Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг процесса и результатов исследования

Критерии успешности исследовательского поиска и

ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА

 

 

Исследователю и органам управления совершенно необходи­мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек­тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана­лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце­нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер­жание мониторинга.

Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев: образовательный, социо­логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно­сти, здоровья и психологического комфорта.

Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце­нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов - показателей, которые можно изменять.

Образовательный критерий:

качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи­телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос­бюджетные места, по успеваемости;

количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит­мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро­вень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

реальные возможности свободного выбора школьника в рам­ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс­ных занятий по интересам и т.д.);

адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи­тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус­ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио­нальной деятельности и др.);

престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

адекватность самооценки;

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе­реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

степень самореализации (реализации индивидуальных возмож­ностей);

выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;

развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Критерий воспитанности:

сформированное гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив­ности;

степень сформированности нравственных идеалов и нравствен­ного поведения;

развитие экологической культуры личности;

развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

наличие или отсутствие вредных привычек;

факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

степень сплоченности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

уровень психического и физического здоровья, развития ос­новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;

заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

распределение учащихся по группам здоровья;

количество и качество услуг, способствующих здоровъесбережению и лечению.

Критерий психологического комфорта:

степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

уровень тревожности;

межличностные отношения, социальное благополучие.

Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В.А.Загвязинский приводит примеры разработанных на практике критериев успешности исследовательского поиска[1].

Наиболее общим подходом для определения качества образова­ния является установление степени достижения поставленных це­лей (при условии их адекватности требованиям времени). Все дан­ные диагностики берутся в динамике за определенный период.

Результаты исследовательского поиска, итоги деятельности образовательной системы или учреждения могут быть признаны успешными, если по всем компонентам комплексного критерия достигнуты положительные результаты или получены положитель­ные сдвиги по отдельным компонентам при условии, что нет ухуд­шения по другим.

Если хотя бы по одному из критериев допущено ухудшение, то общие результаты не могут быть признаны удовлетворительны­ми, и тогда возникает вопрос о коррекции, о способах компенса­ции допущенных потерь или прекращении процесса преобразова­ний в данной его форме.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы психолого-педагогического исследования | Этапы коллективного комплексного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.