теоретических идей, связанных с совершенствованием обучения и воспитания. Организация работы в новых школах проводилась на принципах свободы, самостоятельности, самодеятельности и активности учащихся.

Если в докапиталистическую эпоху образование не оказывало существенного влияния на производство и экономику, то с зарождением капитализма, развитием математики, механики, естествознания, медицины, инженерного дела, ростом промышленности и экономики появилась необходимость широкого использования научного знания. Стали возникать реальные училища и технические школы, высшие технические учебные заведения.

Объективные требования производства привели к тому, что постепенно всеобщее начальное, а затем среднее образование становятся основным условием воспроизводства рабочей силы. В процессе расширения технико-технологической деятельности человечества в идеологию и мораль человеческого общества стали проникать технократические ценности, декларирующие всесилие науки и техники. Человек при таком подходе рассматривался как элемент единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития.

Современный период характеризуется переходом к всеобщему высшему образованию, а также включением в этот процесс (в разных качествах) каждого члена общества.

Цивилизационные ступени образования (пройденная, настоящая и будущая) [121]:

1) «природная педагогика», когда педагогическая деятельность была органично вплетена в жизнь общества;

2) «репродуктивно-педагогическая цивилизация», когда передача социокультурного опыта из поколения в поколение целенаправленно осуществляется через специально организованную систему образования специально подготовленными профессионалами – педагогами;

3) «креативно-педагогическая цивилизация», когда совокупным объектом-субъектом воспитания выступит все человеческое общество, произойдет возврат каждого человека к естественной педагогической деятельности как сотворчеству людей, универсальному способу их бытия.

 

Этапы развития научно-педагогического знания

Педагогика не сразу сформировалась как отдельная наука. Можно выделить несколько этапов развития научно-педагогического знания (по [110]).

1. Появление педагогических суждений и зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «О первоначальном воспитании детей» Э. Роттердамского, «Утопия» Т. Мора, «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо).

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Данный этап характеризуется выделением педагогики как отдельной отрасли знания. Его начало традиционно связывают с появлением произведения чешского педагога Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1657 г). В XVII–XVIII вв. наметился этап генерирования новых педагогических идей из практики опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ (И. Песталоцци, И. Гербарт, Ф. Фребель, А. Дистервег). Именно на этом этапе были заложены основы теории педагогики.

4. Рост числа педагогических центров и появление реформаторских педагогических идей (педагогика гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера (Германия), педагогика действия В.А. Лая (Германия), экспериментальная педагогика Э. Меймана (Германия), Э. Торндайка (США), прагматическая педагогика Д. Дьюи (США), педагогика воспитания «к свободе» Р. Штайнера (Германия), М. Монтессори (Италия), педагогика свободного труда С. Френе (Франция)). Характерными чертами прогрессивной русской педагогической теории, сложившейся в данный период, являются гуманизм, демократизм, народность, высокая оценка науки, просвещения и общего образования, любовь к ребенку и бережное отношение к нему, стремление развить его творчество, самостоятельность, активность (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и мн. др).

5. Развитие научной области, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками: философией, психологией, физиологией, математикой, кибернетикой, теорией систем, синергетикой.

Основные понятия педагогики

Образование в педагогике понимается как:

– ценность развивающегося человека и общества;

– процесс или социальное явление;

– результат;

– система.

Образование – это целенаправленный общественно-историчес­кий процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. Образование можно рассматривать как механизм управления социализацией [64], функциями которого являются, во-первых, упорядочение всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Процесс образования можно разложить на две составляющих: воспитание и обучение. Критериями такого разделения являются:

1) цели, стоящие перед каждой из составляющих в процессе образования человека;

2) виды деятельности формирующейся личности, играющие наиболее важную роль в достижении данных целей.

Обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика, а воспитание направлено на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности (коммуникативной, трудовой, игровой, познавательной и др.). Разделение обучения и воспитания условно, оно обусловлено научным подходом к исследованию целостной реальности, связанным с построением ее моделей, выделением, изучением и проектированием отдельных составляющих целое компонентов.

Образование как результат традиционно означает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стан­дартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности.

Характеристики педагогического процесса:

целенаправленность педагогического процесса означает подчинение его задач, содержания, методов, форм взаимодействия взрослого и ребенка конкретной цели;

двусторонность педагогического процесса предполагает наличие в нем двух взаимосвязанных активных сторон. С одной стороны – педагог, деятельность которого направлена на создание условий для достижения образовательных целей; с другой стороны – воспитанник, деятельность которого направлена на реализацию своих целей, на принятие (или непринятие, в зависимости от организации педагогического процесса) тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог;

целостность – характеристика педагогического процесса, тесно связанного с жизнедеятельностью его субъектов, причем не только с одной ее стороной (например, учебой в школе), а со всеми проявлениями жизни ребенка.

Воспитательная система есть выделенный из окружающей среды и связанный с конкретным образовательным учреждением комплекс взаимодействующих компонентов, объединенных определенной воспитательной целью [86].

Педагогические взаимодействия – это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), следствием которых являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях. В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержка, доверие [96].

Педагогическая технология есть последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие педагогической технологии используется на трех иерархически соподчиненных уровнях [114]:

общепедагогическая технология описывает целостный педагогический процесс, включая все компоненты: цель, содержание, средства, методы, формы обучения и воспитания. В ее основе лежат определенные идеи (философско-педагогическая позиция);

частнометодическая технология описывает систему действий и включает методы и средства для реализации конкретного содержания образования (например, технология обучения физике в школе);

локальный уровень технологии – это описание процесса и средств решения частных педагогических задач (например, технология проведения краеведческой экскурсии или технология развития субъектности ребенка).

Педагогическая деятельность может осуществляться как специально подготовленными педагогами-профессионалами, так и каждым человеком, независимо от профессии (воспитание детей, самообразование). Профессионально-педагогическая деятельность представляет собой организацию (включая проектирование, реализацию, управление) взаимосодействия с различными субъектами образовательного процесса (воспитанниками, их родителями, педагогами), направленного на решение педагогических задач.

Эффективность педагогической деятельности зависит от внешних (социально-экономические, материально-технические и организационно-управ­ленческие условия деятельности педагогов) и внутренних факторов. Определяющими факторами являются внутренние, такие, как:

– широта и глубина профессиональных знаний педагога (общекультурных, психологических, педагогических, предметных);

– степень владения профессиональными навыками и умениями;

– педагогическая направленность (интерес к профессии, стремление к совершенствованию человека, собственному саморазвитию, желание понять других и др.);

– педагогические способности – это способности к активной, разносторонней, творческой профессиональной и социально-культурной деятельности, а также способности к собственному саморазвитию;

– позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру;

– личностные особенности (высокая гражданская ответственность, любовь к детям, высокая культура и нравственность, тактичность, доброжелательность, общительность, эмпатия, наблюдательность, справедливость, эмоциональная стабильность и др.).

Отрасли педагогики

Педагогика объединяет ряд научно-педагогических отраслей. Из них к числу традиционных относятся следующие.

Общая педагогика изучает общие закономерности образования, разрабатывает основы организации и осуществления педагогического процесса.

Предметом теории воспитания являются закономерности, принципы, методы целенаправленного процесса формирования определенных личностных свойств и отношений человека.

Дидактика (теория обучения) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства.

Теории воспитания и обучения подразделяются по возрастным ступеням. Здесь выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

Методики преподавания (частные дидактики) изучают процесс преподавания и изучения конкретных учебных предметов. Например, методика преподавания информатики, методика трудового обучения.

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – совокупность научных отраслей (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения и с отклонениями в психическом развитии.

История педагогики изучает исторический процесс развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования.

Предметом сравнительной педагогики являются закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Теория управления педагогическими системами (школоведение) изучает процесс управления педагогическими системами, условия, обеспечивающие их жизнеспособность и развитие.

 

Педагогика в системе наук

По типам связей с педагогикой можно выделить следующие группы наук.

1. Науки, являющиеся базисом педагогических теорий. Философия, изучающая общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, познания, служит источником целей образования. Анатомия и физиология человека – естественнонаучная основа проектирования педагогического процесса. Закономерности функционирования и развития психики человека, изучаемые психологией, служат основой конкретизации целей, выдвижения образовательных задач и определения основных подходов к их решению. Кроме того, что теория обучения и воспитания всегда опирается на определенную психологическую теорию, психология также позволяет обосновать методы и средства, используемые в педагогическом процессе.

2. Науки, методы исследования которых используются педагогикой. Например, для изучения педагогической реальности широко используются социологические методы опроса и социометрии, психологического наблюдения и анализа продуктов деятельности, математического моделирования и статистической обработки данных.

3. Науки, связанные с педагогикой взаимообогащением фактами, положениями, обобщающими выводами. Например, исторические факты и закономерности исторического развития играют огромную роль при изучении истории образования и педагогики. Состояние и тенденции развития общественных процессов, изучаемые социологией, результаты исследования здоровья школьников, данные культурологических, этнографических исследований учитываются при проектировании воспитательных систем. Особую значимость в педагогике имеет исследование педагогической психологией закономерностей развития познавательных процессов человека в зависимости от реализуемой образовательной программы и используемых педагогических технологий. Эти науки участвуют вместе с педагогикой в комплексных исследованиях человека.

4. Науки, из которых педагогика заимствует и творчески осваивает некоторые идеи. Например, кибернетическая идея управления динамическими системами.

5. Науки, достижения которых влияют на формирование содержания образования. Примером могут служить как науки, основы которых изучаются учениками (история, физика, химия и др.), так и науки, неявно проявляющиеся в содержании образования (лингвистика и изучение языков, медицина и формирование мотивации здорового образа жизни, этика и нравственное воспитание и др.).

6. Науки, участвующие вместе с педагогикой в разработке организации и управления образовательными системами. Сюда можно отнести политологию и экономику.

Педагогика не сводится ни к одной другой науке. Она не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогическую действительность и разработать способы оптимальной организации педагогического процесса.

Рекомендуемая литература

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998. С. 5–15.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. С. 73–91.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 214–235.


Лекция 16

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цель лекции: охарактеризовать систему образования в России, обсудить цели образования, акцентировать внимание на его гуманистической сущности, способствовать осознанию студентами роли образования в собственном развитии.

План лекции

1. Функции образования.

2. Цель образования.

3. Система образования в России.

4. Качества системы образования.

5. Общая характеристика педагогических систем.

6. Тенденции развития современного образования.

6.1. Гуманизация образования.

6.2. Дифференциация и индивидуализация образования.

6.3. Информатизация образования.

Функции образования

1. Общекультурная функция – передача – присвоение культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, отношений, ценностей; воспроизводство и развитие культуры.

2. Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. Только если каждое следующее поколение людей будет опережать в своем развитии предыдущее, современное образование сможет эффективно реализовывать общественную функцию.

3. Гуманистическая функция образования отражает его значимость для каждой личности. Именно образование, развивая духовные силы, способности и умения, позволяет человеку гармонично «вписаться» в жизнь общества, реализовать свои социальные потребности; обеспечивает возможности для личностного и профессионального роста; создает условия для творческого саморазвития индивидуальности. Образование будет иметь ценностный характер для каждого человека, если в центр поставит его здоровье, как то, что составляет необходимое условие реализации любых жизненных планов и целей.

Цель образования

Цель есть предвосхищаемый результат какой-либо деятельности. Для образования – это идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на формирование которого и направлено образование. Проблема цели образования является дискуссионной, поскольку, во-первых, единая точка зрения на этот идеал в современном обществе отсутствует, во-вторых, в русле гуманистической педагогики, сама идея «подгонки» человека под какой-то, даже самый хороший «образ», не имеет права на существование.

В большинстве современных формулировок цели образования прослеживается несколько существенных моментов:

– не задается конкретный идеал, «образ» человека, а концентрируется внимание на процессе;

– сам процесс описывается «ненасильственными» терминами и предполагает активность самого воспитанника (помощь в саморазвитии, создание условий для развития личности);

– ключевым понятием является развитие личности (гармоничное, разностороннее или какое-либо другое).

Цель образования есть развитие личности. Какие особенности личности необходимо развивать и какой опыт ей необходимо освоить, конкретизируется в целях и содержании воспитания и обучения, а каким образом это делать – в принципах организации педагогического процесса, формах и методах воспитания и обучения.

Цель образования и способы ее достижения, находящие отражение в принципах и методах педагогического процесса, основываются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире.

Система образования в России

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», государство выдвигает следующие принципы политики в области образования [50].

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский (не религиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании, внимательное отношение к различным мнениям и подходам.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Система образования в современной России представляет собой совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений;

– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования. Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом.

Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся.

Каждая образовательная программа состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы) и представляет собой обязательный минимум содержания образования для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-региональ­ного компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих и обучающихся в данном регионе.

Кроме основных, в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы в виде факультативов, курсов по выбору.

Образовательным называется учреждение, обеспечивающее содержание воспитания и обучения и/или реализующее одну или несколько образовательных программ. По своим организационнно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и пр.)

Типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные; профессиональные; дополнительного образования (институты повышения квалификации, школы искусств, спортивные школы и пр.); специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Управление образованием в России построено подобно хозяйственной системе управления и включает в себя органы управления трех уровней: федерального, регионального и местного.

Характеристики системы образования

Система образования в России характеризуется следующими качествами: стандартизация, регионализация, вариативность, многоуровневость и непрерывность.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по его достижению [72].

Государственные образовательные стандарты выполняют следующие функции:

– обеспечение качества образования;

– обеспечение единства образовательного пространства РФ;

– создание основы для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования;

– создание основы для разработки примерных образовательных программ;

– определение предела, в рамках которого государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования (для общего среднего образования).

Регионализация образования предполагает отказ от унитарной системы образования и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и реализации собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Вариативность предполагает предоставление образовательной системой возможности выбора образовательной траектории. На практике вариативность реализуется в следующих аспектах:

– разнообразие типов образовательных учреждений и их организационно-правовых форм;

– вариативность содержания образования, которое предлагается различными видами образовательных учреждений;

– разнообразие форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, семейное образование);

– вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении.

Свойство непрерывности характеризует систему образования с точки зрения согласованности, преемственности образовательных программ различного уровня. Это дает возможность не только продолжения, но и смены типа образования на разных жизненных этапах человека в соответствии с меняющимися потребностями и интересами. Непрерывность означает ориентацию системы образования на постоянное повышение уровня образованности каждого члена общества, формирование у ребенка мотивации и готовности к самостоятельной организации своего непрерывного образования – самообра­зования.

Общая характеристика педагогических систем

В каждом образовательном учреждении, в целях реализации той или иной образовательной программы, создается педагогическая система.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.