Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы качественного биомеханического анализа




Тема 10. МЕТОДИКА БИОМЕХАНИЧЕСКОГО КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

1. Методы качественного биомеханического анализа 2. Правила качественного биомеханического анализа 3. Приемы анализа 4. Типичные ошибки качественного биомеханического анализа

Выбор методов и приемов, а также глубина и досто­верность КБА во многом зависят от формы и содержа­ния отправных данных. В большинстве случаев их при­ходится активно добывать, но иногда они «приходят» в готовом виде: литературные материалы, кинограммы или другие фото- и киноматериалы, собственные старые материалы. Отправные данные могут быть разных видов и иметь различные источники.

Для тренера главный источник—наблюдение, для спортсмена — самонаблюдение. Конечно, различие этих источников очень велико.

Самонаблюдение. К сожалению, не все спортсмены и тренеры придают самонаблюдению должное значение, не все ведут его активно и сознательно, продуманно и планомерно. Тем не менее оно всегда в тех или иных масштабах имеет место хотя бы как спонтанный, сти­хийно стимулируемый и осуществляемый процесс, продик­тованный необходимостью либо случайными обстоятель­ствами. Таким образом, тренировка в самонаблюдении идет постоянно, так что с ростом спортивного стажа со­ответствующие умения совершенствуются.

Вряд ли можно сомневаться в том, что эффективность самонаблюдения значительно выше в тех случаях, когда оно представляет собой планомерный, целиком осмыс­ленный и, главное, целенаправленный процесс, когда пе­ред спортсменом ставятся долгосрочные задачи, выраба­тывается адекватная задачам тактика и методика фик­сации ощущений и восприятий.

Чтобы само наблюдение было в достаточной мере эффективным, спортсмен должен вполне определенно знать, что именно наблюдать, как и зачем. И чем точнее он знает это, тем точнее замечает и дифференцирует.

Каковы объекты самонаблюдения, что спортсмен может контролировать? Главным можно считать следующее.

1. Общий характер выполнения упражнения. Имеется в виду оценка легкости выполнения упражнения, степени гармонической слитности его деталей, согласования част­ных действий, результативности. Сюда же относится оценка эстетичности выполнения (в тех видах спорта, где эта характеристика существенна).

2. Общая форма системы (общий рисунок) движений, особенности пространственной и временной взаимосвязи внешних форм движений. Форма движений в ряде видов спорта является определяющим фактором—это общеиз­вестно и не нуждается в комментариях. Поэтому следует заострить внимание на том, что во всех без исключения физических упражнениях форма отдельных движений является, во-первых, отражением развиваемых спортсме­ном усилий в сочетании с действием внешних сил, а во-вторых— условием той или иной эффективности разви­тия и приложения мышечных усилий, как и использова­ния (либо уменьшения вредного действия) внешних сил.

3. Форма отдельных деталей движений. Данные о ней нужны для тонкого анализа движений. Обычно удается сравнительно уверенно и точно проконтролировать фор­му не более чем 1—2 деталей движений. Попытка «гло­бального» контроля приводит обычно к тому, что как следует заметить ничего не удается.

4. Ритм движений и частных действий. В ряде случаев такой контроль лучше удается при использовании звуко­вой модели ритма (обычно мысленно воспроизводимой). Самоконтроль ритма движений и частных действий— это, по сути дела, дополнительный косвенный контроль За их динамикой, ритмической стороной процессов на­пряжения и расслабления основных работающих мышеч­ных групп,

5. Темп движений. Самоконтроль темпа движений особенно важен при выполнении упражнений (или дей­ствий) циклического характера. Он требует специально­го навыка, специфического «чувства темпа», которое развивается направленной тренировкой. Говоря о темпе движений, следует иметь в виду и дыхательные дви­жения.

6. Точность движений. Контроль за точностью движе­ний и частных действий требует умения распределять внимание, особенно в тех случаях, когда одновременно решаются и другие двигательные задачи. Осу­ществляется он как по результатам двигательного действия, так и по промежуточным ориентирам, в основном проприорецептивным.

7. Динамика движений и действий. Этот самоконтроль бывает довольно сложен, особенно в условиях соревно­ваний, когда проприорецептивные оценки в той или иной мере искажаются в связи с эмоциональным напряжени­ем. Компенсация и предупреждение искажений достига­ются опытом самоконтроля именно в соответствующих ситуациях.

Наблюдение. И спортсмен, и тренер имеют огромные возможности получения отправных данных К.БА путем наблюдений: спортсмен—над другими спортсменами, тренер, кроме того, и над тем спортсменом, чью технику выполнения нужно подвергнуть анализу.

Наблюдения обычно достовернее самонаблюдений и по другой причине: их проводит тренер, человек опыт­ный, тогда как возможности спортсмена (его знания, умения, навыки) значительно ниже. Не следует забывать, что хотя объекты наблюдения и самонаблюдения часто одинаковы, получаемая информация нередко различается по существу, по смысловому содержанию, и всегда— по форме. Поэтому наблюдение и самонаблюдение— взаимодополняющие процессы, составляющие в случае их удовлетворительной координации систему, благодаря чему получаемая информация не просто суммируется:вомногих случаях при сопоставлении появляется информа­ция, не содержащаяся ни в наблюдениях, ни в самонаб­людениях, взятых порознь; возникают уверенность или сомнение в объективности полученной информации и выводов из нее, которых не было бы при использовании одного источника и которые порой совершенно необхо­димы для формирования правильных представлений.

