Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория организаций как управленческая наука об организациях




Значимость теории организаций (ТО) в системе управленческих наук и в системе менеджер­ского образования очевидна.

Во-первых, она обусловлена той важной ролью, которую играют органи­зации в жизни современного общества. Жизнь современного человека невоз­можно себе представить без взаимодействия с многочисленными организаци­ями. Каждый из нас с младенческого возраста и до смерти постоянно взаимо­действует с деловыми и общественными организациями, получая необходи­мые товары и услуги в разнородных деловых, сервисных, образовательных и общественных организациях. В качестве таковых могут выступать: больница, магазин, школа, банк, страховая компания, пенсионный фонд, дет­ский сад, ДЭЗ и т.д. С другой стороны, подавляющая часть взрослого населе­ния включена в деятельность самих этих организаций, то есть участвует в про­изводстве товаров или предоставлении услуг другим представителям социума. В этом смысле практически каждый человек является членом организаций.

Во-вторых, роль организаций связана с важной функцией, которую вы­полняют организации в системе управления любой совместной деятельнос­тью, а именно с функцией инстанции, соединяющей и координирующей раз­нородные деятельности для достижения неких общих целей. Представить себе совместную деятельность вне организаций просто невозможно. Хотя управление стало объектом пристального изучения примерно с последней четверти XIX в., сама проблема организации человече­ской деятельности по-прежнему является весьма актуальной проблемой.

В-третьих, значимость ТО как управленческой науки обусловлена тем, что организации — это весьма сложные, динамичные, специфические соци­альные образования. Изучение их природы, функций, механизмов функци­онирования и развития - это важная задача, которая будет стоять перед уп­равленческими науками долгие годы. Потребность же в знаниях такого рода у управленцев всех категорий очень высока.

Наконец, в-четвертых, учебный статус ТО определяется тем, что реше­ние ряда практических задач в деятельности менеджера, в частности в сфере УЧР (например, организационное проектирование и реконструкции, разра­ботка кадровых стратегий, разрешение организационных конфликтов; под­бор, расстановка и продвижение кадров, планирование кадровой карьеры, формирование действенной корпоративной культуры и др.) прямо опира­ются на положения ТО.

В рамках науки ТО может быть рассмотрена как особое направление или область исследований (как эмпирических, так и теоретических) в системе управленческих наук, направленная на изучение организаций различных типов, прежде всего, деловых организаций. Эта ее ипостась связана с тем, что данная область знаний не является застывшей системой. Исследователь­ская деятельность - это отправная точка, важнейший фактор развития лю­бой науки — управленческие науки здесь не исключение. В основе ТО лежат результаты проведенных и проводимых сегодня исследований организаций.

Специфика этого жанра исследований состоит в следующем:

В качестве центральной проблемы своего изучения исследователи, работающие в этой области, выделяют феномен социальной организованнос­ти (социальной упорядоченности). Это универсальное свойство социальной жизни, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности общества, но иг­рающее особую роль в организациях как специфических социальных обра­зованиях.

В качестве объекта изучения специалисты, работающие в сфере ТО, рассматривают организацию как специфическое социальное образование - социальный институт.

В качестве предмета деятельности в ТО обычно рассматривается сово­купность разнородных средств регуляции (социальных, психологических, куль­турных, экономических, правовых, информационных и др.), обеспечивающих упорядоченность поведения и деятельности людей в организации. Именно эта разнородность - важный фак­тор, обуславливающий привлечение специалистов самых разных предметных ориентации к изучению организаций.

В рамках управленческих наук ТО выступает как развитая управленчес­кая теория. Ее возникновение - продукт теоретической деятельности мно­гих ученых и практиков, начиная с конца XIX в.. В этой ипостаси ТО суть продукт исследований, результаты которых осмысляются, обобщаются и приобретают статус научной теории. Именно эта теоретическая составляю­щая области управленческих наук и дала название тому, что мы сегодня име­нуем ТО. Важность этой ее ипостаси очевидна. Итоги любых исследований (теоретических и эмпирических) не могут стать элементами научного зна­ния и быть востребованы практиками без концептуализации, осмысления, моделирования. Результат этой деятельности - становление организацион­ной теории.

Итак, ТО может быть определена, как комплексная (межпредметная) базовая организационная теория в системе управленческих наук. Ее задача - попытаться понять и объяснить природу организации, логику и механизмы ее функционирования и развития, описать и осмыслить протекающие в ней процессы, выявить и объяснить обуславливающие их механизмы.

Если более подробно говорить о специфике ТО как особой управленче­ской теории, то следует отметить, что она концентрирует внимание на изуче­нии широкого перечня проблем:

- роль организаций в современном мире;

—этапы эволюции и перспективы развития;

— типы организаций;

—их природа;

—условия функционирования;

- логика и механизмы развития;

—критерии, условия и принципы обеспечения эффективности;

—разнообразие типов;

- проблемы, возникающие в жизни организаций в процессе развития и функционирования;

- принципы и типы строения организаций;

—природа, роль и строение организационного окружения;

—роль внешней среды для жизнедеятельности организаций;

- способы и механизмы взаимодействия организации с окружающей средой;

- социальные отношения, складывающиеся в организации и социальные процессы, протекающие в ней;

—способы разделения и координации совместной деятельности;

—природа власти и типы властных отношений в организации;

- типы организационных структур и факторы, предопределяющие их разнообразие;

— средства и механизмы контроля и регуляции поведения и деятельности;

— способы и механизмы взаимодействия и коммуникации активных социальных агентов внутри организации и вне ее;

- проблемы равновесия и конфликта между различными подсистемами и элементами организации;

— факторы и механизмы, обеспечивающие, с одной стороны, предска­зуемость и упорядоченность социальных отношений в организации, а с дру­гой - вариативность, разнообразие поведения и активность участников кол­лективной деятельности;

- проблемы соотнесения общеорганизационных групповых и индиви­дуальных целей участников коллективной деятельности и др.

ТО - одна из базовых учебных дисциплин, составляю­щих основу менеджерского образования. В этом качестве она является необходимым элементом подготовки менеджеров лю­бых специализаций.

Однако, проблема трансляции знаний у правленческой науки в рамках вузовского курса, является одной из главных проблем при подготовке полноценного менеджера. Дело в том, что задача пре­подавания того или иного курса, построенного на базе науки, требует изве­стной корректировки. Поэтому, в большинстве современных учебников (как отечественных, так и зарубежных) обычно излагается лишь одна из множе­ства версий ТО, причем делается это в весьма упрощенной форме и зачастую за счет идеализации предметного содержания.

Как управленческая теория, ТО занимает особое место в иерархии уп­равленческих наук. Это базовая управленческая теория, поскольку она вы­полняет ряд теоретико-методологических функций по отношению к ряду специальных управленческих дисциплин и некоторым областям практичес­кой управленческой деятельности

· фундаментальная наука — сфера производства принципиально ново­го знания;

· прикладная наука - методолого-инструментальная сфера деятельно­сти, связанная с созданием методов, инструментов и средств практической деятельности (проектная, конструкторская и технологическая деятельность). Работники этой сферы - одни из важных потребителей знаний и методов, наработанных фундаментальной наукой;

· сфера практико-преобразовательной деятельности, использующая знания, наработанные фундаментальной наукой, а также средства и методы, наработанные прикладной наукой для решения практических задач.

Кто же является потребителем знаний и методов, наработанных в рам­ках ТО?

На уровне практико-преобразующей управленческой деятельности по­требителями знаний, наработанных в рамках ТО, и средств деятельности, созданных в рамках системы прикладных управленческих наук, выступают две группы практиков, обслуживающих систему управления. Это менедже­ры и управленческие консультанты, обслуживающие эту сферу.

В ряду базовых управленческих теорий (кроме ТО) обычно выделяют либо общую теорию управления или менеджмента, либо теорию организационного поведения. Принципиальное разли­чие между ТО и указанными дисциплинами просматривается уже на уровне фокуса исследований.

Теория организационного поведения, сосредоточивая внимание на ин­дивиде и социальной группе как субъектах деятельности и объектах организа­ционного воздействия, делает акцент на многообразии и вариативности челове­ческого поведения, разнообразии поведенческих реакций людей в ответ на однотипные организационные воздействия. Что касается ТО, то она фоку­сирует внимание на проблеме упорядоченности, воспроизводимости и предска­зуемости поведения как необходимых условиях коллективной целенаправлен­ной деятельности.

В дихотомии «ТОтеория управления» принципиальное различие за­ключается в том, что во второй основное внимание обычно фокусируется на процессе управления и целях управления, а также факторах и проблемах, воз­никающих в процессе управления коллективной деятельностью (исследова­ние закономерностей, факторов, препятствий, механизмов и ресурсов про­цесса, ориентированного на целедостижения). Ключевыми словами здесь являются слова «цель» и «процесс». Что касается ТО, то здесь основное вни­мание переносится с процесса на субъект целедостижения. Оно сосредота­чивается на изучении природы, состояния и строения организации как коллек­тивного субъекта совместной деятельности. Организация здесь первична по отношению к процессу управления. Само существование организации рас­сматривается как важнейшее условие и предпосылка коллективной деятель­ности и целедостижения. Ключевые слова здесь - «коллективный субъект деятельности», «целостность», «структура» и «выживание организации».

Хотя официально выделение ТО в качестве самостоятельной управлен­ческой теории датируется началом 50-х гг. XX в., зарождение многих ее базо­вых положений связано с периодом последней четверти XIX в. Зародившись в рамках классической школы управления и пройдя несколько этапов углуб­ления своего содержания, в итоге она сформировалась как сложная и много­элементная система знаний, полученных в рамках многих школ и подходов, по-разному осмыслявших жизнедеятельность организации. Особо можно выделить вклад в разработку ТО представителей таких школ, подходов, групп ученых, как классическая школа, школа человеческих отношений, школа социальных систем, «эстонская» группа, социотехнический подход, эмпи­рический подход, ситуационный подход, антисистемный подход, конфликт­но-игровой, организационно-экологический и др.

ТО сегодня — это, во-первых, комплексная межпредметная теория со сложной структурой, во-вторых, — это многомодельная теория.

В числе развитых специальных предметных организационных теорий, входящих в состав ТО, сегодня можно выделить: социологию организаций, психологию организаций, экономику организаций. Они являются неотъем­лемыми элементами структуры ТО.

В стадии становления находятся и другие специальные организацион­ные теории, создаваемые в рамках предметных направлений таких наук, как социальная антропология, политология, культурология и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.