КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория организаций как управленческая наука об организацияхЗначимость теории организаций (ТО) в системе управленческих наук и в системе менеджерского образования очевидна. Во-первых, она обусловлена той важной ролью, которую играют организации в жизни современного общества. Жизнь современного человека невозможно себе представить без взаимодействия с многочисленными организациями. Каждый из нас с младенческого возраста и до смерти постоянно взаимодействует с деловыми и общественными организациями, получая необходимые товары и услуги в разнородных деловых, сервисных, образовательных и общественных организациях. В качестве таковых могут выступать: больница, магазин, школа, банк, страховая компания, пенсионный фонд, детский сад, ДЭЗ и т.д. С другой стороны, подавляющая часть взрослого населения включена в деятельность самих этих организаций, то есть участвует в производстве товаров или предоставлении услуг другим представителям социума. В этом смысле практически каждый человек является членом организаций. Во-вторых, роль организаций связана с важной функцией, которую выполняют организации в системе управления любой совместной деятельностью, а именно с функцией инстанции, соединяющей и координирующей разнородные деятельности для достижения неких общих целей. Представить себе совместную деятельность вне организаций просто невозможно. Хотя управление стало объектом пристального изучения примерно с последней четверти XIX в., сама проблема организации человеческой деятельности по-прежнему является весьма актуальной проблемой. В-третьих, значимость ТО как управленческой науки обусловлена тем, что организации — это весьма сложные, динамичные, специфические социальные образования. Изучение их природы, функций, механизмов функционирования и развития - это важная задача, которая будет стоять перед управленческими науками долгие годы. Потребность же в знаниях такого рода у управленцев всех категорий очень высока. Наконец, в-четвертых, учебный статус ТО определяется тем, что решение ряда практических задач в деятельности менеджера, в частности в сфере УЧР (например, организационное проектирование и реконструкции, разработка кадровых стратегий, разрешение организационных конфликтов; подбор, расстановка и продвижение кадров, планирование кадровой карьеры, формирование действенной корпоративной культуры и др.) прямо опираются на положения ТО. В рамках науки ТО может быть рассмотрена как особое направление или область исследований (как эмпирических, так и теоретических) в системе управленческих наук, направленная на изучение организаций различных типов, прежде всего, деловых организаций. Эта ее ипостась связана с тем, что данная область знаний не является застывшей системой. Исследовательская деятельность - это отправная точка, важнейший фактор развития любой науки — управленческие науки здесь не исключение. В основе ТО лежат результаты проведенных и проводимых сегодня исследований организаций. Специфика этого жанра исследований состоит в следующем: — В качестве центральной проблемы своего изучения исследователи, работающие в этой области, выделяют феномен социальной организованности (социальной упорядоченности). Это универсальное свойство социальной жизни, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности общества, но играющее особую роль в организациях как специфических социальных образованиях. — В качестве объекта изучения специалисты, работающие в сфере ТО, рассматривают организацию как специфическое социальное образование - социальный институт. — В качестве предмета деятельности в ТО обычно рассматривается совокупность разнородных средств регуляции (социальных, психологических, культурных, экономических, правовых, информационных и др.), обеспечивающих упорядоченность поведения и деятельности людей в организации. Именно эта разнородность - важный фактор, обуславливающий привлечение специалистов самых разных предметных ориентации к изучению организаций. В рамках управленческих наук ТО выступает как развитая управленческая теория. Ее возникновение - продукт теоретической деятельности многих ученых и практиков, начиная с конца XIX в.. В этой ипостаси ТО суть продукт исследований, результаты которых осмысляются, обобщаются и приобретают статус научной теории. Именно эта теоретическая составляющая области управленческих наук и дала название тому, что мы сегодня именуем ТО. Важность этой ее ипостаси очевидна. Итоги любых исследований (теоретических и эмпирических) не могут стать элементами научного знания и быть востребованы практиками без концептуализации, осмысления, моделирования. Результат этой деятельности - становление организационной теории. Итак, ТО может быть определена, как комплексная (межпредметная) базовая организационная теория в системе управленческих наук. Ее задача - попытаться понять и объяснить природу организации, логику и механизмы ее функционирования и развития, описать и осмыслить протекающие в ней процессы, выявить и объяснить обуславливающие их механизмы. Если более подробно говорить о специфике ТО как особой управленческой теории, то следует отметить, что она концентрирует внимание на изучении широкого перечня проблем: - роль организаций в современном мире; —этапы эволюции и перспективы развития; — типы организаций; —их природа; —условия функционирования; - логика и механизмы развития; —критерии, условия и принципы обеспечения эффективности; —разнообразие типов; - проблемы, возникающие в жизни организаций в процессе развития и функционирования; - принципы и типы строения организаций; —природа, роль и строение организационного окружения; —роль внешней среды для жизнедеятельности организаций; - способы и механизмы взаимодействия организации с окружающей средой; - социальные отношения, складывающиеся в организации и социальные процессы, протекающие в ней; —способы разделения и координации совместной деятельности; —природа