КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы управления
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕНЕДЖЕРУ. Менеджер должен владеть методами и средствами управления коллективом на основе глубоких знаний его внутренних связей, координации деятельности работников в трудовом процессе. К менеджеру предъявляются также требования знания основ социологии, психологии и т.д. Считается, что подготовить хорошего менеджера можно за 10-15 лет, включая обучение и приобретение опыта работы на предприятиях. Менеджмент есть особый вид экономической деятельности, центральное звено которой - управление совместным трудом людей. Для этого нужно иметь целый ряд необходимых способностей, качеств. Приведем перечень основных качеств, которыми должен обладать хороший менеджер, и дадим им краткую характеристику. Первое качество менеджера: адаптационная мобильность -склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний, индивидуальность, нетерпимость к косности, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, предприимчивость, умение избавиться от нерадивых и неспособных, не нарушая при этом законы порядочности. Второе качество: контактность - общительность, способность располагать к себе людей, умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами оппонента, интерес к людям, способность располагать к себе людей, выслушивать, понимать и убеждать людей. Третье качество: стрессоустойчивость - интелектуальная и эмоциональная устойчивость в сложных проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии управленческих решений. Четвертое качество: доминантность - смелость, решительность, здоро- вое стремление к лидерству, самоуважение, волевой характер, честолюбие. Ра-зумеется, все эти качества не должны носить гипертрофированным характер -здесь важное значение приобретает вопрос меры.
Пятое качество: высокий профессиональный и интелектуальный уровень - умение грамотно выполнять управленческие функции, правильно проводить деловые совещания, способность организовать ведение и эффективное использование управленческой документации. Для менеджера весьма важными качествами являются умение правильно говорить, правильно писать, правильно читать и т.п. Эффективность работы менеджера во многом зависит от того, какими методами управления он пользуется. Методов управления сравнительно много, в различных учебниках они сгруппированы по-разному. Дадим классификацию методов управления, которая приводится в книге Мескона М. и др. "Основы менеджмента" (с некоторыми коррективами, изменениями и сокращениями). 1) Методы управления, основанные на принуждении (влияние с по 2) Методы управления, основанные на вознаграждении. Чтобы пли
3) Методы управления, основанные на силе примера лидеров (ли- 4) Методы управления, основанные на использовании высокого 5) Методы, базирующиеся на стимулировании подчиненных путем убе- В последние годы способности исполнителя вплотную подошли к способностям руководителей (повысился уровень образования и другие причины). Следовательно, становится все труднее использовать методы принуждения. поощрения и т.п. Поэтому возрастает значение сотрудничества исполнителей с непосредственным руководителем. Склонить исполнителя к сотрудничеству можно путем воздействия на него, главным образом, с помощью убеждения и с помощью влияния через участие. Воздействие с помощью убеждения возможно лишь в том случае, если менеджер заслужил доверие исполнителей, пользуется у них большим уважением и авторитетом. По способу воздействия можно выделить три вида убеждения: - непосредственно-эмоциональное - воздействие на чувства; - логическое - на разум; - убеждение практикой. К недостаткам формы воздействия путем убеждения относится ее неопределенность, потребность в большом количестве времени и усилий. Заставить исполнителя выполнять то или иное поручение было бы гораздо проще с помощью приказа. Вторая форма воздействия с помощью влияния через участие заключается в том, что подчиненный принимает непосредственное участие в выработке целей и задач и способах их реализации. Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные методы управления обычно применяются не каждый в отдельности, а в комплексе, в сочетании в зависимости от конкретной ситуации и от личностных качеств того или иного исполнителя,
В зависимости от того, каким методам управления менеджер отдает предпочтение, складывается его стиль руководства. Известны четыре основных стиля руководства: автократический, демократический, либеральный, адаптивный. Руководитель - автократ стремится максимально централизировать полномочия, лишить подчиненных свободы в принятии решений, он может оказывать психологическое давление на подчиненных и даже угрожать. Руководитель - демократ избегает навязывать свою волю подчиненным. Здесь высока степень децентрализации полномочий. Подчиненные принимая:: активное участие в принятии решений и пользуются сравнительно широкой свободой в выполнении заданий. либеральный руководитель предоставляет своим подчиненным практически полную свободу. Адаптивный стиль руководства предполагает гибкий учет складывающейся реальности, исходя из конкретной ситуации и личных качеств подчиненных. К одним из них применим метод принуждения на основе автократического стиля, другие, наоборот, лучше работают, если руководитель применяет по отношению к ним демократический либо либеральный стиль руководства. Таким образом, руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния на подчиненных и применять их в зависимости от складывающихся условий. Адаптивный стиль, по мнению многих экономистов, наиболее приемлем в настоящее время в России, когда идут болезненные процессы перехода к рынку и одновременно с этим происходит формирование слоя управленческих работников, использующих современные достижения в области менеджмента. 3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ФОРМЫ Одним из важнейших элементов процесса управления является контроль за деятельностью подчиненных. Различают три формы контроля: предварительный, текущий, заключительный. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур, правил, требований, условий. Например, для того, чтобы принимаемые на работу сотрудники могли выполнять определенные обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы по данной специальности.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, выполняемых подчиненными. Такого рода контроль является прерогативой непосредственного начальника. Регулярная (но не чрезмерная) проверка работы подчиненных, обсуждение с ними возникших проблем и предложений по совершенствованию работы позволяет предотвратить нежелательные отклонения от намеченного плана или, по крайней мере, свести их к минимуму. Важно отметить, что осуществление текущего контроля возможно лишь при наличии обратной связи между управляющим и его подчиненными. Простейшим примером обратной связи является своевременное доведение до подчиненных замечаний и коррективов менеджера по ходу выполнения рабо- ты. Заключительный (оценочный, итоговый) контроль преследует следующие цели: - оценку деятельности за прошедший период; - коррективы на предстоящий период; - увязку результатов деятельности с вознаграждением. О точки зрения Вместе с тем не всякий контроль приносит максимальный эффект. Чтобы его обеспечить, контроль должен удовлетворять определенным требованиям, среди которых наиболее важными являются: - стратегическая направленность контроля: контроль должен отражать - ориентация на конкретные результаты (рост объема продаж, прибыли, - своевременность и полнота: система контроля должна дать нужную - гибкость: контроль должен быть приспособлен к происходящим изме- - простота: простейшие методы контроля требуют меньших усилий, бо- -экономичность: затраты на осуществление контроля должны быть меньше, чем доходы, полученные от него, необходимо избегать чрезмерного контроля. Работа подчиненных не должна проверятся чаще и тщательнее, чем это нужно для организации эффективной работы; чрезмерный контроль обычно вызывает раздражение у подчиненных и мешает работе; - установление приемлемых требований и стандартов, положительно -вознаграждение за достижение определенного результата (различные системы премирования, повышение по службе и т.п.). Причем, следует стремиться к справедливому вознаграждению, в противном случае снижаются мотивы к улучшению работы. Таковы требования, предъявляемые к организации контроля. Если эти требования не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме, то возможны негативные последствия, среди которых наиболее часто встречаются следующие: а) поведение подчиненных, ориентированное преимущественно на то, б) получение искаженной информации от подчиненных. Например, если Достижение требуемой эффективности контроля менеджера над своими подчиненными возможно лишь при оптимальном количестве подчиненных. В менеджменте для этого существует такой показатель как норма управляемо- сти (административная емкость) - количество работников, которые подчиняются данному руководителю. Норма управляемости зависит от ряда факторов, таких, как характер выполняемых задач, квалификация подчиненных, способности руководителя. Ряд ученых управленцев считает, что оптимальной нормой управляемости является 7-10 подчиненных на одного менеджера. Превышение нормы управляемости обеспечивается рационализацией технологической стороны управления. Имеется ввиду передача машинам всей механической работы, индустриализация и автоматизация процесса, управления. К необходимым атрибутам контроля в сфере управления относится система управленческой документации. В настоящее время общепринятой типологии систем документации в сфере управления не существует. Нынешняя практика стандартизации управленческой документации базируется на отраслевом принципе с- учетом особенностей тех или иных предприятий. Документопотоки в сфере управления следует разделять на цепочки документов по вертикали и цепочки документов по горизонтали. По вертикали циркулируют документы по подчиненности, по горизонтали - при равном правовом статусе управленцев. Каждый вид документа имеет свои особенности. Однако все документы в сфере управления по функциональному назначению можно разделить на следующие группы: а) инструктивно-распорядительные (должностные инструкции, реше- б) справочные (сводка, акт, протокол, ведомость); в.) оперативные (слу- Наиболее распространенный вид организационных документов -это положение о структурном подразделении. Важное значение в управленческой деятельности имеет соблюдение принципа: "у одного подчиненного - один руководитель". Иначе говоря, над мастером, начальником цеха, директором завода должен быть один руководитель. Организация управленческой деятельности, кроме всего прочего, требует распределения полномочий между руководителями и подчиненными (делегирование полномочий). Чтобы делегирование было эффективным, необходимо определенное соответствие между полномочиями и ответственностью: то есть руководитель должен делегировать исполнителю полномочия, достаточные для выполнения тех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это требование в менеджменте известно как принцип соответствия. Оптимальное делегирование полномочий, как показывает практика, не всегда обеспечивается из-за противодействия этому как руководителей, так и подчиненных. Основными причинами такого положения могут быть следую-щие обстоятельства: 1. Заблуждение руководителя, считающего что "я это сделаю лучше". 2. Отсутствие способности руководить. 3. Недоверие к подчиненным. 4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчинен- 5. Отсутствие или нехватка своевременной информации о работе подчи- Таковы основные аспекты управленческого контроля, как неотъемлемого элемента в деятельности менеджера.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |