Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский фонд фундаментальных исследований нуждается в модернизации




Справочно

Базовые принципы деятельности РФФИ отрицать нельзя ни в коем случае — это три кита, на которых покоится «честная наука». Но я полагаю, что некоторые коррективы в деятельность этого Фонда внести необходимо. Актуальность тех небольших грантов, которыми РФФИ, по сути, не давал загаснуть инициативе научных работников, сегодня утрачена. Необходимо пересмотреть структуру финансирования Фондом проектов, усилить его вовлечённость в технологическое обновление российской экономики. Чтобы понять, почему небольшие гранты более не актуальны, нужно разобраться в том, какова институциональная разница между «отцом» и «сыном», то есть «их» NSF и нашим РФФИ, который с NSF был в некотором смысле скопирован.
Подробнее Константин Киселёв: «На мой взгляд, актуальность тех небольших грантов, которыми РФФИ, по сути, не давал загаснуть инициативе научных работников, сегодня утрачена»

Происходящие в последнее время события в мировой экономике убедительно показывают, что грядёт определённый пересмотр существующих институциональных, финансовых, экономических моделей и подходов. Россия несколько лет развивалась в условиях положительного ценового шока, собирая экспортные доходы в «кубышки», и пользовалась дешёвыми внешними деньгами. Сейчас придётся жить в условиях больших неопределённостей, дорогих денег, а конкуренция между странами и их компаниями перейдёт из области доступа к дешёвым источникам сырья и рабочей силы к умению на устойчивой основе производить знания и инновации. Но для качественного функционирования национальной инновационной системы необходимо создать соответствующие элементы, реформировать институциональное окружение науки. Необходимо создать условия, способствующие преобразованию научных знаний в инновации и стимулирующие коммерциализацию результатов научных исследований.

Основными отечественными фондами, осуществляющими грантовую поддержку научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальных наук без каких-либо ведомственных ограничений, являются РФФИ и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Через первый распределяются порядка 6% от расходов бюджета на гражданскую науку, через второй — примерно 1%.

Считается, что прообразом этих фондов является американский Национальный научный фонд (National Scientific Foundation, NSF), с работой которого в начале 90-х годов знакомилась делегация российских чиновников и учёных, часть этого опыта была перенесена на российскую почву. В 1992 году были сформированы РФФИ и РГНФ, а в 1993 году — сеть из более чем полусотни государственных научных центров (ГНЦ).

Чем руководствовались реформаторы при создании РФФИ? Главный принцип — независимая экспертиза научных проектов по принципу peer-review силами авторитетных («по гамбургскому счёту» — по качеству научных публикаций) учёных и исследователей, независимых от грантодателя. Была разработана методика проведения всесторонней оценки проектов и создана уникальная, пожалуй, самая широкая в стране сеть из нескольких десятков тысяч экспертов.

Таблица. Распределение финансирования по видам деятельности

Вид деятельности Финансирование
2007 год. Квота, факт (тыс. руб.) 2008 год. Квота, план (тыс.руб)
Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ (области знаний 01-08) 3 143 897,4 3 663 000,0
Региональные конкурсы, конкурсы со странами СНГ 342 373,3 540 000,0
Международные конкурсы 197 009,9 270 000,0
Совместные конкурсы с ведомствами РФ 115 995,0 210 000,0
Ориентированные фундаментальные исследования 489 280,0 450 000,0
Поддержка материально-технической базы 482 880,0 480 000,0
Экстренная поддержка научных исследований 179 638,5 150 000,0
Программа «Научная электронная библиотека» 191 912,0 300 000,0
Программа «Молодёжные конкурсы» 53 538,9 -
Программа «Мобильность молодых ученых» - 300 000,0
Обеспечение функционирования аппарата и оплата экспертизы 143 475,0 237 611,9
Всего 5 340 000,00 6 600 611,90

Второй принцип — финансирование самых мелких структурных единиц, научных групп. Организации в конкурсах РФФИ участия не принимают, деньги на исследования попадают непосредственно исполнителям проектов, минуя «административные карманы».

Третий принцип — финансирование инициативных проектов. Фонд не выполняет государственный заказ, а даёт деньги на удовлетворение «научного любопытства», разумеется, если оно поддержано экспертами. Суммы грантов РФФИ относительно лотовых конкурсов, скажем, государственных программ невелики, хотя они, конечно, увеличиваются и параллельно с общим ростом научного бюджета, и в рамках выбранных самим Фондом направлений, которые ориентированы на создание прикладных заделов фундаментальных проектов (конкурсы ОФИ и ОФИ-Ц). Распределение средств между областями знаний по направлению «Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ» на 2008 год

Все эти базовые принципы вполне демократичны и честны по отношению непосредственно к фундаментальным учёным, хотя не стоит забывать, что и в благородной оболочке прекрасно работает всё тот же административный ресурс и уважаемые академики делают всё возможное, чтобы поддержать своё направление и своих учеников. Но это полбеды, тем более что в Фонде сменилось руководство, и значительно обновился совет. На мой взгляд, эти решения могут способствовать как раз избавлению РФФИ от избыточного давления выдающихся учёных и организаторов науки из РАН.

Главное заключается в другом. На мой взгляд, актуальность тех небольших грантов, которыми РФФИ, по сути, не давал загаснуть инициативе научных работников, сегодня утрачена.

Базовые принципы деятельности РФФИ отрицать нельзя ни в коем случае — это три кита, на которых покоится «честная наука». Но пересмотреть структуру финансирования проектов (а сейчас примерно 70% средств Фонда тратится на мелкие инициативные фундаментальные проекты), пересмотреть вписанность РФФИ в значительно изменившуюся за последние годы структуру финансирования сектора исследований и разработок, определить вовлечённость в технологическое обновление российской экономики, на мой взгляд, необходимо. Это тем более важно, если речь идёт об использовании накопленного опыта РФФИ по направлениям и темам научных исследований, инициированных «снизу».

Кроме того, не стоит забывать, что и ситуация изменилась. В 90-е годы РФФИ работал на поддержку активных учёных, не хотевших выезжать из страны или менять профессию. А сегодня активные учёные не имеют больших проблем ни с деньгами, ни с оборудованием (конечно, совсем без проблем не бывает, но они решаемы).

Надо отдавать отчёт в том, что сегодня страна стоит перед вызовами, которые требуют крупных решений, направленных на преодоление разрыва между производством знаний и внедрением новых технологий. Это не дежурная банальность, а вопрос национальной безопасности. За генерацию знаний у нас отвечает Российская академия наук, во всяком случае, если судить по сотням миллиардов рублей, которые ей выделяет налогоплательщик на реализацию программы фундаментальных исследований. И я не понимаю, отчего эффективно действующий бюджетный фонд должен по-прежнему заниматься по большей части «поддержкой штанов» для инициативных научных групп.

Сейчас, когда в РАН активно вводятся целевые программы, системы научной конкуренции (в частности, показатели результативности ПРНД), можно полагать, что инструменты, нацеленные на конкурсное финансирование и финансирование, ориентированное на конечный результат, уже созданы в достаточном количестве, и поддерживать мелкие гранты уже нет острой необходимости. Более того, есть подозрения, что нынешний формат грантов РФФИ, наоборот, начинает поддерживать всё более слабых исследователей, не желающих конкурировать в рамках «тяжёлых инструментов» с жёсткими требованиями к результатам.

В этой связи имеет смысл:

1. Переориентировать РФФИ на первоочередное финансирование поисковых исследований, ранних стадий прикладных исследований, стимулировать ранние стадии процесса преобразования научных знаний в инновационный продукт.

2. Более жёстко увязать его деятельность с другими институциональными механизмами поддержки науки и инноваций — конкурсами Роснауки, деятельностью государственных корпораций и венчурными проектами.

В заключение ещё раз подчеркну: модернизации должны подвергнуться не принципы функционирования РФФИ, но структура его непосредственной деятельности.

 

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

 

РГНФ создан по постановлению Правительства Российской Федерации 8 сентября 1994 г. в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, приумножения накопленных научных знаний и широкого распространения их в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки. Деятельностью РГНФ руководит Совет Фонда.

 

РГНФ - самоуправляемая государственная организация, средства которой формируются за счет государственных ассигнований и привлеченных средств. Фонд поддерживает научные исследования во всех областях гуманитарного знания: философии, политологии, социологии, науковедению, праву, экономике, истории, археологии, этнологии, искусствоведению, филологии, психологии, педагогике, комплексным проблемам изучения человека.

 

Поддержка научных проектов осуществляется на основании тщательной многоэтапной независимой научной экспертизы. Экспертная система РГНФ состоит из шести экспертных советов:
  1. философии, социологии, политологии, права, науковедения
  2. проблем комплексного изучения человека
  3. истории, археологии и этнологии
  4. экономики
  5. филологии и искусствоведения
  6. информационных систем и телекоммуникаций.

 

РГНФ ежегодно организует несколько видов конкурсов: -исследовательских проектов; Фондом поддерживаются проекты исследований по гуманитарным и общественным наукам по направлениям 01 (история; археология; этнография), 02 (экономика), 03 (философия; социология; правоведение; политология; социальная история науки и техники; науковедение), 04 (филология; искусствоведение), 06 (комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека). -издательских проектов; Фондом поддерживаются научные издания, представляющие результаты исследований по направлениям 01, 02, 03, 04, 06. -проектов развития научных телекоммуникаций и материально-технической базы гуманитарных научных исследований; Фонд принимает к рассмотрению заявки на развитие научных телекоммуникаций и материально-технической базы научных исследований по направлениям 01, 02, 03, 04, 06. -проектов организации российских и международных научных мероприятий на территории РФ; К рассмотрению принимаются заявки на проведение на территории Российской Федерации научных мероприятий (конференций, симпозиумов, совещаний, постоянно действующих научных семинаров, круглых столов и т.д.), посвященных актуальным проблемам науки, по направлениям 01, 02, 03, 04, 06. -проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом; К рассмотрению принимаются индивидуальные заявки на участие российских ученых в научных мероприятиях за рубежом по направлениям 01, 02, 03, 04, 06. -проектов организации экспедиций, полевых, экспериментально-лабораторных исследований и научно-реставрационных работ; Фонд осуществляет поддержку проектов организации экспедиционных, полевых, экспериментально-лабораторных исследований и научно-реставрационных работ, включая статистические обследования, моделирование социально-экономических процессов, разработку методик проведения экспериментов, научно-реставрационных работ по направлениям 01, 02, 03, 04, 06. -проектов создания информационных систем. Фондом поддерживаются проекты создания информационных систем (ИС) для проведения гуманитарных исследований по областям знаний 01, 02, 03, 04, 06.

 

С 1998 г. в целях консолидации усилий центральных и региональных органов по поддержке науки проводятся региональные конкурсы. Фонд осуществляет международное сотрудничество. Региональные конкурсы: Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном Волжские земли в истории и культуре России Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее Русский Север: история, современность, перспективы Северный Кавказ: традиции и современность Международное сотрудничество: Совместный конкурс РГНФ и БРФФИ по следующим направлениям гуманитарных наук: (01) история; археология; этнография; (02) экономика; (03) философия; социология; правоведение; политология; социальная история науки и техники; науковедение; (04) филология; искусствоведение; (06) комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека.
 
Фонд имеет уникальную базу данных по гуманитарным исследованиям в России, проводит науковедческие исследования, является учредителем журналов "Вестник Российского гуманитарного научного фонда" и "Науковедение", регулярно издает "Каталог книг, изданных при поддержке Российского гуманитарного научного фонда".

 

 

В 2009 году финансирование научных исследований из бюджета будет увеличено на 26%

Минфин РФ обнародовал проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Этот уже второй в истории России трёхлетний бюджет сейчас рассматривается в Государственной думе.

Общий объём финансирования федеральных целевых программ, согласно документу, в 2009 году составит более 1,054 триллиона рублей. На программу развития образования в 2009 году выделено 12,9 миллиардов рублей. А вот в 2010 году бюджет российского образования сократится на 10%: предполагается активно использовать внебюджетные источники финансирования и другие программы.

Бюджет ряда программ в 2010 году сократится на порядок по сравнению с 2009 годом. Это касается программы реформирования военного образования, а также строительства жилья для молодых учёных. Если сокращение финансирования военного образования связано с завершением реформы, то вопрос о строительстве жилья для молодых учёных пока остаётся открытым.

Финансирование из бюджета научных исследований и разработок в ближайшие три года планируется значительно увеличить. В следующем году на эти цели будет направлено из бюджета 18,2 миллиардов рублей, в 2010 году бюджет этой программы возрастёт на 26%, в 2011 году — ещё на 27%.

Со следующего года стартует ещё одна федеральная программа — «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с бюджетом 9,6 миллиардов рублей. В последующие годы финансирование этого направления планируется значительно увеличить.

На программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» в 2009 году предусмотрено 7,9 миллиардов рублей. Объём финансирования программы в 2010 году существенно не изменится и составит примерно 7,5 миллиардов рублей.

Расходы бюджета на финансирование Федеральных целевых программ (тыс. руб.)

  2008 год 2009 год 2010 год
Федеральные целевые программы — все 1 054 127 625,8 1 220 010 012,4 1 354 149 507,2
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы 12 908 080,0 11 612 930,0  
Федеральная целевая программа «Реформирование системы военного образования в Российской федерации на период до 2010 года» 1 030 210,0 137 590,0  
Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в российской федерации» на 2008 — 2010 годы 7 925 400,0 7 483 000,0  
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы 9 630 000,0 17 100 000,0 22 965 000,0
Мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и строительство общежитий 2 175 031,0 797 278,7  
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» 18 215 000,0 22 935 000,0 29 230 000,0


[ Надежда Леонтьева, для STRF.ru]

 

Наиболее успешными можно признать меры по развитию форм финансирования науки – сокращение доли сметного финансирования, реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, введение льготных режимов для государственных научных фондов (последние вступили в силу с 1 января 2008 г.), законодательное обеспечение интеграции образования и науки (принято в декабре 2007 г.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.