власти и типы властных отношений в организации; - типы организационных структур и факторы, предопределяющие их разнообразие; — средства и механизмы контроля и регуляции поведения и деятельности; — способы и механизмы взаимодействия и коммуникации активных социальных агентов внутри организации и вне ее; - проблемы равновесия и конфликта между различными подсистемами и элементами организации; — факторы и механизмы, обеспечивающие, с одной стороны, предсказуемость и упорядоченность социальных отношений в организации, а с другой - вариативность, разнообразие поведения и активность участников коллективной деятельности; - проблемы соотнесения общеорганизационных групповых и индивидуальных целей участников коллективной деятельности и др. ТО - одна из базовых учебных дисциплин, составляющих основу менеджерского образования. В этом качестве она является необходимым элементом подготовки менеджеров любых специализаций. Однако, проблема трансляции знаний у правленческой науки в рамках вузовского курса, является одной из главных проблем при подготовке полноценного менеджера. Дело в том, что задача преподавания того или иного курса, построенного на базе науки, требует известной корректировки. Поэтому, в большинстве современных учебников (как отечественных, так и зарубежных) обычно излагается лишь одна из множества версий ТО, причем делается это в весьма упрощенной форме и зачастую за счет идеализации предметного содержания. Как управленческая теория, ТО занимает особое место в иерархии управленческих наук. Это базовая управленческая теория, поскольку она выполняет ряд теоретико-методологических функций по отношению к ряду специальных управленческих дисциплин и некоторым областям практической управленческой деятельности · фундаментальная наука — сфера производства принципиально нового знания; · прикладная наука - методолого-инструментальная сфера деятельности, связанная с созданием методов, инструментов и средств практической деятельности (проектная, конструкторская и технологическая деятельность). Работники этой сферы - одни из важных потребителей знаний и методов, наработанных фундаментальной наукой; · сфера практико-преобразовательной деятельности, использующая знания, наработанные фундаментальной наукой, а также средства и методы, наработанные прикладной наукой для решения практических задач. Кто же является потребителем знаний и методов, наработанных в рамках ТО? На уровне практико-преобразующей управленческой деятельности потребителями знаний, наработанных в рамках ТО, и средств деятельности, созданных в рамках системы прикладных управленческих наук, выступают две группы практиков, обслуживающих систему управления. Это менеджеры и управленческие консультанты, обслуживающие эту сферу. В ряду базовых управленческих теорий (кроме ТО) обычно выделяют либо общую теорию управления или менеджмента, либо теорию организационного поведения. Принципиальное различие между ТО и указанными дисциплинами просматривается уже на уровне фокуса исследований. Теория организационного поведения, сосредоточивая внимание на индивиде и социальной группе как субъектах деятельности и объектах организационного воздействия, делает акцент на многообразии и вариативности человеческого поведения, разнообразии поведенческих реакций людей в ответ на однотипные организационные воздействия. Что касается ТО, то она фокусирует внимание на проблеме упорядоченности, воспроизводимости и предсказуемости поведения как необходимых условиях коллективной целенаправленной деятельности. В дихотомии «ТО — теория управления» принципиальное различие заключается в том, что во второй основное внимание обычно фокусируется на процессе управления и целях управления, а также факторах и проблемах, возникающих в процессе управления коллективной деятельностью (исследование закономерностей, факторов, препятствий, механизмов и ресурсов процесса, ориентированного на целедостижения). Ключевыми словами здесь являются слова «цель» и «процесс». Что касается ТО, то здесь основное внимание переносится с процесса на субъект целедостижения. Оно сосредотачивается на изучении природы, состояния и строения организации как коллективного субъекта совместной деятельности. Организация здесь первична по отношению к процессу управления. Само существование организации рассматривается как важнейшее условие и предпосылка коллективной деятельности и целедостижения. Ключевые слова здесь - «коллективный субъект деятельности», «целостность», «структура» и «выживание организации». Хотя официально выделение ТО в качестве самостоятельной управленческой теории датируется началом 50-х гг. XX в., зарождение многих ее базовых положений связано с периодом последней четверти XIX в. Зародившись в рамках классической школы управления и пройдя несколько этапов углубления своего содержания, в итоге она сформировалась как сложная и многоэлементная система знаний, полученных в рамках многих школ и подходов, по-разному осмыслявших жизнедеятельность организации. Особо можно выделить вклад в разработку ТО представителей таких школ, подходов, групп ученых, как классическая школа, школа человеческих отношений, школа социальных систем, «эстонская» группа, социотехнический подход, эмпирический подход, ситуационный подход, антисистемный подход, конфликтно-игровой, организационно-экологический и др. ТО сегодня — это, во-первых, комплексная межпредметная теория со сложной структурой, во-вторых, — это многомодельная теория. В числе развитых специальных предметных организационных теорий, входящих в состав ТО, сегодня можно выделить: социологию организаций, психологию организаций, экономику организаций. Они являются неотъемлемыми элементами структуры ТО. В стадии становления находятся и другие специальные организационные теории, создаваемые в рамках предметных направлений таких наук, как социальная антропология, политология, культурология и др.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |