Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устранение ошибок




Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок

Классификация двигательных ошибок

.Двигательные ошибки можно классифицировать в со­ответствии с различными критериями, по различным при­знакам.

1. Критерием классификации является принципиальная роль, которую играют двигательные ошибки при выпол­нении упражнений.

Техническими двигательными ошибками целесообраз­но называть такие, которые существенно и непосредственно связаны с техникой выполнения упражнений, т. е. энергетически значимые и координационно значимые ошибки. Эти две ветви включают в себя:

1) ошибки энергообеспечения —такие, которые влекут за собой недостаточность силового, скоростного, собст­венно энергетического обеспечения нормального запроса упражнения; 2) ошибки энерготрат —такие, которые вле­кут за собой повышение или «незаконное» (идущее вразрез с канонами вида спорта; например, значительное сгибание ног при выполнении сальто прогнувшись) понижение силового, скоростного или энергетического запроса упражнения; 3) ошибки локализации усилий в звеньях биодинамических цепей; 4) ошибки в создании и утилизации реактивных сил и моментов в биодинамических целях; 5) ошибки восстановления энергетических ресурсов организма (что требует расслабления мышц, свободного дыхания и др.); 6) точностные ошибки —такие, которые определяют отклонения точностного характера в движениях и действиях, где точность важна: ошибки направления движения, его размаха, дозирования усилий, ошибки; в точностных элементах позы; 7 ) ошибки сочетания дви­жений и действий (включая мышечные напряжения) в пространстве; 8) ошибки сочетания движений и дейст­вий (включая мышечные напряжения) во времени; 9) ошибки организации опорных взаимодействий (обеспечения условий, необходимых дли уверенного контакта с опорой); 10) ошибки управления устойчивостью тела (как сохранения или восстановления устойчивости, так и выведения из устойчивого состояния для перехода к ак­тивным перемещениям); 11 ) ошибки оптимизации усло­вий действий партнера и «пессимизации»1 действий про­тивник а.

Тактическими двигательными ошибками целесообраз­но называть такие, которые существенно отражаются на решении тактических задач, не будучи тесно связаны с техникой выполнения упражнений. Имеются в виду ошиб­ки в двигательном обеспечении афферентации обратной связи, в двигательной профилактике травм и в двига­тельных тактических взаимодействиях с партнером и про­тивником. В первую из названных ветвей входят:

1) ошибки двигательного обеспечения зрительной афферентации (расположение головы и движения ею относи­тельно туловища, наблюдаемого объекта, Земли);

2) ошибки двигательного обеспечения проприорецептивной афферентации контакта с другими телами (хват за снаряд, способ контакта с противником и т. п.); 3) ошиб­ки двигательного обеспечения кинестезического и вести­булярного контроля собственных движений. Вторая ветвь включает: 4) ошибки, влекущие за собой удары или чрез­мерное давление на ткани тела, резкое и чрезмерное по­вышение нагрузки на напряженные мышцы; 5) ошибки, влекущие за собой чрезмерное растягивание сустава («отрывание» одного звена от другого), нарушение гра­ниц подвижности того или иного сустава; 6) ошибки са­мостраховки при переключении на выполнение «програм­мы SOS». Состав третьей ветви: 7) ошибки подготовки к активным действиям (к атаке противника, к помощи партнеру, к приему неожиданной передачи и т. д.); 8) ошибки подготовки к отражению атак противника, к преодолению внезапных осложнений двигательной ситуа­ции; 9) ошибки двигательной информации, передаваемой партнеру; 10) ошибки сохранения двигательной инфор­мации от противника и ошибки его дезинформации.

Фоновые двигательные ошибки — все ошибки, не вхо­дящие в число технических или тактических, поскольку они существенно не сказываются на энергетике выполне­ния упражнений, на управлении движениями и на рабо­тоспособности спортсмена. Их можно разделить на ма­лозначимые и существенные только с точки зрения эсте­тики — эстетически значимые. Эти две ветви составляют: 1) ошибки позы; 2) ошибки ориентации тела; 3) ошибки телодвижений; 4) ошибки передвижений; 5) ошибки то­низации мышц; 6) ошибки ритма.

В процессе тренировки в первую очередь следует избавляться от технических ошибок, затем от тактиче­ских и лишь потом заниматься фоновыми (имеется в виду работа над одним упражнением). Предлагаемая классификация может помочь лучше разобраться в дви­гательных ошибках с позиций управления движениями. Она акцентирует внимание на последствиях ошибки.

Что касается фоновых ошибок, то их анализ целесо­образен в основном в видах спорта, связанных с эстети­ческим восприятием движений. Но не только.

Нельзя забывать, что рациональная техника упраж­нения при ее правильной реализации выглядит эстетич­но. Отсутствие эстетичности в реализованной технике уп­ражнения обычно свидетельствует о наличии двигатель­ных ошибок. Иной раз такой подход позволяет констати­ровать наличие ошибки в тех случаях, когда признаки ее «замаскированы» и трудно поддаются прямому наблю­дению и даже просто обнаружению. Кроме того, любое отступление от общепринятой или свойственной данному спортсмену формы движений, общей картины движений, их ритмического рисунка дает основание для тщательного анализа выполнения упражнения, даже если эффектив­ность его сохранилась на обычном уровне: здесь может таиться зачаток двигательной ошибки либо путь к выяв­лению неизвестных резервов совершенствования выполне­ния упражнения.

2. По причинам возникновения двигательные ошибки можно разбить на пять главных групп (схема 12), каж­дая из которых включает в себя 3—5 подгрупп.

В группу ошибок из-за двигательной недостаточности входят; 1) ошибки из-за недостаточности развития физи­ческих качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости (их общих и локальных проявлений); 2) ошибки из-за координационной недостаточности, неспособности легко

преодолеть трудности сочетания в данном упражнении движений и мышечных напряжений (сюда же несколько условно можно отнести трудности точностного характе­ра); 3) ошибки, связанные с особенностями телосложе­ния спортсмена; 4) ошибки, возникшие из-за навыковой бедности — имеется в виду как недостаточный общий ба­гаж двигательных навыков, так и недостаточный багаж навыков, близких к осваиваемому (подразумевается и неудовлетворительное владение рядом этихнавыков, иотсутствие их у данного спортсмена).

Группа ошибок из-за дефектов обучения делится то­же на четыре подгруппы: 5) ошибки, являющиеся резуль­татом обучения неправильной технике выполнения упраж­нения (неверные представления о технике упражнения, освоение неверных способов ее реализации, то и другое вместе); 6) ошибки из-за дефектов и просчетов методи­ки обучения, в том числе из-за пренебрежения дидакти­ческими принципами, из-за плохого материально-техни­ческого оснащения тренировочных занятий, из-за подбора «нестандартных» партнеров и противников и т. п.;

7) ошибки, вызванные нежелательным переносом ранее выработанного навыка; 8) ошибки, закрадывающиеся в ранее хорошо освоенные навыки из-за неудовлетворитель­ного контроля над выполнением упражнения (мало вни­мания или неумение контролировать).

Группа психогенных ошибок: 9) ошибки из-за неудов­летворительного самоконтроля за выполнением упражне­ния; 10) ошибки из-за специфики психологических усло­вий выполнения упражнения (особенности соревнователь­ной ситуации, неожиданный сильный внешний раздражитель, какие-то особенности поведения тренера и т. д.); 11) ошибки, вызванные неуверенностью в себе или в партнере, опасениями неудачи выполнения упраж­нения или действия (в том числе влекущей за собой удачу противника или травму), чувством страха (из-за опасности падения, травмы, неудачи при выполнении от­ветственного действия);12) ошибки,связанные с эмоцио­нальной напряженностью или психическим утомлением; 13) ошибки, возникающие в результате неверной, в чем-то неполноценной психологической либо двигательной установки.

Группа ошибок из-за необычности условий: 14) ошиб­ки из-за особенностей внешних условий двигательной дея­тельности (плохая освещенность, духота, ветер, оттепель на лыжне, неисправность костюма, плохая магнезия, не­стандартные снаряды и др.); 15) ошибки, связанные с «неудобными» или неожиданными особенностями парт­нера или противника; 16) ошибки, вызванные особеннос­тями регламентации деятельности (неудобное время со­ревнований, утомление из-за недостаточных интервалов между встречами или подходами, нехватка времени для разминки и опробования снаряда, чрезмерные интервалы между подходами и т. п.).

Группа случайных ошибок: 17) ошибки, не спровоци­рованные внешними факторами (спонтанные); 18) ошиб­ки, вызванные случайными внешними факторами (какой-либо внезапный шум, случайно замеченное знакомое ли­цо и т. д.); 19) ошибки, вызванные совпадением внешних и внутренних случайных факторов, которые порозньневызвали бы ошибки; 20) не объясненные ошибки.

Данная классификация призвана помочь отысканию причин ошибок и устранению этих причин. Конечно, ре­альные причинные связи обычно много сложнее, чем на схеме.

Того же типа классификация, но только акцентирую­щая внимание на делении ошибок в педагогическом пла­не: Типовые ошибки это ошибки, связанные с типовыми, характерными для лю­бой двигательной деятельности энергетическими и коор­динационными трудностями. Типичные ошибки часто возникающие, характерные для данного упражнения или действия. Характерные ошибки— часто возникающие у данного спортсмена в сходных двигательных ситуациях, характерные именно для него. Внешнеситуационные ошибки появляющиеся в связи с особенностями внеш­них условий двигательной деятельности. Внутреннеситуационные ошибки такие, причиной которых является необычность, особенность состояния спортсмена (эмо­циональное состояние, утомление, несобранность и т. д.). Неопределенные ошибки те, которые обнаружены, но не поддаются распознаванию. Необъясненные системати­ческие ошибки распознанные ошибки, причины кото­рых пока не поддаются выявлению. Случайные ошиб­ки появляющиеся редко, бессистемно и по непонят­ным или случайным причинам.

3. Принципиальное значение имеет классификация двигательных ошибок по их причинно-следственным свя­зям, потому что при анализе реализованной техники уп­ражнения необходимо находить самые «глубокие» ошиб­ки, являющиеся причиной тех, что «лежат на поверхно­сти» и легко заметны. Нужно путем анализа продвигаться по причинной цепи к ее началу, к ошибке-основанию, а найдя ее, последовательно избавляться сначала от нее, затем, продвигаясь снова по причинной цепи, но только в обратном направлении,—от производных ошибок всех порядков, кончая ошибкой эффекта.

При этом надо иметь в виду, что установление дейст­вительных причин двигательной ошибки нередко пред­ставляет собой сложную задачу. Причинно-следственная цепь ошибок бывает многозвенной, подлинные причины ошибки иной раз замаскированы какими-то их след­ствиями, т. е. производными от них ошибками. Меж­ду тем ошибка в определении ошибки-основания (первич­ной ошибки) логически влечет за собой применение не­эффективной методики преодоления обнаруженной ошиб­ки (обычно ошибки эффекта). Иной раз это может при­вести к ее закреплению или даже усугублению.

4.Несколько иной характер носит другая,совсем прос­тая, классификация, отражающая ожидание ошибки: двигательные ошибки делятся на систематиче­ские (постоянно проявляющиеся), периодические (перио­дически проявляющиеся, т. е. регулярно, но далеконевсегда) и одиночные (редкие, нерегулярные и потому поч­ти не ожидаемые).

5. Для контроля и самоконтроля за двигательной дея­тельностью далеко не безразлична степень осознаваемости двигательных ошибок. Не безразлична она и для ра­боты над их исправлением. Одна из возможных класси­фикаций по этому признаку дана на схеме 17.

Схема 17. Классификация двигательных ошибок по степени их осознаваемости:

1 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом; 2 — косвенно определяе­мые; 3 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом и косвенно опреде­ляемые; 4- обнаруживаемые; 5—понимаемые, самонаблюдаемые и опреде­ляемые не полностью; 6 — полностью понимаемые и определяемые, но несамо-наблюдаемые; 7 — полностью самонаблюдаемые и определяемые, но не пол­ностью понимаемые; 8 — не полностью понимаемые и определяемые; 9 — в свя­зи снеумением анализировать; 10—из-за сложности ситуации; 11—из-за невнимательности

6. Коррекция, компенсация, преодоление ошибок— важнейшие задачи, решению которых также могут в ка­кой-то мере помочь совсем простые классификации: они облегчают, например, передачу знаний в этом вопросе, обмен опытом, планирование подготовки, оценку целесо­образности включения в программу того или иного упра­жнения и т. д. Во многих случаях качественного анализа могут оказаться полезными совсем простые, естествен­ные деления ошибок на группы:

— по степени возможной компенсации: компенсируе­мые, частично компенсируемые, некомпенсируемые;

— по коррективности: корректируемые, частично кор­ректируемые, некорректируемые;

— по «стойкости»: спонтанно исчезающие, нестойкие, стойкие.

Конечно, понятие «компенсативность» в достаточной мере условно: ни одну двигательную ошибку полностью компенсировать нельзя (в данном действии), так что имеется в виду возможность лишь в основном ее компен­сировать. Говоря о спонтанно исчезающих ошибках, сле­дует иметь в виду такие, которые ликвидируются в про­цессе повторения упражнения без специальных методиче­ских усилий.

7. Ошибки формируются по-разному: внезапно; посте­пенно внедряясь в исполнение и формируясь; периодиче­ски возникая и исчезая, но с тенденцией к углублению и закреплению. По характеру появления ошибки можно де­лить на первичные возникающие с самого начала при обучении, и вторичные возникающие уже после того, как упражнение было разучено и выполнялось без данной ошибки. Можно сгруппировать и таким способом: 1 ) пер­вичные ошибки —ошибки незавершенного освоения уп­ражнения или действия, возникшие как результат непол­ного преодоления трудности его выполнения; 2) внесен­ные ошибки — привитые неверным обучением в начальной его стадии либо уже после освоения без данной ошиб­ки; 3) сочетательные возникшие в связи с трудностями (либо изменением двигательной ситуации) при сочетании нескольких действий (одновременно или последователь­но); 4 ) переносные возникшие в результате невольного переноса в чем-то сходного, но неадекватного навыка; 5) отраженные появившиеся как побочный, косвенный результат другой двигательной ошибки, ее влияния, акти­визировавшего тенденцию к возникновению данной ошиб­ки, не проявлявшуюся по той или иной причине; 6) угасательные связанные с угасанием навыка; 7) спонтанно искажающие появившиеся спонтанно и искажающие навык.

8. С позиций механики ошибки можно делитьна гео­метрические —ошибки позы, ориентации тела в простран­стве и относительно какого-то выбранного объекта, в гео­метрической форме движений; кинематические —ошибки в траекториях и направлениях движений, в их скоростях и ускорениях; ритмические—ошибки в сочетании движе­ний, действий, пауз во времени; динамические —ошибки в характере, локализации и величине мышечных напря­жений, в образовании моментов сил, в формировании ста­тических моментов и моментов инерции. Ошибки, входя­щие в первые три группы, непосредственно наблюдаемы и со стороны, и самим спортсменом; входящие в четвер­тую группу — непосредственно наблюдаемы только са­мим спортсменом, со стороны же могут быть замечены и оценены только путем умозаключений, опирающихся на наблюдение видимых результатов-следствий этих оши­бок, т. е. производных ошибок.

9. По значимости двигательные технические ошибки удобно классифицировать с использованием шести гра­даций: разрушающие (действие или упражнение оказы­вается из-за такой ошибки невыполненным ), грубые, зна­чительные, существенные, мелкие, несущественные.

Следует различать несколько градаций осознания дви­гательной ошибки: 1) констатация ее наличия, 2) ее об­наружение (констатация наличия с определением «по­врежденного места» системы движений), 3) распознава­ние (идентификация), 4) аналитическое определение, 5) аналитическая оценка.

Это не только градация осознания ошибки,но и в из­вестном роде ступени, этапы ее осознавания. По-видимо­му, не обязательно оно проходит все пять «ступеней»: первая ступень нередко может быть пропущена, первые два этапа могут сливаться в один сложный: четвертая ступень также необязательна; наконец, могут быть опу­щены все три последние ступени либо четвертая и пятая, но в этом случае мало пользы от достигнутого осознания ошибки. Аналитическая оценка ошибки необходима для адекватной реакции на нее, аналитическое определение— для последующей борьбы с ней.

Констатация наличия двигательной ошибки чаще все­го осуществляется через определение несоответствия ко­нечного (или контролируемого промежуточного) эффекта выполняемых действий двигательной программе. Однако в тех упражнениях, где имеет место взаимодействие с партнером или противником, подобная констатацияневсегда возможна без более или менее тщательного ана­лиза этого взаимодействия. В таких случаях приходится принимать интуитивное решение, если нет других призна­ков допущенной ошибки.

Если спортсмен обычно выполняет данное упражнение или действие без рассматриваемой ошибки, то когда она вкрадывается, он замечает это по изменениям в привыч­ных двигательных ощущениях. Простейший анализ этих изменений обычно позволяет в общих чертах определить характер ошибки и локализацию ее в упражнении или в двигательном аппарате.

Следующий этап — распознавание ошибки, ее иденти­фикация: как бы узнавание ее, определение ее соответст­вия всем признакам той или иной ошибки, уяснение того, что это и есть «та самая» ошибка. Данный этап очень ва­жен, поскольку имеется немало сходных по ряду заметных признаков, но принципиально различных (как по причи­нам, так и по следствиям) ошибок. Приняв одну ошибку за другую, спортсмен или тренер может попасть в своего рода методический тупик, безуспешно пытаясь выправить как будто «опознанную» ошибку неадекватными средст­вами и методическими приемами. Иной раз при этом дей­ствительная ошибка даже усугубляется, в некоторых слу­чаях ее наиболее заметные проявления маскируются, что затрудняет ее обнаружение. Можно вызвать и новую ошибку.

Тренер, разумеется, не может сразу обнаружить и рас­познать ошибку по изменению привычных двигательных ощущений спортсмена (хотя может сделать это несколь­ко позже, расспросив его о них). Но он видит результат действия, наблюдает его общую картину, те или иные ха-рактерные частности и на основании наблюдений может констатировать наличие ошибки, обнаружить и распо­знать ее.

Конечно, ожидая появления какой-то определенной ошибки, нетрудно, минуя первые две ступени, сразу рас­познать ее. Тренеру сделать это легче, спортсмену труд­нее. Иной раз, если ошибка очень заметная, такой «ска­чок» сразу на третью ступень осознания ошибки возмо­жен и в том случае, когда ее не ждут.

Одну и ту же ли ошибку распознают спортсмен и тре­нер? Совсем не обязательно. Спортсмену легче заметить динамические ошибки, тренеру—кинематические (речь идет о тенденции, а не обо всех случаях). Варианты тако­го разногласия могут быть самые различные. Спортсмен и тренер могут заметить разные, не связанные между со­бой ошибки; ошибки, связанные причинной связью; ошиб­ки, входящие в разные ветви причинно-следственной це­пи. Если же ими опознана одна и та же ошибка, то и тут полное совпадение не обязательно: они могут увидеть разные стороны ошибки, по-разному оценить ее. Поэтому полезен обмен мнениями между спортсменом и тренером относительно допущенной ошибки, их наблюдения часто дополняют одно другое.

Аналитическая оценка ошибки состоит в установлении ее примерной величины (мелкая, грубая и т. п.), значения для выполнения действия или упражнения, размера и направления отклонения движений или усилий от запро­граммированных, возможности и сложности компенсации или коррекции. Обычно следует стремиться к максималь­ной объективизации оценки. Иногда же целесообразно субъективно преломлять ее объективное содержание— когда это помогает (в связи с субъективностью аффе­рентной программы) внести коррективы в ход выполне­ния действий или упражнения. Следует иметь в виду, что оценка значения ошибки или выполнения действия или упражнения, как и оценка возможности коррекции и ком­пенсации, должна зависеть не только от самой ошибки, но и в большой степени от индивидуальных двигательных возможностей спортсмена, от условий поставленной дви­гательной задачи, от условий, в которых выполняется действие.

Оценка величины ошибки позволяет очень приблизи­тельно, но оперативно взвесить ее значение, выбрать средства коррекции и компенсации, сравнить качество разных попыток выполнения данного действия, что очень важно для контроля за ликвидацией ошибки в процессе тренировки и соревнований. Оценка значения ошибки для выполнения действия существенна при определении того, какое внимание уделять ее исправлению.

Оценка размера и направления отклонения движений и усилий от запрограммированных необходима для их компенсации или коррекции, а также для аналитического определения ошибки. Оценка же возможности, сложности и, следовательно, определение общего характера коррек­ции или компенсации ошибки обязательно должна пред­варять эти «спасательные» действия.

Существенно различаются между собой задачи опе­ративной, текущей оценки ошибки и оценки, отставлен­ной во времени. Первая нужна для немедленной реакции, в частности для оценки возникшей двигательной ситуа­ции; вторая—для «лечения» ошибки, для принятия не­обходимых мер по ее компенсации в последующих попыт­ках выполнения этого же действия, для оценки общей двигательной ситуации, возникающей в результате вы­полнения данного действия с такой ошибкой. Текущая оценка ошибки в основном интуитивна, она опирается на накопленный опыт анализа двигательных ошибок, особенно сходных с данной, но из-за недостатка времени не основана на точном знании, на анализе. Отставленная же оценка должна быть основана на аналитическом оп­ределении ошибки, хотя обычно (из-за незнания всех факторов и за отсутствием точных характеристик извест­ных факторов) в отставленной оценке ошибки более или менее значительное место занимают и интуитивные ком­поненты.

Тренеру аналитическая оценка двигательных ошибок ученика необходима и для того, чтобы лучше учить не только данного, но и других своих подопечных.

Устранение ошибок начинается с установления, в чем именно заключается ошибка, в чем ее причины и каковы последствия. Иначе говоря, надо разобрать, какова ее роль и место в упражнении. Педагогу необходимо знать возможные ошибки и их причины, чтобы правильно строить методику обучения. Иногда ошибка устраняется легко тем, что создается правильное выполнение, заменяющее ошибочное. Но нередко необходимо сначала разрушить закрепившееся невер­ное выполнение, специально ввести помехи, лишающие ошибку устой­чивости.

Таким образом, устранение ошибки — почти всегда перестройка системы движений. Исправление оши­бок основывается на анализе как правильной техники, так и са­мой ошибки. Большую помощь оказывает дополнительная инфор­мация.

На высшем уровне совершенствования техники чаще, чем ошибки, встречаются недочеты. Их нередко трудно отличить от индивидуаль­ных особенностей техники.

Ошибки как отклонения, выходящие за пределы допустимых, сни­жают результат упражнения; основные — нарушают основной механизм, частные — только частные детали. В целях предупреждения и устранения ошибок следует применять структурный анализ их п р и ч и н и последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.