Помимо перечисленных общих объектов наблюдения и самонаблюдения, следует назвать ощущения при под­держке и помощи: тренер может извлечь из них ценную косвенную информацию о выполнении спортсменом дан­ных действий (как о динамике, так и о кинематике). Информация, которую получает тренер, осуществляя поддержку или помощь, ценна уже потому, что она отли­чается от визуальной информации по модальности: тре­нер получает ее от своих проприорецепторов и кожных рецепторов. Но не только в этом дело: главное в том, что это информация о динамике выполнения спортсменом данного действия, причем не о тех усилиях, которые он развивает, а об отклонениях от должных усилий. Иными словами, это прямая информация о том, как надо изме­нить систему усилий, чтобы выполнение действия было правильным. Наконец, очень важно, что тренер может получить представление о возможностях спортсмена в выполнении таких деталей действия, которые были ему недоступны из-за плохого выполнения других деталей, компенсируемого поддержкой или помощью.

Одна из серьезных задач наблюдения — получение информации об эволюции выполнения спортсменом рас­сматриваемого действия или упражнения, а также об изменениях в выполнении данного и других действий в связи с влиянием различных внешних и внутренних фак­торов. Конечно, это в большей или меньшей мере долж­но быть и объектом самонаблюдения.

Использование изображений двигательных действий. Изучение изображений двигательных действий, уступая во многом прямому за ними наблюдению, обладает и рядом преимуществ (например, снимаются или сущест­венно уменьшаются временные ограничения для сбора информации, появляется возможность прямого измере­ния ряда пространственных соотношений. Изображения двигательных действий можно классифицировать по их функциональным педагогическим свойствам (схема 18).

Схема 18. Классификация изображений двигательных действий:

I — фотографии, 2—слайды и диафильмы, 3—стоп-кадры киноматериалов. 4 — кино- и контурограммы, 5—циклограммы, 6, 18, 20 — хронограммы, 7— «сырые» материалы киносъемки. 8 — видеозапись, 9 — простые кинокольцовки, 10 — разработанные кинокольцовки, 11—простые кинофрагменты, 12—разра­ботанные учебные кинофрагменты и кинофильмы. 13—схемы действий, 14— зарисовки отдельных поз, 15—зарисовки серии последовательных поз, 16— модельные копии, 17 — копирующая демонстрация, 19—схемы. 21 — рисунки отдельных поз, 22—рисунки серии последовательных поз, 23 — модельная де­монстрация, 24—демонстрация действия с условностями, облегчающими его выполнение и анализ

Объективные изображения получают с помощью кино-, фото- или видеоаппаратуры. Для КБА могут быть использованы как съемки данного спортсмена во время выполнения им рассматриваемого упражнения, так и съемки других спортсменов и других упражнений, при­чем материал съемок может быть оформлен и обработан по-разному. Хронограммы составляют либо по материа­лам киносъемки (видеозаписи), либо с помощью секун­домера с визуальным определением развития движений во времени. Неподвижные объективные изображения позволяют довольно точно воспроизвести картину зафиксированных моментов двигательного действия и его дета­лей, подвижные—его общую картину (в случае рапидной съемки или замедленного показа можно разглядеть действие подробнее и точнее).

Копирующие субъективные изображения могут в из­вестной мере заменить объективные и применяются либо в связи с отсутствием последних, либо в целях экономии времени. Конструируемые изображения позволяют лучше анализировать невыполнявшиеся двигательные действия, воображаемые варианты техники упражнения и т. д. По­этому такие изображения не могут быть заменены объек­тивными. Конечно, конструируемые изображения можно оформить с помощью фото- или киноаппаратуры, но это не меняет их принципиальной сущности.

Опрос. Это очень информативное средство получе­ния данных для анализа. С помощью опроса спортсмен или тренер пополняет свои собственные наблюдения и,проверяет их. Следует, однако, заметить, что опрашивае­мый очень часто—сознательно или подсознательно—старается передать не просто свои наблюдения «в чистом виде», а какую-то свою версию замеченного, что имеет и положительную и отрицательную стороны. Версия мо­жет быть удачной, отвечающей истине, и тогда все на­блюдения будут точнее, тоньше, глубже. Но версия может оказаться ошибочной, и тогда наблюдения опраши­ваемого нередко подсознательно деформируются, иска­жаются. Это легко может ввести в заблуждение опраши­вающего, особенно когда его собственные наблюдения расплывчаты и неполны (либо если он себе не очень доверяет).

Использование приборных данных. В КБА могут быть с успехом использованы данные проведенных ранее ис­следований: материалы измерений, обработанные резуль­таты, выводы. Кроме того, некоторые приборы настолько просты и требуют для измерений такого незначительного времени и внимания, что могут без ущерба для решения других задач тренировки применяться в ее процессе, а полученные данные—в анализе выполнения упражне­ний (измерения с помощью секундомера, рулетки, порта­тивного акселерометра и т д.). В КБА эти данные ис­пользуются для сопоставления с аналогичными данными или для приблизительных расчетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.