![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Вопрос 3. Типология культур
Соотношение культуры и общества Субъекты культуры - все человеческое общество в целом (планетарная культура); - цивилизации (например, западная и восточная цивилизации); - отдельные общества (соответственно, немецкая, польская или чешская культуры); - социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, тендерная, профессиональная и т. д.; - отдельная личность.
- Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. - Категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.
Виды (типы) культур: - Материальная и духовная - Восточная и западная - Культура общества и культура личности - Элитарная и массовая - Официальная и народная - Субкультура и контр-культура
К материальной культуре относятся материальные ценности, Духовная культура включает духовные ценности, способные удовлетворять потребности нашей души. Духовная культура связана со сферой сознания общества и духовным производством. В нее включают науку, нравственность, воспитание и образование, право, религию, философию, искусство и т.д. Особое место в духовной культуре занимает весьма специфический её слой – художественная культура. Центральным звеном художественной культуры является искусство. Другим важным критерием для дифференциации культур является национально-государственный (этно-социальный, региональный), в соответствии с которым выделяют американскую, китайскую, российскую культуру, а внутри последней – русскую, татарскую, башкирскую и др.
В мировом масштабе выделяют такие глобальные культурно-исторические типы, как восточный и западный. Для первого характерны такие ценности как традиционализм, коллективизм, созерцательность, уважение к старшим и др., тогда как западная культура покоится на индивидуализме, утверждает прогрессизм (стремление к новациям), больше чтит активность и стремление к преобразованию мира. По субъектному признаку можно говорить о культуре общества и культуре личности, а также о корпоративной, профессиональной и др. групповых культурах. В соответствии с различными видами деятельности выделяют такие виды культуры, как культура труда, культура отдыха, культура быта, культура речи и т.п. Также различают элитарную и массовую культуру, для первой характерна ориентация на непонятность, сложность, изысканность норм и ценностей, тогда как массовая культура обычно тяготеет к простоте, понятности, доступности, развлекательности. К типичным формам массовой культуры относят комиксы, дорожные романы, боевики, «мыльные оперы», тогда как в высокую элитарную культуру включают классическую литературу, философию, живопись, классическую музыку, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки. Выделяют также такие понятия как «субкультура» и «контркультура». Субкультура -- культура отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры). Контркультура носит протестный характер – это протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека.
Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Официальной культуре, поддерживаемой и пропагандируемой государством, противостоит также народная культура, представленная не только фольклором, но многообразными традициями, обычаями, нормами, ценностями, функционирующими в быту.
ВЫВОДЫ по лекции: 1. Культура – это весьма широкое и многозначное понятие, существует более 500 различных определений термина культура. Чаще всего культура понимается как универсальный способ бытия человека в мире, как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (мир артефактов), как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания. 2. Основным элементом культуры, её далее неделимой «клеточкой» выступает ценность. Понятие ценности выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. 3. В контексте проблемы типологии культур выделяют такие виды культуры как материальная и духовная, культура общества и культура личности, восточный и западный тип культуры, элитарная и массовая, официальная и народная культуры.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите известные вам из имеющихся определений культуры. Чем объясняется их множественность? 2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы? 3.В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации? Разработал Преподаватель кафедры
старший лейтенант внутренней службы, к.ф.н. А.А. Туманов «26» августа 2013
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |