Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ




В жизни средневекового общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.

В ХП-ХШ в.в. Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Правящие круги поддерживали православную церковь, так как она освящала великокняжескую власть.

Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его распространении были заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния нарушила монополию православия. В ХΙV – середине ХVΙ в. в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись [2, С. 184 -197].

К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.

Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба.

В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.

В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за богослужение на родном языке. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.

Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.

В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.

К середине ХVΙ в. польские короли подчинили себе православную церковь: не только утверждали на соборе епископов, но и назначали их без ведома церкви; король становился судьей над православными священнослужителями, передавал церкви и монастырям под опеку светских лиц.

В ХVΙ в. возникают религиозно-культурные организации – братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения.

Балансирование Беларуси на протяжении столетий между православием и католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.